Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Сохранить Каспийское море наша основная задача

18.08.2009

17 августа Президент России Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам прикаспийского сотрудничества. На нем обсуждались вопросы экономического развития и сотрудничества в Каспийском регионе.

В совещании приняли участие Помощник Президента Абрамов А.С., Министр регионального развития Басаргин В.Ф., Министр иностранных дел Лавров С.В., Министр транспорта Левитин И.Е., Министр обороны Сердюков А.Э., полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе, Устинов В.В., Президент Республики Дагестан Алиев М.Г., Президент Республики Калмыкия Илюмжинов К.Н., губернатор Астраханской области Жилкин А.А., специальный представитель Президента по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации со странами СНГ Головин А.В., заместитель Министра промышленности и энергетики России, ответственный секретарь российской части подкомиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса Яновский Анатолий Борисович, заместитель Министра экономического развития Клепач Андрей Николаевич, заместитель Министра финансов Панкин Д.В., Первый заместитель директора Федеральной службы безопасности – руководитель Пограничной службы Проничев В.Е., президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Алекперов В.Ю., председатель правления компании «Газпром» Миллер А.Б.

В начале совещания предложил почтить память погибших при теракте в Назрани и в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС минутой молчания. В начале свое выступления Дмитрий Медведев уделил внимание двум трагическим событиям, произошедшим в понедельник – теракту в Назрани и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Приводи дальнейшее выступление Президента России:

Мы сегодня собрались с вами для того, чтобы обсудить ситуацию в Каспийском регионе, поэтому неслучайно мы проводим это совещание в Астрахани, городе, который имеет особое значение для Каспийского региона. Здесь сходятся торгово-экономические интересы многих государств и, по сути, создаются условия для развития как Европы, так и Азии.

Значение минеральных ресурсов Каспийского моря для обеспечения региональной и глобальной энергетической безопасности невозможно переоценить. Закономерно, что вопросы их освоения и транспортировки затрагивают интересы не только пяти каспийских государств, так называемой каспийской пятёрки, но и внерегиональных партнёров, тех, кто заинтересован в эксплуатации соответствующих видов ресурсов. Мы это хорошо понимаем, мы не закрываемся, тем не менее я хотел бы специально подчеркнуть нашу принципиальную позицию. Для нас приоритетом на Каспии являются интересы Российской Федерации и других прикаспийских государств. Именно этим приоритетом мы и будем руководствоваться в процессе переговоров о правилах и принципах взаимодействия на Каспии. Что является нашей основной задачей? Безусловно, сохранить Каспийское море для будущих поколений, не допустить его экологической деградации. В этой связи необходимо проводить тот комплекс мероприятий, который связан с освоением богатств Каспия, сохранением уникального разнообразия его флоры и фауны, ценных пород рыбы, и, конечно, укреплять многостороннюю договорно-правовую базу в природоохранной сфере.

В частности, нам необходимо завершить работу над протоколами к Тегеранской рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря. Эта конвенция, напомню, была подписана в 2003 году и вступила в силу 12 августа 2006 года.

Но очень медленно идёт подготовка протоколов конвенции. Они посвящены самым разным, очень важным вопросам, таким как сохранение биоразнообразия, посвящены источникам загрязнения, оценке воздействия загрязнения на окружающую среду и целому ряду вопросов.

Следующая вещь. Россия, конечно, кровно заинтересована в том, чтобы Каспий продолжал оставаться зоной добрососедства, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. В этих целях нам необходимо активизировать переговорный процесс по определению правового статуса Каспийского моря. Решением этой задачи мы занимаемся уже 12 лет, и, скажу прямо, эти переговоры идут очень непросто – можно сказать, временами просто не идут. Это такая вязкая, тяжёлая, тягучая работа. Но для нас очевидно, что в интересах всех прибрежных государств придать работе над Конвенцией о правовом статусе Каспия серьёзный политический импульс.

За прошедшее время были достигнуты определённые результаты, в том числе в сфере недропользования. Нам удалось разграничить дно в северной части Каспия с Азербайджаном и Казахстаном. Считаем, что этот положительный опыт мог бы использоваться и для разграничения южной части моря. Тут есть, конечно, сложности, есть вопрос о формуле разграничения, о формуле делимитации, как разграничивается дно, как разграничивается вода, но тем не менее я думаю, что при наличии доброй воли и с учётом тех подходов, которые мы обычно используем, эти решения можно принять.

Медленно, но тем не менее всё-таки продвигаются инициативы о многостороннем взаимодействии в обеспечении безопасности на Каспийском море. Основными целями мы здесь видим, конечно, обеспечение безопасности в сфере борьбы с терроризмом. Мы должны также действовать в сфере предотвращения распространения оружия массового поражения, незаконного оборота наркотиков. Поэтому я думаю, что необходимо сделать всё возможное для ускоренного созыва в Баку встречи экспертов для предметной проработки пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии, и такие поручения будут даны с нашей стороны.

Чтобы укрепить свои позиции в регионе, мы, конечно, должны заниматься экономическим развитием российской части каспийского побережья: прежде всего, конечно, речь идёт о транспортной инфраструктуре, о модернизации судостроительных, судоремонтных мощностей, строительстве портовых сооружений и освоении современных методов добычи и транспортировки углеводородов. У нас здесь представлены, на нашем совещании, руководители наших очень крупных российских компаний – и государственных, и частных. Нужно подумать и о решении этих задач.

Существенный вклад в расширение экономических связей могло бы внести создание Организации Каспийского экономического сотрудничества. Этот вопрос как-то уже обсуждался здесь же, кстати, в Астрахани, осенью прошлого года на Межправительственной экономической конференции. И хотя решение не было принято, но в целом интерес был к этой идее достаточно значительный. Я думаю, что эту работу нужно было бы продолжить.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю обсудить те вопросы, которые перечислил, а также некоторые другие, актуальные для Каспийского региона вопросы.

Рассчитываю, что результатом нашего открытого обмена мнениями станет и серьёзное повышение эффективности работы и координации федеральных исполнительных органов власти в деле обеспечения государственных интересов нашей страны на Каспии. У меня в ближайшее время будет и целый ряд встреч с нашими партнёрами по каспийскому сотрудничеству, с главами государств, и я надеюсь, что в ходе нашего сегодняшнего совещания мы выработаем определённые решения, которые помогут продвинуть уровень нашего взаимодействия, поднять уровень нашего взаимодействия с нашими соседями по этому вопросу. Поэтому предлагаю начать работу, высказываться конкретно, по делу, но, конечно, по всем вопросам, которые мною были затронуты, и по другим вопросам.

Источник:

НИА-Природа, по информации пресс-службы Президента России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru