Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Лесопожарные итоги

09.11.2009

Рослесхозом подведены итоги пожароопасного сезона 2009 года в рамках заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

По словам заместителя руководителя Рослесхоза М.Д. Гиряева, в 2009 году на землях лесного фонда зарегистрировано свыше 22 тысяч лесных пожаров, пройденная ими площадь составила 2,4 млн. га. По сравнению с аналогичными показателями 2008 года отмечено снижение числа случаев лесных пожаров в 1,1 раза, площади осталась на уровне прошлого года. Показатель ликвидированных пожаров в день их обнаружения составил 65 %, против 52% в 2008 году. Доля погибших лесов, пройденных верховыми пожарами, сократилась с 48 тыс. га до 39 тыс. га. Наиболее высокая горимость лесов зарегистрирована на территории 8 субъектов Российской Федерации, на которые пришлось 92% пройденной в России огнем площади (Магаданская область (543 тыс. га), Хабаровский край (481 тыс. га), Амурская область (315 тыс. га), Республика Бурятия (242 тыс. га), Республика Саха (Якутия) (237 тыс. га), Забайкальский край (159 тыс. га), Еврейская автономная область (99 тыс. га), Приморский край (93 тыс. га).

Заместитель руководителя Рослесхоза особо отметил положительную работу лесопожарных формирований Алтайского края (592 лесных пожаров, 92% ликвидировано в день обнаружения), Челябинской (2030 лесных пожаров, 94%), Курганской (741 лесных пожаров, 96%), Воронежской областей (1314 лесных пожаров, 86%), которые при высокой и чрезвычайной пожарной опасности, обеспечили ликвидацию лесных пожаров в день их обнаружения, до минимума сократив площадь, пройденную огнем.

В целях стабилизации лесопожарной обстановки на территории 7 субъектов Российской Федерации вводился режим ЧС. Особый противопожарный режим и ограничение на посещение лесов и въезда в них транспортных средств на период высокой и чрезвычайной пожарной опасности по условиям погоды вводилось на территории 45 субъектов Российской Федерации.

Причиной большинства пожаров стали нарушение правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных палов и неосторожное обращение с огнем в лесу. При этом в текущем году от лесных пожаров не пострадали ни люди, ни населённые пункты, ни объекты экономики.

Итоговые данные пожароопасного сезона 2009 года показывают, что в большинстве регионов значительно возросла роль арендаторов в профилактике и тушении лесных пожаров. Именно арендаторы своевременно обеспечивали ликвидацию лесных пожаров на арендуемых лесных участках. Так в Республике Бурятия количество и площадь пройденная огнем на данной территории составляют всего от 2-15%. Аналогичная ситуация в Алтайском и Приморском краях.

Рослесхозом до наступления пожароопасного сезона с выездом в субъекты Российской Федерации, проведена значительная работа по организации профилактики и подготовке к тушению лесных пожаров. Ее итоги были рассмотрены в июне 2009 года на селекторном совещании с руководителями субъектов Российской Федерации под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, проводимом в Национальном центре по управлению в кризисных ситуациях МЧС России.

Основными проблемами, возникающими в регионах по профилактике и тушению лесных пожаров являются:

- слабая организация работы авиационного блока

Авиапатрулирование лесов в 2009 году в большинстве субъектов было начато с опозданием, в основном, в связи с задержкой проведения конкурсов на наём воздушных судов. Так, в Республике Бурятия 502 лесных пожара, в Забайкальском крае 117. В Приморском крае 40 пожаров возникли до начала авиапатрулирования. Пройденные ими площади составили до 60 тысяч га.

Нормативная кратность осмотра территорий лесного фонда не выдерживалась ни в одном субъекте Российской Федерации, за исключением Московской и Тюменской областей. Не обеспечивался режим однократного авиапатрулирования, не говоря уже о 2- и 3-х кратном осмотре. В среднем за первую декаду июня в ряде субъектов при III-IV КПО ежедневно 30-40% территории вообще не осматривалось (Хабаровский, Забайкальский края, Республика Бурятия). Естественно, это становилось одной из причин несвоевременного обнаружения пожаров и распространения их до категории крупных. (Для справки: налет воздушных судов в России в 5-10 лет назад составлял около 100 тыс. летных часов, а в последние два года сократился до 15 тыс. Для сравнения налет часов на лесоавиационных работах в Греции составляет 75 тыс. часов, в США 350 тыс. часов, в Канаде 175 тыс. часов.)

В Хабаровском крае по вышеуказанным причинам площадь пожаров при обнаружении авиацией составляла 200 гектаров. В результате, при аналогичном количестве лесных пожаров по сравнению с прошлым годом, площадь, пройденная огнем, увеличилась более чем в 3 раза (481 тыс. га). В Республике Бурятия кратность авиапатрулирования ниже нормативной в семь раз, количество пожаров, обнаруженных авиацией, составляет менее 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась и по ряду других субъектов (Приморский край, Еврейская автономная область).

Подразделения авиалесоохраны практически перестали применять авиационные технологии пожаротушения (вертолёты Ми-8 и самолёты Бе-200, Ан-2 с водосливными устройствами), высокотехнологичное оборудование пожаротушения, искусственное вызывание осадков, взрывчатые материалы, химикаты и прочее.

Во многих регионах отмечается слабое взаимодействие авиалесоохраны с наземными силами. Вместе с тем в Тюменской, Челябинской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе организацию всего комплекса профилактических противопожарных мероприятий, а также тушение лесных пожаров обеспечивает специализированное государственное учреждение, созданное на базе бывших филиалов Авиалесоохраны и имеющейся сети пожарно-химических станций. Необходимо отметить, что производственные показатели по эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров здесь многократно выше, чем у соседних субъектов. Регионам необходимо значительно повысить роль авиалесоохраны и увеличить кратность патрулирования доведя ее до установленных нормативов.

В свою очередь Рослесхоз начал работу по подготовке лесопожарных специалистов в специализированном Учебном центре при ФГУ «Авиалесоохрана». Подготовлено 347 человек со всех субъектов РФ по организации тушения лесных пожаров. Кроме того, в октябре в Учебном центре, начата подготовка летчиков-наблюдателей по 17 субъектам Российской Федерации.

– недостаточное взаимодействие органов лесного хозяйства и органов местного самоуправления

Большинство органов местного самоуправления неудовлетворительно провели мероприятия по противопожарному обустройству своих территорий. 24% пожаров от полос отвода железных и автомобильных дорог, посёлков, находящихся на территории муниципальных образований, в весенний период переходили не только на лесной фонд, но и на строения, объекты и населённые пункты. От действия этих пожаров пострадало более 110 жилых домов, дачных и нежилых строений (Владимирская, Оренбургская, Ярославская и Тверская области). Налицо крайне слабое взаимодействие органов местного самоуправления и органов лесного хозяйства субъектов Российской Федерации по тушению лесных пожаров на территориях, прилегающих к землям лесного фонда.

В целях устранения недостатков необходимо разработать и утвердить конкретные планы по противопожарному обустройству всех территорий, прилегающих к лесному фонду с определением объемов и мест выполнения работ, ответственных лиц, сроков исполнения. К реализации указанных планов необходимо приступать немедленно.

Вместе с тем Рослесхоз рекомендует взять на вооружение, изучить и применить на практике опыт Алтайского края, где создана наиболее совершенная система обустройства поселков, дорог и других участков, прилегающих к лесам.

В апреле 2010 года Рослесхоз при участии МЧС России планирует провести всероссийский семинар в Алтайском крае по обсуждению этой проблемы. Кроме того, в целях обеспечения взаимодействия в области предупреждения и тушения трансграничных пожаров Рослесхоз планирует в марте следующего года провести международное совещание с участием представителей Китая, Монголии и Казахстана.

– слабое использование субъектами РФ информационной системы дистанционного (космического) мониторинга

Ежедневно на основании Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечивало контроль за развитием лесопожарной ситуации в субъектах Российской Федерации. При несвоевременном принятии мер по обнаружению и тушению лесных пожаров, а также неудовлетворительном наращивании ресурсов пожаротушения Рослесхозом направлялись представления губернаторам Приморского, Хабаровского краев, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, заместителям Генерального Прокурора Российской Федерации и полномочным представителям Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

Следует отметить, что в текущем году кардинально улучшилась достоверность информации о лесопожарной обстановке в субъектах Российской Федерации. На каждый случай расхождения данных следовала незамедлительная реакция. Рослесхоз направлял соответствующие телеграммы в регионы, полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, Генеральную прокуратуру РФ. За этим следовали прокурорские санкции, проверки. Только Рослесхозом проведены контрольные натурные замеры площадей около 60 лесных пожаров в 10 субъектах Российской Федерации. Во всех проверенных субъектах выявлены факты занижения площадей. В Приморском крае (96,6 тыс. га), Амурской (33 тыс.га) и Магаданской (15 тыс.га) областях, Забайкальском крае (23 тыс.га). Проверки, проведенные представителями прокуратуры, подтвердили данные Рослесхоза.

В текущем году Рослесхоз завершает работы по включению в систему дистанционного мониторинга оцифрованных лесопожарных карт в многолесной зоне с привязкой к конкретному лесничеству, кварталу. Роль ИСДМ при этом существенно возрастет и органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить укомплектование рабочих мест лесничеств и лесопользователей необходимыми техническими средствами.

– отсутствие маневрирования ресурсами пожаротушения между субъектами Российской Федерации

В текущем году, как и в предыдущие годы, в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов в отдельных субъектах Российской Федерации (Забайкальский и Приморский края, Республика Бурятия и др.) имела место острая необходимость в дополнительных ресурсах пожаротушения, которыми данные регионы не располагали. Лесопожарная ситуация в очередной раз подтвердила необходимость создания соответствующих лесопожарных формирований для оказания помощи ресурсами пожаротушения, когда собственных сил и средств пожаротушения недостаточно.

Указанный вопрос уже поднимался на заседаниях Правительственной комиссии и получил соответствующую поддержку. Разработанная Рослесхозом Программа создания авиационных региональных лесопожарных центров получила одобрение в МЧС России, Минприроды России и Минтрансе. Однако, учитывая отрицательные позиции Минфина России и Минэкономразвития России, на уровне Правительства РФ решение не принято.

– вопросы финансирования мероприятий по охране лесов от пожаров

В целях контроля за эффективностью расходования финансовых средств в текущем году в 25 субъектах РФ были проведены проверки. Так образом, выявлено нецелевое использование средств субвенций на сумму 22 млн. рублей, неэффективное расходование на 46 млн. рублей. Эта информация были доведена до субъектов РФ. Кроме того, Рослесхозом совместно с представителями Генеральной прокуратуры, была проведена целевая внеплановая проверка расходования субвенций на лесоохранные мероприятия в Республике Бурятия.

Для погашения регионам кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров в 2009 году 12 субъектам (Республики Саха (Якутия), Бурятия, Забайкальский, Хабаровский края, Тамбовская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская, Сахалинская, Волгоградская, Воронежская области) направлено свыше 130 млн. рублей из нераспределенного резерва субвенций. Критерии выделения средств - готовность к пожароопасному сезону в полном объеме, софинансирование из бюджета субъекта РФ на охрану лесов.

Подводя итоги, заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Гиряев отметил, что в 2009 году объем субвенций направленный в регионы на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров остался на уровне 2008 года. Благодаря этому субъекты смогли обеспечить выполнение всех предусмотренных лесными планами объемов работ. В настоящее время объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010 год по сравнению с контрольными цифрами, уменьшен на 15-20%.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии подготовил поправку к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год» о сохранении финансирования охраны лесов от пожаров в 2010 году на уровне 2009 года.

Источник:

Рослесхоз

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru