Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Мораторий на повышение пошлин на "круглый" лес будет продлен

26.10.2009

25 октября Председатель Правительства Российской Федерации В. В.Путин, находящийся с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, принял участие в заседании III российско-финляндского Лесного саммита.

Выступление В.В.Путина:

Уважаемый господин Премьер-министр Ванханен, Уважаемые дамы и господа,

Я очень рад возможности всех приветствовать в Санкт-Петербурге.

Такие форумы, как российско-финляндский Лесной саммит, несомненно, обогащают отношения двух наших стран, способствуют развитию прямого диалога на уровне правительств, регионов, бизнес-кругов, научных сообществ, экологических организаций.

Российско-финляндское сотрудничество можно назвать образцом настоящего добрососедства. Это касается и политических, и деловых, и гуманитарных связей. Тем более что по итогам 2008 года Россия вновь стала крупнейшим внешнеторговым партнером Финляндии. Накопленный багаж доверия позволяет откровенно обсуждать самые сложные вопросы, выходить на оптимальные решения - к обоюдной выгоде.

Рассчитываю, что и сегодняшний саммит поможет найти новые точки соприкосновения, причем в такой приоритетной для наших стран сфере, как лесной комплекс. Мы знаем, что трудно переоценить значение этой отрасли для экономики Финляндии. Она также весьма важна и для России, особенно для ее северо-западных, сибирских и дальневосточных регионов. И вполне естественно, что между нашими лесопромышленниками сложились прочные кооперационные связи. Мы видим в такой взаимодополняемости много "плюсов" и конкурентных преимуществ.

Вместе с тем, хочу повторить уже неоднократно звучавшую мысль: Россию, так же как и любую другую страну, - хочу это подчеркнуть - не может устраивать роль поставщика на мировой рынок, главным образом, первичного сырья. Причем это касается любого сырья - и углеводородов, и биоресурсов, и древесины.

Россия, как и любая другая страна, заинтересована в максимально эффективном и рациональном использовании своих природных богатств - это наша стратегическая задача. Будем решать ее путем трансформации экономики, снижения сырьевой зависимости, внедрения инновационных, высоких технологий. Должен сказать, что пример Финляндии нас здесь вдохновляет.

Новый российский Лесной кодекс, вступивший в силу в 2007 году, установил прозрачные, рыночные правила работы в отрасли. В их основе - экологическая ответственность и равный доступ к ресурсам, а также преференции для инвесторов, которые вкладывают средства в глубокую переработку древесины. Речь идет, прежде всего, о выделении таким инвесторам лесных участков без аукционов.

Одновременно были приняты решения о поэтапном повышении вывозных таможенных пошлин на так называемый круглый лес, на "кругляк". Подчеркну: здесь нет никаких попыток ослабить позиции конкурентов. Это - вполне естественный и давно назревший шаг в сторону более современной и диверсифицированной экономики. Убежден, что такие шаги открывают новые горизонты, новые возможности и для наших традиционных партнеров.

Если быть объективным, то нельзя не заметить, что мы предоставили зарубежным коллегам хорошую возможность для расширения бизнеса, по сути, дали прямой выход на российский рынок, послали сигнал: приходите, стройте предприятия, создавайте рабочие места, работайте.

Ясно и то, что в среднесрочной перспективе спрос на лесную продукцию будет расти, и потому создание новых производств в России вовсе не означает, по моему мнению, альтернативу существующим предприятиям, в том числе, в самой Финляндии. Думаю, что места на рынке хватит всем.

Правда, мы, конечно, должны исходить из реалий, я об этом скажу чуть позже. Мы понимаем, что происходит сейчас на мировых рынках.

Наши зарубежные партнеры, как правило, очень трепетно относятся и к вопросам экологии, охраны природы. Полностью с этим согласен. И в этом смысле создание новых, построенных по последнему слову техники, предприятий в российских регионах будет способствовать более ответственному природопользованию, поможет покончить с хищнической эксплуатацией лесов, оздоровит экологическую ситуацию не только в России, но на всем северо-западе европейского континента. Да и в других частях мира тоже, например, на Дальнем Востоке.

Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что требуется определенное время как для обновления нашей собственной лесной индустрии, так и для адаптации зарубежных компаний к новым реалиям. Именно поэтому повышение экспортных пошлин на "круглый" лес идет поэтапно, а все решения здесь абсолютно прозрачны.

У наших коллег было почти три года, чтобы скорректировать свои программы развития, подготовить новые инвестиционные и технологические решения и, что называется, прочно обосноваться в России. Причем многие такой возможностью действительно воспользовались.

Уже утверждены 75 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения леса с общим объемом финансирования около 430 миллиардов рублей. Их реализация позволит переработать 68 миллионов куб. м древесины в год.

Это приличные цифры. Но в тоже время, и мы это тоже прекрасно понимаем, результаты могли бы быть и более внушительными. Но и вы тоже знаете, каковы последствия глобального экономического кризиса, который ощутимо сказался и на состоянии лесной отрасли. Это касается всех, в том числе и нас в России.

Тем не менее, мы не считаем текущие проблемы поводом для того, чтобы отказаться вообще от планов модернизации. Так же, как и от линии на постепенное сокращение объемов экспорта необработанной древесины. Я говорю именно о стратегии развития.

Понимаю, что люди, которые занимаются бизнесом, ждут от меня информации о том, что мы будем делать в ближайшее время. Скажу, конечно, и об этом. Но сейчас я говорю о стратегии нашего развития. Мы всегда вели себя честно по отношению к нашим партнерам. Хочу, чтобы все услышали: стратегию мы менять не будем.

Любое другое решение противоречило бы логике нашего стратегического курса на переустройство экономики и, что немаловажно, подорвало бы репутацию России как надежного партнера.

Я уже называл цифры и число инвестиционных проектов, реализуемых в лесном комплексе. За каждым из них стоят люди, стоят конкретные предприятия, компании, которые пришли, зная наши планы развития, стратегию развития, вложили под эти условия деньги. И, конечно, взять сейчас и полностью поменять под предлогом мирового экономического кризиса правила игры было бы не очень корректно по отношению к тем, кто пошел на этот шаг, на инвестирование в российскую экономику.

В то же время, там, где это не противоречит избранной стратегии, конечно, можно и нужно проявлять гибкость, идти навстречу традиционным партнерам, учитывать реально складывающуюся ситуацию в мире, в том числе, и у наших соседей в Финляндии.

Как вам известно, Правительство России уже принимало решение о переносе срока очередного повышения пошлины на "круглый" лес. Собственно говоря, речь идет практически о запретительных пошлинах.

Я уже дважды возвращался к сегодняшней ситуации, сегодняшним реалиям на рынке. Ситуация нам известна. Я говорил о том, что в перспективе всем хватит места на мировом рынке, поскольку спрос будет расти. Но сегодня он упал - это факт, сегодня спрос сократился. Мы это тоже видим, прекрасно понимаем.

В этой связи могу сказать, что мораторий на повышение пошлин на "круглый" лес будет продлен на следующий, 2010 год. Считаю возможным такое решение принять и на 2011 год. Но будем это решение принимать, исходя из анализа реальной ситуации на мировых рынках.

Рассчитываем, что зарубежные партнеры с умом воспользуются этим дополнительным временем - кстати говоря, не только зарубежные партнеры, но и наши лесозаготовители тоже - и на деле ускорят реализацию своих проектов развития. И не будут использовать это время только для того, чтобы постоянно обращаться в Правительство Российской Федерации о продлении этого моратория из года в год.

Я вас предупреждаю, говорю с вами абсолютно открыто: мы все равно это сделаем, но не будем это делать тупо, не обращая внимания на то, что происходит в мире. Но ситуация будет меняться, и мы будем переходить к реализации этих планов. Есть время, вы спокойно можете подготовиться к этим шагам.

Мы готовы работать над созданием благоприятных условий инвестирования применительно к конкретным проектам, прежде всего, по строительству новых целлюлозно-бумажных комбинатов.

Уважаемые коллеги,

Авторитет Финляндии как крупнейшего игрока мирового лесного рынка - несомненен. Причем, что важно, речь идет не только об объемах, но и о качестве производимой продукции. Имею в виду современные технологии, глубину использования сырья, продвинутые экологические программы.

Все эти направления для нас исключительно важны. И опыт наших финских партнеров, наработки обязательно будут использованы в России.

Считаю также, что в наших общих интересах - смещать акцент в сторону совместного освоения рынков третьих стран, концентрировать ресурсы на создании и продвижении высокотехнологичных продуктов, связанных с применением био- и нанотехнологий в лесном комплексе. В конечном счете, именно за этим - будущее.

В заключение хотел бы пожелать саммиту плодотворной работы, интересных идей, которые составят основу для новых взаимовыгодных проектов.

Спасибо.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги,

Все, что сейчас позвучало, находится постоянно в поле нашего внимания. Нет ничего такого, что бы мы с вами не обсуждали за последние полтора-два года. Практически на каждой нашей встрече, да мы и в Правительстве России постоянно, чуть ли не в ежемесячном режиме возвращаемся ко всем этим проблемам.

Конечно, нам нужно обеспечить совместно с вами конкурентоспособность нашего продукта, чтобы мы здесь, на северо-западе Европы были конкурентными со всеми производителями, где бы они ни работали - в тропических лесах Амазонки, либо здесь у нас, на северо-западе Европы.

По поводу того, что закрываются предприятия в связи с ограничением дешевого сырья - я думаю, что это только отчасти так, причем в незначительной части. На самом деле - это просто сокращение спроса в мире. А если бы мы еще дешевым сырьем завалили рынок, то неизвестно, какие бы были результаты. Может быть, результат был бы еще худший, чем тот, который мы сегодня наблюдаем. Просто было бы затоваривание рынка, и кризис перепроизводства был бы еще больнее.

Вместе с тем, мы слышим аргументы наших коллег - сейчас у нас будет встреча с господином Ванханеном уже в рабочем режиме. Мы посмотрим, подумаем с ним сейчас о том, что можно сделать дополнительно для того, чтобы расширить параметры того сырья, которое вывозится на экспорт беспошлинно. Сейчас там у нас 15 сантиметров баланс. Я знаю мнение специалистов, мы слышали об этом, с губернаторами нашими советовались. Сейчас мы с господином Ванханеном обсудим этот вопрос предметно. Это первое замечание, которое я хотел бы сделать. Первая реплика.

Вторая - по поводу того, что у нас, в России нужно сделать дополнительно для того, чтобы поддержать это направление бизнеса. Здесь я полностью согласен с господином Смушкиным (З.Д.Смушкин, председатель совета директоров ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз") и с другими выступавшими, когда они говорили о том, что нужно больше внимания уделить развитию инфраструктуры.

И здесь, конечно, не только дороги, хотя и дороги тоже - и железные дороги, и водные пути. Здесь тоже много предстоит сделать и нужно сделать, потому что, к сожалению, у нас и фарватеры уже забились во многих местах, и соответствующих работ давно не производилось, а нужно бы это сделать. И мы, конечно, будем это делать. Это и энергетическая инфраструктура, и на это тоже будем обращать внимание.

Наконец, о привлечении необходимых кредитных ресурсов. Здесь упоминалась уже работа ВЭБа. Но это все-таки работа в ручном управлении. Нам бы очень хотелось, чтобы в результате всех мер, которые сейчас осуществляет Правительство Российской Федерации, мы пришли к подавлению инфляции, а за этим последовало бы понижение ставок по кредитам. И это тогда было бы действительно эффективным действием не только для лесного комплекса, но вообще, в принципе, для всей экономики.

Я очень рассчитываю, что так оно и будет. Это не пустые слова. Вы знаете, что мы стремимся к снижению инфляции до 8-9%. В этом году уже будет, может быть, 8 с небольшим процента, а потом к 6% придем, надеюсь, к 5%. И тогда будут нормальные ставки по кредитам. Это вполне достижимый результат в самое ближайшее время, в ближайшие 3-4 года.

Ну и, наконец, еще одно замечание, которое тоже - как бы реплика на выступление господина Смушкина по поводу возможностей приватизации лесов. У нас решение принято. Мы знаем, конечно, об опыте других стран, в том числе об опыте наших соседей. Вместе с тем хочу отметить, что в этих странах давно сложился порядок администрирования вопросов подобного рода.

Мы приняли решение по поводу того, что у нас леса для промышленного освоения передаются в долгосрочную аренду, причем с правом продления. И я считаю, что таким образом мы обеспечили правовую базу для экономической деятельности. Это устойчивая конструкция.

Что касается приватизации. Вот выступавший здесь сказал, что, конечно - не вблизи городов. Но если сейчас мы обратимся к первой проблеме - к отсутствию необходимой инфраструктуры, то мы поймем, что интерес представляют как раз леса вокруг городов и других населенных пунктов.

Более того, сейчас коллега показал мне список финских инвестиций - где они. Недалеко от Новгорода, недалеко от Нижнего Новгорода, недалеко от Петрозаводска, недалеко от Петербурга. Все здесь крутится. А на Дальнем Востоке - тоже все вокруг населенных пунктов.

Так что экономический смысл был бы только в том случае, если бы разрешили везде. А у нас это очень тяжелое решение, потому что есть люди, которые считают: разреши им леса приватизировать - завтра воздух приватизируют и заставят нас еще платить за этот воздух. Поэтому выступавший правильно сказал: надо действовать аккуратно, не спеша.

Еще раз хочу сказать, мы считаем, что правовая база для экономической деятельности обеспечена в Лесном кодексе нормой, дающей право брать необходимые большие участки на длительную аренду с правом пролонгации.

Что касается вашей работы, я думаю, что она очень полезная. Это заслуживает внимания и поощрения - такие профессиональные контакты, особенно когда они происходят в очень доброжелательном, партнерском ключе, приводят к хорошим результатам.

Большое спасибо за внимание. Я хочу пожелать еще раз успехов.

* * *

В ходе заседания В.В.Путин ответил на вопрос из зала.

Вопрос: Как быть с доступом к электроэнергии? Я вижу, что электроэнергия уходит налево, направо. А без электроэнергии мне Лесной кодекс, корпоративное право и все остальное не помогут. Спасибо.

В.В.Путин: То, что энергия уже "налево ходит" - это любопытно. Но проблема, действительно, есть. И я с Вами согласен. Мы, конечно, обратим внимание на этот конкретный случай. Но это ровно то, о чем российские коллеги говорили, когда выступали, упоминая об инфраструктуре. И я сказал тоже об этом. Энергетика - один из важнейших компонентов. Что касается Вашего случая - нужно посмотреть отдельно.

***

В ходе, состоявшейся по итогам российско-финляндских переговоров совместной пресс-конференции Председателя Правительства Российской Федерации В. В.Путина и Премьер-министра Финляндии М.Ванханена, в выступлениях и ответах также прозвучала лесная тематика. В частности В. Путин сказал:

Сегодня мы участвовали, вы знаете, и в работе III российско-финляндского Лесного саммита. Тема развития партнерства в столь важной отрасли занимает одно из центральных мест в двусторонних экономических отношениях.

Естественно, наши решения здесь должны быть гибкими, учитывать реально складывающуюся ситуацию, те проблемы, которые породил глобальный экономический кризис. Поэтому мы пошли навстречу нашим давним партнерам: заморозили еще на один год решение - а, скорее всего, оно будет принято и на 2011 год - о введении повышенных пошлин на вывоз необработанной древесины.

Но, как я уже говорил, мораторий не может длиться вечно. Мы сделали стратегический выбор в пользу ускоренного развития лесоперерабатывающего комплекса России и будем дальше вести диалог с нашими финскими партнерами.

Уверен, что и наши финские коллеги используют открывающиеся возможности для развития соответствующих предприятий на территории Российской Федерации.

М.Ванханен заявил:

Мы особенно удовлетворены сообщением о "замораживании" экспортных пошлин практически еще на два года. Мы удовлетворены этим, в частности, в связи с переговорами в рамках ВТО. Мы договорились, согласовали, что в рамках нашей Комиссии по экономическому сотрудничеству мы должны рассмотреть, каким образом будет изменена сфера применения технических нормативов

***

Прозвучали и ответы на вопрос: «Вопрос обоим премьерам. Вы сегодня приняли участие в Лесном саммите. И Вы, Владимир Владимирович, уже объявили, что мораторий объявлен на год и, как я поняла по реакции Вашего коллеги, продлевается, очевидно, на второй год. Очевидно, что для финской стороны и для лесопромышленников это весть достаточно приятная.

Что касается нашей лесной промышленности - очевидно, надежды на развитие деревообрабатывающих производств на территории Российской Федерации уходят далеко в будущее. Вы обсуждали, видимо, эту проблему - и к какому выводу вы пришли? В каком направлении будет развиваться дальше сотрудничество?»

В. В.Путин: Что касается развития лесного комплекса и переработки на территории России - я уже об этом говорил: это наш выбор, выбор стратегический, и мы от него отступать не намерены.

Более того - и я, выступая сегодня, об этом сказал- осуществляются новые проекты на территории Российской Федерации по созданию современных производств по глубокой переработке древесины. Общий объем финансирования этих инвестиционных проектов превышает 450 млрд рублей. Это несколько десятков проектов. Так что работа идет.

Что касается переноса моратория на запретительные вывозные пошлины на необработанную древесину, которая используется деревоперерабатывающей промышленностью на целлюлозно-бумажных комбинатах Финляндии, то это временная мера и продиктована она конъюнктурой сегодняшнего дня, прежде всего, на мировых рынках. Я и в Хельсинки, когда был там, говорил об этом.

Мы не ставим задачу решать свои проблемы за счет финских партнеров. Мы понимаем, что сейчас всем тяжело, и им особенно тяжело, имея в виду то большое значение, которое играет сектор переработки древесины в экономике Финляндии. Именно с этим связаны наши решения о переносе.

Но в силу сегодняшней конъюнктуры на мировых рынках ускоренный ввод новых дополнительных мощностей, с экономической точки зрения, является проблематичным. Объемы продаж-то упали. Можно сегодня настроить этих предприятий, но куда продукты девать?

Поэтому мы будем действовать аккуратно, будем смотреть на тенденции на мировых рынках. Я уверен, что мировой рынок восстановится так же, как будет восстанавливаться вся мировая экономика. Потребуются и продукты лесопереработки. Время нужно. И в соответствии с этим мы будем корректировать свою политику в области таможенных пошлин.

Я могу в этой связи добавить еще одну информацию, которая будет небезынтересна как для наших заготовителей, так и для наших партнеров в Финляндии. Господин Премьер-министр обратился с просьбой в ходе наших переговоров "в узком составе" еще раз вернуться к объемам поставок этих "балансов" для деревоперерабатывающей промышленности Финляндии, которые поставляются вообще без пошлин. Я считаю возможным расширить параметры, а, значит, и объем таких поставок нашим партнерам за границу.

То есть сегодня это так называемые березовые балансы, диаметр которых не превышает 15 сантиметров. Я дал поручение Виктору Алексеевичу Зубкову и другим моим коллегам, чтобы они разработали такие критерии, которые позволят расширить объемы поставок без пошлины.

М.Ванханен: Во время экономического кризиса на территории ЕС сократились мощности леспрома на 15%. Большое количество предприятий закрыто частично в связи с этим кризисом, частично - в связи с тем, что в спросе на бумагу происходят постоянные изменения. Здесь основное потребление уходит из Европы и Северной Америки в другие регионы.

И в этом смысле, конечно, сложно верить, что здесь можно ожидать крупных, серьезных инвестиций. Мы заслушали сегодня сообщение двух представителей финских компаний, которые имели планы миллиардных инвестиций здесь, в России. Им пришлось перенести эти решения, отложить, искать способы, как можно вернуться к ним в будущем.

Сегодня мы согласовали вопросы по поводу пошлин на следующие два года и расширения беспошлинной номенклатуры. Это создаст новые возможности, в том числе для финского леспрома, улучшить свое экономическое положение в условиях экономического кризиса и, по возможности, расширить свои инвестиции и за рубежами Финляндии.

Спасибо.

***

Для сведения приводим данные Росстата по некоторым характеристикам развития лесной отрасли России:

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

Общий запас древесины на 31 декабря, млрд. м3

80,7

 

 

82,1

 

 

 

 

83,3

 

Индекс производст-ва, в процентах к предыдущему году

88,4

102,1

105,3

100,8

108,2

106,8

100,9

104,0

114,1

85,6

 

Вывозка древесины,
млн. плотных м3

238

116

94,8

97,0

105

112

113

118

134

105

 

Лесовосстановление, тыс. га

1402

1454

973

 

834

797

812

877

872

828

 

***

Незадолго до Саммита, 23 октября Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков провел заседание Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации.

На заседании были рассмотрены вопросы развития мощностей по глубокой переработке древесины в Приволжском и Уральском федеральных округах.

"С этой целью в этих федеральных округах в настоящее время реализуется 15 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 23,6 млрд.рублей", - сообщил первый вице-премьер. "В целом, - отметил В.А.Зубков, - несмотря на экономический кризис, работа по этим проектам проходит достаточно успешно". Введено в эксплуатацию деревообрабатывающее производство в Свердловской области, создано производство большеформатной фанеры в Кировской области. Вместе с тем, первый вице-премьер обратил внимание на приоритетность решения проблем, возникших в Кировской области. "Надо разобраться в причинах приостановки реализации проекта по созданию лесоперерабатывающего комплекса с объемом инвестиций в 11,2 млрд. рублей, нарушения сроков строительства завода по производству фанеры в поселке Демьяново", - отметил В.А.Зубков.

Участники заседания также обсудили вопросы исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в сфере лесных отношений. Как сообщил В.А.Зубков, всеми субъектами Российской Федерации утверждены лесные планы, в том числе - лесохозяйственные регламенты по всем лесничествам и лесопаркам, организовано ведение государственного лесного реестра. "Одним словом - работа проведена большая", - считает первый вице-премьер. Вместе с тем, он обратил внимание на необходимость дальнейшего совершенствования порядка представления пользователями леса установленной отчетности, расширение применения программного обеспечения для ведения государственного лесного реестра в полном объеме, более активного противодействия правонарушениям, в первую очередь - в сфере незаконной заготовки древесины.

В заключение Совет рассмотрел ход реализации проекта по использованию низкокачественной древесины и отходов лесопереработки в производстве биотоплива (пеллет) в Архангельской области.

Источник:

НИА-Природа по информации интернет-портала Правительства России, Росстата

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru