Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Проект климатической доктрины на Президиуме Правительства

24.04.2009

23 апреля прошло заседание Президиума Правительства Российской Федерации. Одним из вопросов повестки дня этого заседания было запланировано обсуждение проекта климатической доктрины.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата внесен проект климатической доктрины (далее – Доктрина).

Научное обоснование Доктрины опирается на анализ результатов проводимых в Российской Федерации и за рубежом исследований климатических изменений в различных регионах Земли и последствий влияния этих изменений на различные сектора экономики, население и окружающую среду.

Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития страны, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.

Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:

• укрепление и развитие информационной и научной составляющих, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала, обеспечивающего полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих его изменениях и их последствиях;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат и адаптации к его изменениям;

• участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации – с учетом географического положения и размеров ее территории, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов – новую ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа всех факторов – экологических, экономических, социальных и политических.

В Доктрине отмечается, что при построении политики в области климата следует учитывать, в том числе отдаленные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные социальные группы и население, в частности, высока вероятность влияния климатических изменений на миграционные процессы, вызванные перераспределением природных, прежде всего, продовольственных и водных ресурсов.

В Доктрине отмечено, что для ее реализации потребуются:

• структурная перестройка экономики страны, внедрение механизмов стимулирования рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, создания финансово-экономических условий для эффективного функционирования природно-ресурсного комплекса и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, привлечения инвестиций в экономику страны и проведения эффективной внешнеторговой политики;

• проведение фундаментальных и прикладных исследований, связанных с изменениями климата, для обеспечения принятия необходимых решений, органами государственного управления и субъектами экономики;

• создание государственного регулирования в области антропогенных воздействий на глобальную климатическую систему;

• содействие развивающимся странам в реализации мер по адаптации и смягчению негативных последствий изменений климата.

Доктриной предусматриваются масштабные долгосрочные системные мероприятия, в том числе:

• разработка систем наблюдения за климатом, включая разработку и реализацию государственной программы технического оснащения национальных центров климатических исследований;

• организация исследований и разработка механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мероприятий;

• кадровое и материально - техническое переоснащение производств;

• снижение карбоноемкости производства и повышение энергоэффективности производства и потребления энергии на период до 2030г. и на перспективу до 2050г. в различных секторах экономики;

• гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы климата, с соответствующими нормами международного права.

С докладом по этому вопросу выступил Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнев Юрий Петрович. Он в частности сказал:

Климатическая Доктрина разработана в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, а также в рамках выполнения взятых Россией обязательств согласно Рамочной конвенции ООН по борьбе с изменением климата.

Что такое Климатическая Доктрина?

В первую очередь, это политическая декларация государства, определяющая отношение Российской Федерации к климатическим изменениям.

Доктрина является публичным документом, который отражает долгосрочную позицию России в отношении изменения климата и подчеркивает открытость нашей страны в решении вопросов, поставленных Рамочной доктриной.

Одной из основных целей разработки Климатической доктрины является осознание необходимости действий направленных на разработку системы мер по адаптации экономики к текущему и ожидаемому изменению климата.

Таким образом, доктрина является базовым документом, в котором мы:

- фиксируем, что изменение климата происходит,

- говорим об общих характеристиках данных изменений

- ставим перед министерствами и ведомствами задачи учёта климатических изменений в программах развития различных сфер жизнедеятельности человека.

Перед тем, как мы охарактеризуем, каким образом происходит сегодня и прогнозируется в будущем динамика изменения климата, необходимо сказать, что знания человечества на эту тему достаточно ограничены и могут базироваться в основном на косвенных измерениях.

Основная проблема заключается в том, что срок жизни человечества по отношению к общему периоду существования планеты Земля, а также по отношению к циклам климатических изменений, ничтожно мал.

На презентации изображена геохронологическая таблица, которая описывает жизнь планеты Земля на протяжении более чем 4 млрд. лет.

Мы живем в третичном периоде кайнозойской эры, длительность которой оценивается в 66 млн лет. При этом первые упоминания о человеке разумном мы встречаем не более чем 180 тыс. лет назад.

Как бы это не грустно не звучало, жизнь человека для истории Земли не более чем мгновение.

Таким образом, наши представления об изменении климата на планете, необходимые для дальнейших прогнозов, основаны на результатах научных изысканий.

Представленная на слайде № 5 информация по концентрации углекислого газа получена при анализе ледового керна.

Керн поднимается из скважины глубиной 3,8 км, расположенной на станции «Восток» в Арктике. Каждый год истории земли – это 2 мм. ледяного керна, анализ которого позволяет получить концентрации углекислого газа, дейтерия, метана. При этом концентрация дейтерия – изотопа водорода – максимально близко кориелируется с температурой, позволяя определить закономерность изменения климата.

Описывая данную диаграмму, хотел бы отметить, что жизнь человека могла зародиться исключительно в периоды потепления на верхней части пиков кривой. Нижние пики совпадают с ледниковыми периодами, последний, кстати, был не так давно – около 10 тыс. лет назад.

Как видно из слайда, сегодняшнее содержание парниковых газов в два раза превышает все существовавшие в истории Земли максимумы.

Таким образом, человечество «вынуждает» климатическую систему двигаться по новому пути.

Как вы видите на слайде, изменение концентрации дейтерия, а, следовательно и температура, практически симметрично изменяются с повышением концентрации СО2.

Созданный человечеством пик концентрации углекислого газа в ближайшие несколько десятилетий, по мнению большинства ученых, будет существенно влиять на климат.

В научном сообществе существует много споров на тему доли влияния антропогенной деятельности и циклических колебаний на климатические изменения.

Думаю, разделить эти факторы вряд ли вообще возможно.

Если от косвенных замеров переходить к прямым данным, то необходимо отметить, что результатами инструментальных замеров температуры мы располагаем за период около 150 лет.

По ряду городов среднегодовые температуры за период наблюдений в среднем возросли на 3-4 градуса.

Эти цифры, на первый взгляд, могут не вызывать существенного беспокойства. Однако хотим напомнить, что мы анализируем ничтожно малый период в жизни планеты.

Если графики повышения температур перевести в масштаб тысячелетий, то мы получим практически вертикальные прямые линии.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что человечество подготовило все условия для роста температуры в ближайшие десятилетия.

Теперь о том, к чему может привести и уже приводит изменение климата.

Прежде всего, значительные риски связаны с повышением уровня мирового океана.

За последние 100 лет его уровень возрос примерно на 10 см, в случае продолжения этой тенденции уже к 2050 году океан может подняться еще на 10-20 см.

Отметим, что при повышении уровня океана еще на 10 см к 2050 – 2070 гг. может быть затоплена значительная часть территории Санкт-Петербурга, Ямал, при росте на 20 см – под угрозу затопления попадают части Архангельской и Мурманской областей, ряд других территорий страны (Бованенково).

Для других стран ситуация еще хуже. Утонет Голландия, значительная часть западного побережья Северной Америки, некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Кроме того, изменение климата изменяют в целом природный баланс на планете Земля и и приводит к росту практически всех опасных гидрометеорологических явлений.

По данным МЧС России, частота таких явлений как наводнения, засухи, тайфуны, с каждым годов возрастает. Ежегодный ущерб только на территории России достигает 60 млрд. рублей.

Очевидно, реакцию на эти угрозы можно разделить на две части.

Первое – это действия по предотвращению климатических изменений – внедрение энергоэффективных технологий, модернизация производства, снижение потребления природных ресурсов.

Очевидно, эти меры могут быть эффективны только в случае их применения в глобальном виде во всем мире. В то же время, даже при скоординированных и согласованных действиях по предотвращению климатических изменений, эффект от их внедрения мы почувствуем не ранее середины текущего столетия, поскольку уже накопленный в атмосфере объем СО2 будет играть существенную роль.

Второе направление реагирования заключается в разработке и реализации системы мер, позволяющих экономике страны адаптироваться к неизбежным изменениям.

Очевидно, эта система должна базироваться на прогнозе изменения температуры.

Сегодня такой прогноз существует в трех сценариях, утвержденных Межправительственной группой по изменению климата при Организации Объединенных Наций.

Хочу обратить внимание, что до 2030 - 2040 гг., все три сценария проходят в достаточно узком коридоре, что позволяет довольно точно оценить температурную динамику. После 2050 года кривые сценариев резко расходятся в зависимости от эффективности предпринимаемых человечеством мер по повышению эффективности, снижению энергоемкости экономики, уменьшению выбросов СО2.

Оценивая необходимость адаптации экономики к климатическим изменениям, надо отметить, что последствия изменения среднегодовой температуры для Российской Федерации неоднозначны.

Для каждой из отраслей существуют и выгоды и риски, связанные с глобальным потеплением.

Например, среди плюсов для сельского хозяйства можно назвать увеличение продолжительности благоприятного периода для созревания сельскохозяйственных культур, возможности использования новых культур, зон земледелия.

Негативные изменения - рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства затопления почвы – в других.

Выгоды для топливно-энергетического комплекса – это увеличение годового стока водных ресурсов и новые возможности развития гидроэнергетики, облегчение доступа к арктическим шельфам, сокращение расходов энергии в отопительный период Риски - увеличение аварий на магистральных трубопроводах в зонах вечной мерзлоты и подводных переходах.

Уважаемые коллеги!

Климатическая доктрина является базовым документом, обозначающим проблемы климатических изменений и их влияния на экономику, территориальное планирование Российской Федерации.

Совершенно очевидно, разрабатывая систему мер по адаптации экономики нашей страны к изменениям климата, необходимо учитывать их в программе действий каждого министерства и ведомства, а в следующей иерархии – учесть разработанную систему мер в Программе Социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Необходимо сказать, что по оценкам экспертов ООН, отсутствие системы адаптации экономики к изменению климата, приводит к снижению валового внутреннего продукта на 2-5%.

Разработав соответствующую систему мер, мы сможем снизить ущерб от опасных природных явлений, уменьшить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, повысить устойчивость отдельных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, транспорт, энергетика.

Уважаемый Владимир Владимирович!

>

Проект поручения Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения Климатической доктрины представлен на последнем слайде презентации.

Спасибо за внимание!

Источник:

НИА-Природа, по информации интернет-портала Правительства России и пресс-службы Минприроды России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru