Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




О безопасности гидротехнических сооружений – уроки Саяно-Шушенской ГЭС

01.10.2009

30 сентября в средней школе № 1 поселка Черемушки (Республика Хакасия) прошел открытый урок на тему «Надежность и безопасность плотины и гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС». Руководитель службы мониторинга гидротехнических сооружений филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» Николай Стефаненко рассказал учащимися 10-11 классов о состоянии арочно-гравитационной плотины Саяно-Шушенской ГЭС после аварии, произошедшей 17 августа 2009 года в машинном зале станции. «В настоящее время это уникальное по размерам и сложности гидротехническое сооружение находится в работоспособном состоянии. Надежность и безопасность плотины Саяно-Шушенской ежедневно подтверждается данными автоматизированной системы наблюдений, показаниями контрольно-измерительной аппаратуры, дополнительными замерами и осмотрами» - сообщил старшеклассникам Николай Стефаненко.

Старшеклассников также проинформировали о состоянии водосбросных сооружений станции, которые сегодня работают в холостом режиме. Расход воды через штатные водосбросы Саяно-Шушенской ГЭС в настоящее время составляет около 3000 кубометров в секунду, что, по словам Николая Стефаненко, на порядок меньше сбросов, которые производились на станции в 2006 году в период большого паводка. Тогда объем падающей воды доходил до 5800 кубометров воды в секунду, но даже такие сбросы не оказали существенного влияния на состояние водобойного колодца.

Беседу со старшеклассниками продолжил ведущий инженер службы мониторинга гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС кандидат технических наук Вадим Затеев, который рассказал о том, что более 30 лет специалисты службы мониторинга гидротехнических сооружений пристально наблюдают за состоянием 245-метровой плотины станции. Тысячи специальных датчиков установлены в теле плотины. Данные натурных измерений поступают в службу мониторинга, где обрабатываются специалистами.

Инициатива проведения открытого урока исходила от сотрудников Центра психологической поддержки ОАО «РусГидро». Специалисты Центра, проводя тестирование учащихся школы поселка Черемушки, увидели, насколько интересует подростков тема надежности и безопасности плотины и гидротехнических сооружений Саяно-Шушенской ГЭС. Глядя на активность старшеклассников во время открытого урока и серьезность их вопросов, педагоги школы №1 поселка Черемушки предложили сделать тематические классные часы с участием специалистов ОАО «РусГидро» регулярными.

***

Этой же теме было посвящено письмо ветеранов строительства Саяно-Шушенской ГЭС ордена Ленина Управления Красноярскгэсстрой» депутатам Государственной Думы 26 сентября. Приводим его текст полностью:

Мы, подписавшие это письмо, представляем тот многотысячный коллектив строителей и монтажников, который за 20 лет возвел высотную 245-метровую плотину Саяно-Шушенской ГЭС, уложив в нее свыше 9 миллионов кубометров бетона, и при ней построил машинный зал гидростанции с 10 самыми мощными в России гидроагрегатами единичной мощности 640 тысяч киловатт. Саяно-Шушенская ГЭС была гордостью каждого из нас, гордостью наших детей и внуков, как понимаем, что и гордостью всей России.

17 августа 2009 года катастрофическая авария в машинном зале самой мощной и красивейшей гидростанции мира не то что шокировала, а фактически уничтожила нас также, как и тех 75 молодых эксплуатационников, которые в тот день работали на станции. А ведь это наши дети и внуки, продолжавшие лучшие традиции энергетиков. Наши сердца разорвались вместе с взорвавшимся вторым гидроагрегатом Саяно-Шушенской ГЭС, а Саяны и поселок Черемушки за все время своего существования не видели столько слез и горя, как в эти горестные дни. Мы еще и сегодня, и еще долго будем находиться в кошмарном состоянии.

К большому несчастью, не вернуть погибших, такое не под силу никому. Но должен же наступить момент истины, должен быть принципиальный, честный и компетентный ответ: что же произошло и почему произошло? И погибшие, и мы взываем не к обывательскому отмщению, а к правде. Почему такой стратегический объект государства стал объектом жадности и наживы? Мы не голословно об этом вам пишем, так как именно мы, строители, были первыми, кто испытал на себе эту жадность. При приватизации Саяно-Шушенской ГЭС решением небольшой группы эксплуатационников при молчаливом согласии тогдашнего правительства России и герострата-президента Ельцина, к которым мы неоднократно обращались, лишили нас права участия в приватизации. Сейчас в нас говорит не обида, а стыд за тех, кто присвоил себе уникальную гидростанцию и, простите за выражение, довел ее до ручки.

Сегодня всему руководству как на самой Саяно-Шушенской, так и в «РусГидро» надо, не дожидаясь решения Следственного комитета, а самостоятельно попросить прощения, прежде всего у нас, ветеранов строительства, и уйти в отставку. Ведь нет сил смотреть на тех руководителей, кто на дорогих иномарках в момент аварии рвал со станции мимо регулировщика, державшего на руках шлагбаум, перегоняя рабочих, убегающих от стихийного потока. Рабочих можно понять, а как понять тех, кто обязан был оказывать помощь людям, наводить хотя бы элементарный технологический порядок и снизить страх и хаос. Это не инженерно-технические работники, а паникеры. Позор таким!

Не менее обидно нам было, когда мы услышали как в Государственной Думе, из уст лидера ЛДПР Жириновского В.В. прозвучало, что виновниками в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС являются строители и проектировщики. Да когда же этот господин хороший, а вернее нехороший, научится элементарной логике: здесь не пройдет призыв: «Не врать и не бояться!», ты вначале разберись, а потом утверждай. Нами построено на Енисее три плотины – Красноярской, Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС. И все они получили высшую оценку по своему качеству при приемке их Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. И даже эта страшная авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что качество строительно-монтажных работ отличное. И мы гордимся этим.

Обращаемся к вам, Геннадий Андреевич, так как видим в лице депутатов Госдумы от КПРФ людей честных и ответственных, защитите нас от пустопорожних политиканов, от их фактической клеветы в наш адрес. Разве Жириновский В.В. не понимает, что он оскорбил каждого из нас? Или с него, как с гуся вода?

Обращаемся к спикеру Госдумы Борису Вячеславовичу Грызлову, к комиссии по этике Госдумы: да уймите вы «думскую Трындычиху», иначе мы в период выборов устроим жириновцам в Саяногорске такую абструкцию, что им мало не покажется. Требуем публичного извинения Жириновского В.В. перед нами, ветеранами строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Его легковесные, бездоказательные высказывания в Госдуме еще больше ранили наши сердца. Нельзя же так!

Выражаем благодарность фракции КПРФ в Госдуме за то, что благодаря вашей принципиальной линии в высшем представительном органе нашей страны пройдут слушания по ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС. Верим, что депутаты дадут честную, нелицеприятную оценку всем тем, кто довел стратегический объект до аварии, нанес нашей стране не только физический, но и моральный урон.

Со своей стороны сделаем от нас все зависящее, чтобы поскорее зажили раны и Саяно-Шушенская ГЭС вновь заняла свое лидирующее место среди гидроэнергетических объектов России.

Михаил Полторан, бывший бригадир плотников-бетонщиков, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени.

Федор Горбанев, бывший бригадир плотников-бетонщиков, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени.

Анатолий Решетников, бывший бригадир плотников-бетонщиков кавалер орденов Октябрьской Революции, «Знак Почета», лауреат премии Советских профсоюзов.

Сергей Гончаров, бывший бригадир плотников-6етонщиков, отличник энергетики и электрификации СССР.

Анатолий Юрчук, бывший бригадир арматурщиков-сварщиков, кавалер орденов Октябрьской Революции и «Знак Почета».

Алексей Кузьменко, бывший начальник участка, кавалер орденов: Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, «Заслуженный работник ЕЭС России».

Лев Земцов, бывший начальник участка, отличник энергетики и электрификации СССР.

Екатерина Зюзина, бригадир плиточников строительного управления.

Людмила Потеряйко, бывший инженер - экономист основных сооружений ГЭС.

Алексей Грек, бывший начальник отдела НОТ Управления «Красноярскгэсстрой», кавалер ордена «Знак Почета», Заслуженный работник культуры Республики Хакасия, председатель Совета ветеранов строительства Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса.

Иван Комелягин, заместитель генерального директора холдинговой компании «Красноярскгэсстрой», кавалер орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, Заслуженный строитель Республики Хакасия, депутат Саяногорского городского Совета.

***

Вопросы безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) нашли свое место и в повестке дня заседания коллегии Минтранса России, пошедшей 29 сентября. Этот пункт в повестке дня коллегии звучал следующим образом: О государственном надзоре на современном этапе за эксплуатацией судоходных гидротехнических, портовых, морских и речных сооружений.

На заседании коллегии было отмечено, что в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, вопрос о совершенствовании системы государственного надзора за эксплуатацией судоходных гидротехнических, портовых, морских и речных сооружений приобретает чрезвычайно важную и актуальную значимость. Государственный надзор за гидротехническими сооружениями является одной из важнейших составных частей обеспечения безопасности водного транспорта. К настоящему времени в Российской Федерации создана система государственного надзора за гидротехническими сооружениями, которая позволяет своевременно выявлять опасные дефекты на гидротехнических сооружениях, своевременно принимать меры по их устранению, что позволяет эксплуатирующим организациям проводить безаварийную эксплуатацию гидросооружений.

Государственный надзор осуществляется за судоходными, морскими и речными портовыми гидротехническими сооружениями. Надзор за судоходными гидротехническими сооружениями осуществляется по двум основным направлениям: декларированию безопасности и проверкам. Ространснадзором утверждено за 2008 год – 51 декларация безопасности; за 2009 год – 21 декларация безопасности. По каждой декларации проводилось: утверждение критериев безопасности, участие в работе комиссии по преддекларационному обследованию гидросооружений, утверждение декларации безопасности и экспертизы декларации безопасности, выдача разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений, внесение сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений. Ространснадзором в 2009 году проведены 3 проверки организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения. Территориальными управлениями проведены 32 проверки.

В 2009 году наметилась тенденция к стабилизации числа предаварийных гидросооружений и тенденция к уменьшению числа аварийных гидросооружений.

Несмотря на принимаемые меры, техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений характеризуется следующими цифрами: в работоспособном техническом состоянии – 23,6%; в ограничено работоспособном техническом состоянии – 55%; в предаварийном техническом состоянии – 17,9%; в аварийном техническом состоянии – 3,5%.

Анализ деклараций безопасности показывает, что помимо объективных причин снижения уровня безопасности гидротехнических сооружений, таких как длительный период недофинансирования ремонтных работ, имеются и субъективные причины такие, как недостаточно качественное планирование ремонтных работ.

За 8 месяцев 2009 года территориальными управлениями Ространснадзора проведены 223 проверки организаций, эксплуатирующих морские портовые гидротехнические сооружения. В результате проведенных проверок выявлено 497 нарушений требований правил технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, по которым выдано 477 предписаний об устранении нарушений. За 8 месяцев 2009 года территориальными управлениями Ространснадзора проведены 224 проверки организаций, эксплуатирующих речные портовые гидротехнические сооружения. В результате проведенных проверок выявлено 634 нарушений требований правил технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, по которым выдано 606 предписаний об устранении нарушений.

На заседании также отмечалась необходимость повышения квалификации инспекторов территориальных управлений, осуществляющих проверки гидротехнических сооружений, а также решение вопроса по увеличению финансирования командировочных расходов.

В целях повышения эффективности государственного надзора за гидротехническими сооружениями коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постановила утвердить план мероприятий по совершенствованию государственного надзора за состоянием и эксплуатацией судоходных гидротехнических, портовых, морских и речных сооружений. Повышение квалификации и компетенции инспекторов, проводящих проверки организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Ространснадзора. Кроме того, было обращено внимание на необходимость повышения качества и эффективности проведения проверок, совершенствование контроля выполнения выданных по результатам проверок предписаний, принятие мер по полному выполнению выданных предписаний, а также отмечена важность дальнейшего совершенствования механизма управления территориальными органами Ространснадзора, превращение их в современные, высокоэффективные и устойчиво функционирующие органы надзора и контроля.

Источник:

НИА-Природа, по информации пресс-служб РусГидро, Минтранса, КПРФ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru