Какую воду мы пьем?
24.06.2009

23 июня КПРФ опубликовала обширный материал зам. председателя ЦК КПРФ, депутата Государственной Думы, академик РАСХН В.И.Кашина, посвященный здоровью населения России и демографической проблеме. Одним из анализируемых вопросов в нем является качество питьевой воды. Приводим выдержки из него:
Рассматривая проблему чистой питьевой воды, необходимо отметить, что даже по заявлению Президента Российской Федерации сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. Одной из главных причин неудовлетворительного положения с загрязнением водных объектов является состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Ежегодно сбрасывается в поверхностные объекты сточных вод более 51 млрд. м3, в том числе загрязненных 18 млрд. м3, нормативно чистых 31 млрд. м3, нормативно очищенных 2 млн. м3. Со сточными водами в водоемы сбрасывается нефтепродуктов (тыс. тонн) – около 4; взвешенных вещества – 359; фосфора – 24; фенола – 0,04; синтетических поверхностно-активных веществ – 2,3; соединений меди – 0,1; соединений железа – 5,0; соединений цинка – 0,4. Более 80% загрязненных сточных вод сбрасывается в малые реки.
Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.
Централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99%), 1686 поселков городского типа (83%) и около 34 тысяч населенных пунктов (22%). Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тысяч 650 коммунальных и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%. В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2—3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На нескольких территориях, например, г.г. Владивостока, Вологды, Челябинска, Ухты (Республика Коми), Вологодского района (Вологодская область), отмечается почти 10-ти кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1 класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности от 2 до 5 раз.
Ежегодно употребляет питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питье¬вого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, более 10 млн. человек, с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами в ряде административных территорий 77 субъектов Российской Федерации около 14 млн человек. По данным санэпидемслужбы около 50 млн. человек, т.е. более трети населения пьют воду с повышенным содержанием железа. В сравнении, например, с 2004 г. количество населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условно-патогенных и патогенных бактерий, увеличилось более чем в 5 раз. Особое внимание необходимо обратить на водоснабжение сельского населения. В сельских поселениях источников нецентрализованного водоснабжения 85,6%. Кроме того, на селе эксплуатируется 54 тысячи 570 водопроводов в составе 81 тысячи 110 источников централизованного водоснабжения. Из них не имеет зоны санитарной охраны 17%, 20% не соответствует санитарным правилам и нормам.
В водопроводах в сельских поселениях удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, – 33,4%, по микробиологическим – 51,5%, в т. ч. проб с выделением патогенной и условно-патогенной флоры – 68,3%.
Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрируются во всех федеральных округах. В год регистрируется от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от 2000 до 5000 человек. Наибольшее число вспышек острых кишечных инфекций происходит в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В основном «водным путем» распространяется вирусный гепатит А, дизентерия Флекснера, а также мочекаменная болезнь, онкологические заболевания, спонтанные аборты, мутации клеток у детей.
Ряд территорий Российской Федерации вообще испытывает острый дефицит воды питьевого качества (Республика Калмыкия, Адыгея, Воронежская, Тверская, Тульская, Ленинградская, Оренбургская, Ростовская области, Ставропольский край, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО). Привозной водой пользуются около 1% населения Астраханской области, в Республике Бурятия 4,7% населения пользуются привозной водой и водой из открытых водоемов, в Иркутской области привозной водой пользуются 118 тыс. человек или 24% от числа сельских жителей. В Корякском автономном округе 2100 человек (10%) используют воду без очистки и обеззараживания из шахтных и трубчатых колодцев, рек. В Красноярском крае доля жителей, пользующихся речной водой без водоподготовки, составляет около 6 тысяч человек. В Эвенкийском автономном округе отсутствуют системы централизованного водоснабжения, 60% населения употребляет воду из открытых источников без очистных сооружений. В Омской области более чем в 90 населенных пунктах вода для питьевых целей подвозится в емкостях на транспорте. Около 9% сельского населения Республики Алтай используют питьевую воду без водоподготовки из открытых водоемов.
Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни населения. Более 10 лет ведется, а вернее саботируется работа над законопроектом о чистой питьевой воде. Нет и государственной целевой программы по обеспечению населения качественной питьевой водой. Разработанные программы в 52 регионах или не финансируются, или финансируются, но весьма скудно и нерегулярно.
В российском секторе водоснабжения сложилась кризисная ситуация, особенностью которой является ускоренная, продиктованная политическими установками и корыстными интересами, лишённая научного обоснования приватизация услуг в этой области, в том числе и с участием иностранных компаний. Развитие этой ситуации чревато возникновением угрозы недоступности пригодной питьевой воды для бедных слоев населения в силу бесконтрольности роста тарифов. До сих пор не выполняются положения ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части определения федерального органа, осуществляющего правовое регулирование тарифов ЖКХ, и разработки соответствующей нормативно-правовой базы.
Недавние материалы по теме:
К «Чистой воде»Источник:
КПРФ