Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Чтобы 5 июня не стало 1 апреля

01.06.2009

5 июня Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы проводит круглый стол на тему: «Гуманное отношение к животным – моральная потребность гражданского общества».

С докладами и сообщениями выступят председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, Президент Российской лиги защиты животных, народная артистка России Роксана Бабаян, Председатель Президиума Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Российское экологическое движение «Зеленые» Анатолий Панфилов, представители Правительства, экологической общественности, деятели культуры и искусства.

Участники представят доклады и обменяются мнениями по вопросам экологического просвещения и образования, формирования экологической культуры, развития правового института защиты животных и правоприменительной практики, запрета пропаганды жестокости в СМИ, внесения изменений в законодательство и ряд других вопросов.

Комментируя актуальность тематики круглого стола, Наталья Комарова отметила: «Гуманное и ответственное отношение к животным – это показатель зрелости гражданского общества, отражение его духовного и нравственного «здоровья». К сожалению, сегодня в России прогрессируют опасные и болезненные тенденции, связанные с проявлениями жестокости к животным, варварским поведением тех, кто калечит и безобразит живую природу ради личной наживы, садистских зрелищ. Такое потребительское отношение к природе подпитывается пропагандой жестокости в СМИ, низким уровнем экологической культуры, слабым развитием системы экологического просвещения и образования, отсутствием в обществе внятных норм и правил цивилизованного обращения с животными. Очевидно, что переломить ситуацию можно лишь объединив усилия власти и «зеленой» общественности с тем, чтобы гуманное отношение к живой природе стало, с одной стороны - нормой закона, с другой - как совокупность ценностей и практических навыков вошло в культуру, в быт, в привычки людей». По итогам мероприятия планируется принять рекомендации по совершенствованию государственного управления, нормативно-правового регулирования, образования и воспитания в области экологии и охраны природы.

***

Давайте разберемся. Это тем более актуально 1 июня в день защиты детей.

Вот, например, что публикует на своем сайте центр защиты животных «Вита» – одна из наиболее известных организаций по защите животных в России:

"Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек должен уважать все живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных."

"Формирование этичного отношения ребенка к окружающим происходит через воздействие на эмоции ребенка - "путь через сердце".

Вроде бы как благородно, но перейдем дальше непосредственно к материалам центра «Вита» и пропагандируемым этим центром, которые и должны вызывать эмоции. Это в частности фильмы: «Гамбургер без прикрас», «Зона, свободная от убийства», «Ответный выстрел», «Слёзы, спрятанные за железной стеной» и т.д., размещенные на сайте центра.

И что в этих фильмах? Вот, например, какое предупреждение сопровождает фильм «Слёзы, спрятанные за железной стеной»: «Настоящее видео содержит жестокие сцены, показывающие перевозку животных и бойню. Только для людей с устойчивой психикой.» «Гамбургер без прикрас» - это оказывается первый русскоязычный фильм о страданиях сельхозживотных. «Зона, свободная от убийства» - фильм о забое детенышей гренландского тюленя, который содержит непосредственно кадры этого забоя. Причем кампания в СМИ по запрещению забоя гренландского тюленя в нашей стране в текущем году демонстрировала как раз именно их.

При этом центр констатирует: Жестокое обращение с животными в различных сферах за последние годы достигло в России неописуемых размеров, вызывая многочисленные жалобы граждан: фотобизнес с животными, бои собак, передвижные зооцирки, разведение собак бойцовых пород, притравочные станции, браконьерство, умерщвление бездомных животных курареподобными препаратами, "прокатный" бизнес с лошадьми, пропаганда жестокости в СМИ, сайты со сценами издевательств над животными, публичное убийство животных в дни религиозных праздников и многое другое.

И как же тогда это понимать? Кто если не сам же центр является одним из форпостов пропаганды жестокости над животными в СМИ ради воздействия на эмоции, а не разум людей?

И за что же агитирует центр? Оказывается за добровольное полное вегетариантсво, в том числе и среди детей. При этом любой педиатр скажет, что в детском возрасте этого делать нельзя.

Теперь про биоцентризм. Всероссийский институт научной и технической информации так расшифровывает это понятие:

1) Мировоззренческая концепция, рассматривающая каждый организм как уникальную биологическую ценность, как результат развития биоты, рассматривающей природу в ее целостности, т.е. это установка на абсолютную ценность живого во всех его проявлениях, на этическое восприятие живого, на понимание человека и человечества как части планетарной биоты, части жизни. Термин стал широко использоваться в культурно-ценностном контексте в конце XX в. С позиции биоцентризма самоцелью развития на нашей планете является не человек, а все живое во всем его разнообразии, в том числе и окружающая среда, т.е. биосфера. При этом биоцентризм противопоставляется антропоцентризму. Приверженцы последнего считают, что человек - высшее достижение эволюции (хотя генетика показала, что эволюция - случайный процесс), откуда всего один шаг для утверждения, что все созданное природой - это достояние человека, которое он может использовать в своих интересах. Антропоцентристы полагают также, что они могут заменить естественную природу техносферой, которая будет поддерживать биохимическое равновесие и устойчивость окружающей среды.

2) Научное направление - теория биотической регуляции окружающей среды, которая показала, что естественная биота создала сферу своей жизни - биосферу (человек, как и биота, также пытается создать сферу своей жизни - техносферу) и управляет ею, обеспечивая оптимальные условия для жизни, в том числе для человека, и динамическую устойчивость этих условий и самой жизни. Человек не может создать такую систему управления, так как ему пока не удается обеспечить управление даже собственной окружающей средой - техносферой. С этих научных позиций биоцентризм является высшим выражением антропоцентризма, так как теория биотической регуляции определяет границы и возможности существования современной цивилизации, вытекающие из законов биосферы, соблюдение которых обеспечит длительное существование человечества и продолжение развития цивилизации.

Заметим, что первое определение не претендует на научность, в отличие от второго. Да оно и понятно, потому в настоящее время в науке преобладает точка зрения, что человечество обречено использовать природу, природную среду для поддержания своего существования, так как человеческое общество представляет собой открытую систему, использующую для своего существования энергию из вне, как собственно и любой живой организм или сообщество организмов. И доказательств обратного практически не наблюдается.

А вот как, например, на некоторые практические вопросы отвечает В. Борейко - лидер Киевского эколого-культурного центра, снабженные нашими комментариями, выделенными курсивом:

С точки зрения экологической этики на элеваторе уничтожение животных ядом недопустимо, так как заставляет их страдать. Понятно, что спасение зерновых запасов требует ограничения численности грызунов, что можно произвести более этическим способом, используя природных врагов грызунов, или при помощи стерилизации мышей и крыс. Жаль, что этот совет не подкреплен экономическими выкладками. Для работ по отлову всех мышей и их стерелизации потребуются дополнительные деньги или ресурсы и немалые, которые между прочим можно было бы пустить на совсем на другие, более благородные цели, например, для тех же нуждающихся детей.

Экологическая этика отстаивает права животных и поддерживает радикальные экологические акции по их защите. Научные исследования не являются веским моральным основанием для того, чтобы нарушать права крыс и лягушек, мучить и убивать их ради науки. А как же тогда проводить исследования скажем по выведению штаммов болезнетворных микробов, которые позволят регулировать численность грызунов в элеваторе и при этом будут безопасны для человека?

В результате строительства многоэтажного жилого дома планируется засыпать небольшое болото, где обитают лягушки, черепахи и другая живность. С точки зрения экологической этики и защиты прав животных, болото следует отстоять от уничтожения или, в крайнем случае, добиться возмещения ущерба животным путем отлова всей живности с переносом в другое природное болото, или в искусственно созданное. Но если дом строится не на болоте? В абсолютно любой почве достаточно много живых организмов от микроорганизмов до кротов и кольчатых червей. Их тоже надо будет всех отлавливать и переносить? И тогда во сколько обойдется подобное строительство, и соответственно какова будет себестоимость полученного жилья? А если это не жилой дом, а нечто другое?

***

Надеемся, что на предстоящем круглом столе наши парламентарии будут более благоразумнее. В том числе и своих западных коллег, например из Италии, где в г. Монда власти запретили держать аквариумных рыбок, так обосновав это решение: «у рыбки, живущей в аквариуме, вырабатывается искаженное представление о реальности, отчего она страшно страдает». И таких примеров множество. НИА-Природа как то приводила их в своей публикации на 1 апреля «О правах животных в США», составленной по книге Д.Кромби «Самые глупые законы мира». Поэтому надеемся, что 5 июня в Госдуме не превратится в 1 апреля.

Источник:

НИА-Природа, по материалам Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России, Центра «Вита», Киевского эколого-культурного центра

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru