Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




175-летию Гидрометеорологической службы России посвящается

27.04.2009

24 апреля в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная 175-летию Гидрометеорологической службы России. В пресс-конференции приняли участие руководитель Росгидромета, президент Всемирной метеорологической организации Александр Бедрицкий, директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд, заместитель начальника Управления полярных и морских работ Росгидромета Валерий Мартыщенко.

Глава Росгидромета рассказал следующее:

Скоро исполнится 175 лет с того момента, когда было принято решение об организации магнитной метеорологической обсерватории, которая положила начало организованной службе наблюдений. Хотя интерес к наблюдениям за погодой присутствовал и до этого - во многих летописях имеются упоминания о состоянии погоды. Петр I требовал от мореплавателей делать записи о погодных условиях, в архивах сохранились в том числе и его собственные наблюдения. Инструментальные наблюдения за погодой стали осуществляться по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова с 1725 года. В 1834 году академик Адольф Яковлевич Купфер подготовил докладную записку, по которой министр финансов Российской империи подготовил соответствующее представление императору об учреждении нормальной магнитно-метеорологической обсерватории. Так наблюдения за погодой, которые велись на территории нашей страны, стали организовываться из одного центра. В 1849 году она была преобразована в Главную физическую обсерваторию, потом в Главную геофизическую обсерваторию. Обсерватория существует и в настоящее время как научный орган Росгидромета. С приходом советской власти центр управления гидрометслужбы был перенесен в Москву. В республиках были созданы соответствующие органы. Была создана структура, которая существует и сегодня.

Отдельные звенья гидрометслужбы создавались и раньше, напрмер, в 1837 были созданы обсерватории в Хельсинки и в Тбилиси. В 1860 году на совещании в Шотландии академик Купфер говорил о том, что необходимо создавать сотрудничество между странами для того, чтобы обмениваться данными наблюдений, обсуждать методики, и так далее. Все эти дискуссии провели к тому, что в 1873 году был создан Международный метеорологический комитет. Затем он получил название Международной метеорологической организации, а с 1950 года эта организация стала межправительственной организацией ООН. Международный метеорологический комитет является первой в мире организацией международного характера – даже почтовый союз был создан позже.

Современная служба, конечно, сильно отличается от структур, которые были созданы 175 лет назад, поскольку сейчас наблюдения ведутся на основе новейших технологий. В частности это наблюдения со специальных метеорологических спутников земли, с помощью которых люди наконец научились давать оценку тропическим циклонам, которые нельзя зафиксировать другим способом. Кроме того, используются данные с кораблей, с плавающих буев, с самолетов. Все это позволяет давать прогноз на 10 дней, а в перспективе – на две недели, это предел прогнозирования с помощью современных средств.

Сейчас без работы гидрометеослужбы не может обойтись ни одно направление экономического развития. Недаром эти службы существуют практически во всех странах мира – членами ВМО являются 182 страны и 5 территорий. Даже Ватикан является наблюдателем ВМО и имеет свою метеорологическую службу.

Гидрометеослужба не ограничивается прогнозами погоды. Наша система ведет наблюдения и выпускает продукцию в виде прогнозов-предупреждений в различных областях секторах экономики: это прогнозы весеннего половодья, дождевых паводков, состояния сельхозкультур и урожайности, прогнозы для плавания кораблей, авиационного транспорта, и так далее. Итоги нашей деятельности выражаются в предотвращенном ущербе и полученной выгоде. Несмотря на то что такие явления как цунами и землетрясения, которые не относятся к метеорологическим, весьма масштабны и разрушительны, в 80 процентах случае разрушения наносятся именно метеорологическими явлениями. Поэтому очень важно, чтобы служба всегда вела наблюдения, работала в оперативном режиме, обменивалась информацией с другими странами, чтобы вовремя предупредить население.

Все страны понимают, что без такого международного сотрудничества оперативно выпускать предупреждения невозможно. Сотрудничество метеорологов является одним из ярких примеров взаимодействия людей и укрепления связей между странами. Независимо от политического уклада страны, от ее экономического развития, все поддерживают деятельность метеорологических служб и международную организацию.

Сейчас метеослужба России находится на этапе развития, спад пройден. Мы развиваем систему гелеогеофизического мониторинга; о важности изучения атмосферы и притоков солнечной радиации к Земле говорить не приходится – от этого напрямую зависит наш климат.

26 – 27 мая мы проведем научную конференцию, посвященную юбилею метеослужбы; в ней примут участие и наши зарубежные коллеги. Этому же событию будет посвящен концерт в Колонном зале Дома союзов.

Далее продолжил заместитель начальника Управления полярных и морских работ Росгидромета Валерий Мартыщенко:

Я хотел бы напомнить, что метеослужба, которая сейчас действует в России, ведет наблюдения глобального характера – наблюдения за изменением погодной среды на все планете. В том числе такие наблюдения проводятся в океанах и морях и в двух самых холодный точках Земли – в Арктике и в Антарктике. В Антарктиде такие исследования впервые стали проводиться в начале XIX века, когда наши мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен приблизились к берегам этого материка. К конца 50-х годов прошлого столетия начались непосредственные наблюдения в Антарктиде, которые и сейчас ведутся на пяти российских станциях и четырех полевых базах. В настоящее время судно «Академик Федоров», которое выполняло задачи по поставке грузов, продовольствия, смене личного состава, а также выполняло ряд наблюдений, возвращается на родину. В Арктике сейчас проводит наблюдения дрейфующая станция «Северный Полюс-36».

В целом можно отметить, что в последние годы были достигнуты большие результаты – был проведен Международный полярный год, который связал эти оба континента и ученых многих стран. В период 2007 - 2008 года нашими институтами было проведено более 159 экспедиционных натурных экспериментов, был выполнен широкий комплекс работ в области наблюдений за атмосферой, за ледовым покровом, за загрязнением окружающей среды; эти результаты сейчас обрабатываются, они будут изданы в виде различных сборников, будет создан фонд Международного полярного года.

Все эти исследования в первую очередь направлены на обеспечение хозяйственной деятельности, на предотвращение возможных ущербов.

В планах – создание на Шпицбергене нового исследовательского центра, на который выделило средства государство. Будут продолжены работы в Антарктике, там тоже создается новая база на станции «Прогресс».

Мы ежегодно выпускаем более 64 000 разнообразных прогнозов, которые обеспечивают безопасность мореплавателей. Есть определенные успехи в предупреждении о цунами. В настоящее время проводятся работы по совершенствованию этой службы, и уже сейчас реальное время предупреждения об угрозе цунами на Дальнем Востоке составляет 10-12 минут.

Все эти работы связаны с развитием мореплавания, в том числе мореплавания по северному морскому пути. Мы надеемся, что результаты полярного года позволит своевременно обеспечивать моряков достоверной информацией.

Затем выступил директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд:

175 лет развития службы – действительно очень значимая дата. Отцы-основатели создали очень грамотные предпосылки для этого развития – принципиально, что были выработаны принципы стандартных наблюдений. Все достижения науки тут же внедрялись в метеослужбу. При становлении службы, конечно, задачи были совершенно определенными – трудно было предположить, что когда-нибудь понадобятся, например, авиационные прогнозы. Прогностическая служба сильно изменилась, и это абсолютно естественно. Рогидромет – очень целостная система, которая совмещает многочисленные аспекты – наблюдательный, научный, и так далее. В гидрометцентре России работает 470 человек, из них около 98 человек – ученые, которые разрабатывают методологию самых разнообразных прогнозов. Мы ожидаем существенного развития в области прогнозирования – это связано с тем, что сейчас установлен крайне мощный суперкомпьютер.

Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов:

- Каков прогноз Гидрометцентра на эти выходные и на лето?

ВИЛЬФАНД: Мы ожидаем резкого изменения погоды в течение ближайших дней. Уже завтра температурный фон будет в диапазоне 15 градусов. В воскресенье температура приблизится к 20-градусной отметке, а в понедельник, вторник и среду перевалит за нее. Обычно задают вопрос, как это скажется на самочувствии метеозависимых людей. Я, конечно, не врач, но думаю, что для истосковавшихся по теплу москвичей это событие будет вполне радостным и обеспечит хорошее самочувствие. Прогноза на майские праздники еще нет – он появится через несколько дней.

Для прогноза погоды на лето используются усредненные характеристики. Мы ожидаем, что лето не будет холодным. Наиболее пожароопасная погода ожидается в июне – сентябре в южных регионах. Начиная с июля увеличение пожароопасности будет характерно и для остальных регионов страны. ВОПРОС: Как идет работа над метеоспутниками, и какие преимущества получит Россия после их запуска?

БЕДРИЦКИЙ: Мы находимся на финальной стадии ожидания запуска российских спутников. Полярно-орбитальный спутник должен быть запущен в конце мая, а геостационарный – в декабре 2009 года. Сейчас мы пользуемся спутниковой информацией, которую дает международная группировка спутников. Запуск собственных позволит нам более оперативно собирать информацию со значительной части территории страны.

- Скажите, когда растает лед в Арктике?

МАРТЫЩЕНКО: Пока мы не предполагаем, что лед растает совсем. В ближайшие 50 лет граница льда серьезно отодвинется на север. Однако совсем безледокольного плавания в ближайшие 20 лет в Арктике не будет. Таяние снегов облегчит навигацию по Севморпути, улучшатся условия добычи газа и нефти на континентальном шельфе. Однако это негативно скажется на эрозии почвы, на поддержании деятельности всех сооружений.

- В последнее время произошли сильные заморозки на юге страны, скажите, скажется ли это на урожае?

ВИЛЬФАНД: Действительно, на юге были сильные заморозки, даже морозы – до 7 градусов ниже нуля. Говорить о последствиях пока преждевременно, ясно только, что озимые культуры действительно пострадали.

- В этом году правительству была представлена климатическая доктрина, в разработке которой Росгидромет выступал главной организацией, научным интегратором. Что это за документ, есть ли страны, создавшие подобный?

БЕДРИЦКИЙ: Действительно, проект климатической доктрины является итоговым этапом деятельности Росгидромета в области климата. С точки зрения организации его исследования и предоставления результатов работа уже проделана – мы выпустили стратегический прогноз изменения климата в 2006 году. В этом году мы представляли оценочный доклад об изменениях климата в РФ и прогноз до конца XXI века.

Что касается климатической доктрины – это документ политический. РФ является страной рамочной конвенции об изменении климата, страной Киотского протокола и взяла на себя обязательство разрабатывать ряд мер для снижения нагрузки на климатическую систему. Практические меры присутствуют в наших программах уже давно. А тематическая доктрина содержит направления, в которых будет действовать наше государство. Сейчас обсуждается вопрос о глобальном сотрудничестве в области климатических изменений до 2050 года, вырабатывается понимание общих целей на этот период; климатическая доктрина говорит как раз о том, как наше государство будет себя вести, какие приоритеты в области климатической политики будут развиваться.

В частности, там говорится о том, что приоритетным остается дальнейшее продолжение исследований в области климата, потому что сейчас прогнозы об изменении климата на 50 - 100 лет являются не прогнозами, а скорее сценариями; для большей точности нужны исследования. Кроме того, там говорится о том, что нам нужны меры по адаптации к изменениям климата. Необходимо принимать превентивные меры, разрабатывать систему оповещений. И третье – стратегия смягчения последствий – выброса парниковых газов. Общая цель – снижение потребления ископаемых природных ресурсов – это позволяет и сохранить эти запасы для потомков, и сократить выброс парниковых газов. Россия – лесная страна, леса поглощают газы, но лесные пожары их выбрасывают. Разработка новых средств пожаротушения поможет значительно сократить этот выброс.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших профессиональных мечтах.

МАРТЫЩЕНКО: Хотелось бы, чтобы то, что мы начали в последние годы, успешно начало работать – я имею в виду исследования, которые мы проводим в Антарктике, строительство станций, и так далее. Хотелось бы, чтобы заработала в полную силу система предупреждения о цунами на Дальнем Востоке, чтобы заработал центр на Шпицбергене.

ВИЛЬФАНД: Очень важно, чтобы с появлением той передовой техники, с помощью которой будет совершенствоваться качество прогнозов, происходило увеличение – в граммах, а может, и в килограммах – количества серого вещества у исследователей. Метеорология – в высшей степени наукоемкая задача, нам необходимо привлечение нестандартно мыслящих ученых.

БЕДРИЦКИЙ: Хотелось бы, чтобы все наши государства взаимодействовали так же, как метеорологи. Между метеорологами нет противоречий, нет соперничества – есть только сотрудничество. Кроме того, я бы очень хотел, чтобы в нашей стране каждый человек реализовал свое право на достоверную информацию об окружающей среде, чтобы каждый, где бы он ни жил, имел возможность иметь фактическую информацию и прогноз. Это сверхзадача, которая стоит перед Гидрометцентром.

Источник:

ИТАР-ТАСС

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru