Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Об эффективном использовании наших природных богатств на заседании Президиума Правительства России

07.07.2009

6 июля прошло заседание Президиума Правительства Российской Федерации. На нем в числе других были рассмотрены два проекта федеральных законов "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" и "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Докладывали по ним в первом случае Министр энергетики Российской Федерации Шматко Сергей Иванович, а во-втором - Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнев Юрий Петрович.

В своем вступительном слове Председатель Правительства России В.В. Путин сообщил, что сегодня Правительство рассмотрит предложения о введении преференций для электростанций, работающих на попутном газе. Он заявил: "этот законопроект прямо связан с эффективным использованием наших природных богатств".

Целью проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике", вносимого Минэнерго России, является закрепление норм, регулирующих отношения, возникающие при установлении очередности принятия оптовым рынком электроэнергии объема производства электрической энергии, произведенной газотурбинными и газопоршневыми тепловыми электростанциями, использующими в качестве основного топлива попутный нефтяной газ или продукты его переработки. Предметом его правового регулирования являются общественные отношения в сфере регулирования очередности принятия оптовым рынком электрической энергии, вырабатываемой субъектами электроэнергетики - владельцами генерирующих мощностей различного вида.

Попутный нефтяной газ (ПНГ) - это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 210 попутный нефтяной газ является стратегическим видом минерального сырья.

В отличие от газов природных горючих, состоящих в основном из метана, попутный газ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и других предельных углеводородов используемых в химической и нефтехимической промышленности. Его сжигание в факельных установках приводит как к значительным потерям ценного химического сырья, так и к значительным выбросам твердых загрязняющих веществ и ухудшению экологической обстановки в нефтепромысловых районах.

Существенным направлением использования попутного нефтяного газа и продуктов его сепарации является применение его в качестве топлива для получения электроэнергии на газотурбинных и газопоршневых электростанциях, что требует подачи электроэнергии в существующую сеть, а, следовательно, и установление порядка доступа на оптовый рынок таких электростанций.

Одной из причин неэффективного использования попутного нефтяного газа является отсутствие уверенности в принятии оптовым рынком электроэнергии (мощности) электрической энергии, выработанной на станциях, использующих в качестве топлива попутный газ, что существенно тормозит реализацию проектов, направленных на эффективное использование попутного нефтяного газа.

Утилизация попутного нефтяного газа путем переработки в электроэнергию и обеспечение приоритетного доступа на оптовый рынок электроэнергии, произведенной газотурбинными и газопоршневыми тепловыми электростанциями, использующими в качестве основного топлива попутный нефтяной газ или продукты его переработки, приведет к значительному экономическому эффекту.

Внесение предлагаемых изменений в в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" обусловлено необходимостью уточнения функций органов государственной власти федерального и регионального уровней в области использования, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов.

Законопроектом предусмотрено введение ограничений субъектного состава пользователей участков недр во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской.

Законопроектом предусматривается включение в лицензию на право пользования участком недр условий осуществления буровых работ, создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, прокладки подводных кабелей и трубопроводов без получения дополнительной лицензии в случае, если выполнение таких работ является необходимой составляющей работ по недропользованию. Законопроектом предусматривается, что проведение работ по выемке грунта на континентальном шельфе должно предусматриваться в проектной документации на создание искусственных островов, сооружений и установок, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, при этом получение отдельного разрешения на такие работы не требуется.

Законопроектом предусматривается согласовывать решения о выдаче разрешений на проведение морских научных исследований, приостановке части таких исследований, проводимых на берегу, и их возобновлении с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются указанные исследования на берегу или используется береговая инфраструктура.

Законопроектом предлагается также привести отдельные положения указанных федеральных законов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом нормы направлены на обеспечение целостности государственного управления морской деятельностью, а также на урегулирование порядка и процедуры захоронения отходов, проведения дноуглубительных работ, перемещения и сброса грунтов на морском дне с учетом положений Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 г.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а предлагаемые изменения позволят упорядочить взаимодействие органов государственной власти федерального и регионального уровней в этой сфере, а также устранить излишние административные барьеры в части создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с условиями, устанавливаемыми проектной документацией на осуществление работ, связанных с пользованием такими участками недр в целях регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, устранит имеющиеся пробелы правового регулирования.

Источник:

НИА-Природа, по информации интернет-портала Правительства России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru