Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Итоги председательства России в СБЕР

16.10.2009

15 октября в Мурманске под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоялась XII министерская сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). В ней приняли участие министры иностранных дел Норвегии, Финляндии, Швеции, высокие представители других участников СБЕР – Дании, Исландии и Европейской Комиссии.

Были рассмотрены вопросы, связанные с современным состоянием и перспективами международного Баренцева сотрудничества. По общему мнению, это сотрудничество, ведущееся уже более 16 лет, является плодотворным, динамичным, удачно учитывающим специфику Севера и имеющим значительный потенциал дальнейшего развития. Онo служит важным фактором добрососедства и стабильности на Севере Европы и в Арктике.

Участники сессии высоко оценили результаты российского председательства в СБЕР в 2007-2009 гг., планы которого, нацеленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития при соблюдении экологических требований и интересов коренных народов, были успешно реализованы. В числе позитивных сдвигов в деятельности СБЕР говорилось о подписании первого в истории организации межправительственного соглашения о практическом сотрудничестве в конкретной области – предупреждения и борьбы с чрезвычайными ситуациями; принятии и реализации долгосрочных программ и проектов в области поддержки коренных народов, культурных обменов, взаимодействия в области здравоохранения и связанных социальных вопросов; проведении крупномасштабных конференций по вопросам сотрудничества в сфере бизнеса, транспорта, изучения и реагирования на изменения климата, молодежной политики, образования; открытии новых (туризм) и повышении эффективности взаимодействия по некоторым традиционным (энергетика, образование и научные исследования) направлениям работы Совета; укреплении взаимодействия между СБЕР и Баренцевым Региональным советом, представляющим 13 регионов Северо-Запада России и северных частей Норвегии, Швеции и Финляндии.

Рассмотрены возможные меры по нейтрализации негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на международное Баренцево сотрудничество, включая проведение встречи министров, отвечающих за вопросы экономики и регионального развития. Подчеркивалось стратегическое значение для региона имеющихся планов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Баренцева моря.

По итогам сессии принято совместное коммюнике.

В соответствии с принципом ротации председательство в СБЕР перешло к Швеции.

Следующая министерская сессия СБЕР состоится в 2011 году.

Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на ХII сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, Мурманск, 15 октября 2009 года:

Уважаемые коллеги, друзья,

Дамы и господа,

Сегодня мы все можем с удовлетворением констатировать, что превалирующей тенденцией развития событий на Севере и в Арктике является углубление сотрудничества и взаимопонимания арктических государств. Наш длительный опыт, в том числе работы двух основных межправительственных организаций в регионе – Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, – убедительно свидетельствует о том, что все возникающие здесь вопросы наши страны способны решать сами, без вмешательства извне, на основе международного права, опираясь на окрепшие за века традиции взаимодействия.

История СБЕР – это история успеха. Ведущееся уже более 16 лет в таком формате международное Баренцево сотрудничество показывает, чего можно достичь, если исходить из реальных интересов государств и регионов. Особенностью такого взаимодействия является то, что оно в основном складывается из сотен небольших проектов. Важно, однако, что каждый из них максимально приближен к практическим интересам его участников.

Создателям и участникам СБЕР удалось понять и задействовать немалую специфику Севера, где даже суровые климатические условия вынуждают людей и государства помогать друг другу. Поэтому вряд ли Баренцево сотрудничество может быть «растворено» в каких-то более общих схемах и структурах. Оно, безусловно, сохранит свою самобытность и имеет большой потенциал дальнейшего развития, опираясь на свои собственные силы.

Мощным фактором укрепления регионального взаимодействия станет, без сомнения, реализация имеющихся планов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Баренцева моря, запуск других перспективных проектов разработки арктических недр, развития и совершенствования инфраструктуры. В целом, вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что роль Баренцева/Евроарктического региона в арктических, а значит, и в мировых делах объективно будет только возрастать.

Подводя главные итоги российского председательства в СБЕР в 2007-2009 годах, хотел бы с удовлетворением отметить, что нам удалось выполнить практически все задачи, которые были поставлены в Совместном коммюнике предыдущей сессии СБЕР 2007 года в Рованиеми, а также в Программе российского председательства. Как известно, нашим приоритетом было «обеспечение устойчивого развития Баренцева региона с акцентом на социально-экономические факторы в тесной увязке с соблюдением экологических требований, а также поддержка коренных народов».

Отмечу только некоторые наиболее значимые события и тенденции Баренцева сотрудничества за истекшие два года.

В декабре 2008 года в Москве было подписано Соглашение между Правительствами государств – членов Совета Баренцева/Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации. Это первое за всю историю СБЕР межправительственное соглашение, посвященное непосредственно практическому взаимодействию. Оно говорит о выходе нашего сотрудничества на новый уровень зрелости. Создан позитивный прецедент, который при необходимости может быть востребован и в других областях. Кстати, о потенциале сотрудничества спасателей наглядно говорят итоги проведенных в сентябре в Мурманской области самых масштабных в истории СБЕР международных учений «Баренц Рескью 2009».

Принят целый ряд долгосрочных планов сотрудничества в конкретных сферах. Так, рабочая группа по вопросам коренных народов разработала «План действий на 2009-2012 годы», наметивший приоритеты, в частности, в области традиционной экономики, сохранения самобытной культуры и национальных языков, здравоохранения, охраны окружающей среды мест проживания коренных народов Севера. На встрече министров культуры государств СБЕР в Архангельске в июне 2008 года одобрена уже вторая долгосрочная программа регионального культурного сотрудничества на 2008-2012 годы «Новые веяния в Баренцевом регионе». Эта насыщенная программа реализуется на практике. Ряд долгосрочных программ принят и выполняется в совместной рабочей группе по здравоохранению и другим социальным вопросам, включая важную трехлетнюю программу поддержки детей и «молодежи группы риска». Подобные долгосрочные планы – существенный вклад в обеспечение стабильности и последовательности сотрудничества в рамках СБЕР.

На наш взгляд, хорошие результаты принесла практика объединения усилий различных тематических рабочих групп СБЕР для решения комплексных задач. Например, по инициативе рабочей группы по экологии – а норвежское председательство организовало ее весьма интенсивную и продуктивную деятельность – в сентябре в норвежском Вадсё впервые состоялась региональная межсекторальная конференция по вопросам изменения климата в Баренцевом регионе. Представители науки и местных территорий вышли на выводы и рекомендации, позволяющие, в частности, облегчить адаптацию коренных народов Севера к последствиям изменения климата и открывающие новые потенциальные направления Баренцева сотрудничества. Можно говорить и о возникшей синергии в результате начавшегося взаимодействия рабочих групп СБЕР, относящихся к экономическому блоку – по вопросам экономического сотрудничества, транспорта, таможенного сотрудничества. Проведенная в декабре 2008 года в Архангельске международная конференция «Баренцево промышленное партнерство» подтвердила настроенность всех на практические дела в таких областях, как взаимодействие торговых палат стран региона, оптимизация работы крупных портов, выработка совместных подходов в области телекоммуникаций и в других сферах.

Мы рассчитываем на большую практическую отдачу открывающегося сегодня международного Мурманского экономического форума, который мог бы стать постоянной авторитетной региональной площадкой для установления новых деловых контактов и выдвижения свежих идей в отношении регионального экономического и иного сотрудничества.

В результате усилий заинтересованных ведомств наших государств и их регионов, а также Совета удалось вдохнуть новую жизнь в некоторые рабочие группы. Благодаря активным действиям российского председательства возобновила работу группа по вопросам молодежи, по инициативе которой две недели назад здесь, в Мурманске, состоялась полезная встреча министров наших государств, отвечающих за вопросы молодежной политики. Немалого труда стоило перефокусировать работу совместной рабочей группы по вопросам энергетики, которой в итоге большой организационной работы сопредседателей – Норвегии и Архангельской области – удалось найти свою нишу в международном сотрудничестве в данной области.

СБЕР активно поддерживал инициативы, идущие непосредственно «от жизни». Так, по предложению Министерства по делам спорта, молодежной политики и туризма Российской Федерации, поддержанному финской Лапландией, в рамках СБЕР была учреждена еще одна, 16-я по счету, отраслевая рабочая группа – по вопросам туризма. Судя по энтузиазму, с которым участники новой группы взялись за дело, она имеет отличные перспективы и реально способна вскрыть дополнительные резервы расширения туристического обмена между государствами – членами СБЕР. Развитие регионального туризма – один из практических ответов на вопросы, возникающие в связи с мировым экономическим кризисом, ведь люди стали меньше ездить на другие континенты и больше обращать внимания на соседние с ними страны и регионы.

Еще один пример – инициатива Петрозаводского государственного университета, который в ноябре 2008 года провел представительную международную конференцию по вопросам сотрудничества в области образования и науки государств СБЕР и ЕС. По ее итогам Университет внес конкретные предложения о совершенствовании работы в СБЕР по данному направлению. СБЕР поддержал идеи Университета и утвердил его в качестве нового руководителя совместной рабочей группы по вопросам образования и науки.

Как известно, один из основных «секретов» успеха СБЕР – его тесное взаимодействие с Баренцевым Региональным Советом (БРС), включающим 13 регионов российского Северо-Запада, Норвегии, Финляндии и Швеции. Мы уделяли особое внимание этой стороне дела. Представители СБЕР и БРС постоянно участвовали в мероприятиях друг друга. В апреле 2009 года мы провели в Москве специальные полномасштабные консультации между председателем БРС и председателем Комитета старших должностных лиц СБЕР. Думаю, такие полезные консультации надо ввести в практику и проводить ежегодно.

В списке конкретных дел, продвижение которых обеспечивалось по линии СБЕР, – работа по ликвидации экологических «горячих точек» на территории России. Это, в частности, напрямую касается успешного взаимодействия Мурманской области, Карелии, Архангельской области с Норвегией, Финляндией и другими государствами. Немалую практическую пользу принесло выполнение программы борьбы со СПИДом, туберкулезом и инфекционными заболеваниями. Интенсивная деятельность рабочей группы по вопросам транспорта, проведение серии региональных научно-практических конференций позволили сблизить подходы государств в отношении национальных транспортных стратегий, наработать ряд конкретных предложений по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры региона, прежде всего в направлении Восток-Запад. Думаю, что конечной целью должна быть выработка единой стратегии развития транспортных коридоров и «логистических цепей» в Баренцевом регионе. Десятки интересных мероприятий, включая кино- и театральные фестивали, выставки, концерты, состоялись по линии культурных обменов. Разумеется, это лишь малая толика всего, что было сделано.

Свою роль в развитии Баренцева сотрудничества, в обеспечении его тесной связи с интересами людей, живущих здесь, продолжали играть наши парламентарии. В мае этого года мы провели в Сыктывкаре 4-ю Конференцию парламентариев Баренцева региона, на которой было высказано много интересных и полезных идей, конкретных предложений. Все они были взяты на заметку Старшими должностными лицами в СБЕР.

В период российского председательства была завершена работа над пакетом учредительных документов Международного Баренцева Секретариата, а сам Секретариат начал свою деятельность с января 2008 года. Уверен, что выражу общее мнение, отметив, что Секретариат взял хороший старт и позволил поднять организацию деятельности СБЕР на новую высоту. С нашей точки зрения, Секретариат успешно выполнил свою главную задачу – содействие государству – председателю СБЕР. Мы это ощущали практически ежедневно.

Одним из важнейших условий успешной работы Совета Баренцева/Евроарктического региона мы считали поддержание и упорядочение взаимодействия с другими международными и региональными организациями и советами на Севере, прежде всего с Арктическим советом, Советом министров северных стран, Советом государств Балтийского моря, а также с партнерствами обновленной политики «Северного измерения». На проведенной по инициативе России, как председателя СБЕР, в сентябре этого года в Санкт-Петербурге первой встрече руководителей четырех северных советов на уровне заместителей министров иностранных дел были сделаны рекомендации в отношении повышения эффективности всей архитектуры многостороннего сотрудничества на Севере, разделения труда между региональными советами как по содержательной части работы, так и по географическим параметрам, синхронизации и координации их деятельности, более рационального использования имеющихся ресурсов, а также ликвидации ненужного дублирования.

Уважаемые коллеги,

Разумеется, как у всякого развивающегося организма, у нас есть проблемы и еще не реализованные идеи.

Мировой финансово-экономический кризис поставил перед нами вопрос финансирования Баренцева сотрудничества. Мы в России думаем над тем, как помочь нашим регионам, участвующим в нем, с финансированием проектов. Наверное, в новых условиях нужно еще раз спокойно взвесить целесообразность создания банка или фонда СБЕР для совместного финансирования проектов (прецедент здесь имеется – это Черноморское экономическое сотрудничество) за счет государств-участников. В более широком плане мы были бы готовы позитивно рассмотреть предложение Швеции и Финляндии об организации в ближайшее время встречи министров экономики наших государств для того, чтобы выработать единые подходы к поддержанию и расширению Баренцева сотрудничества в условиях кризиса. Разумеется, такая встреча была бы целесообразна только при условии ее тщательной заблаговременной подготовки.

Выступая в Мурманске, хотел бы отметить, что все еще ждет оптимального решения проблема перспективного планирования транспортных потоков на территории государств СБЕР. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать принятые правительством России решения о создании в Мурманске крупного международного транспортного узла.

Нужно подумать, как сделать так, чтобы конкретные выгоды от международного Баренцева сотрудничества получали не только преимущественно приграничные регионы, но и другие регионы, входящие в Баренцев Региональный Совет. Для России это – Ненецкий автономный округ и Республика Коми. Например, в рабочей группе по вопросам коренных народов должны, на наш взгляд, быть адекватно представлены интересы всех коренных народов, живущих в регионе, включая, в частности, ненцев и коми.

Уважаемые коллеги,

Думаю, вы согласитесь с тем, что в немалой степени успешной работе СБЕР способствовала деятельность его «исполнительного органа» – Комитета Старших должностных лиц Совета. Выражаю признательность всем представителям государств – участников СБЕР за поддержку усилий российского председательства, тесное сотрудничество и конструктивность подходов.

Хотел бы от вашего имени также поблагодарить «национальных» и «региональных» председателей и сопредседателей рабочих групп СБЕР, которые обеспечили продвижение Баренцева сотрудничества в конкретных областях и делали это с большой самоотдачей и энергией.

Благодарю за внимание.

Источник:

МИД России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru