Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Круглый стол по берегоукреплению

24.04.2009

23 апреля Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему: «Осуществление берегоукрепления водных объектов – актуальная проблема охраны окружающей среды». Открывая заседание, председатель Комитета Наталья Комарова отметила:

- Ежегодно в России из-за разрушения берегов рек и водохранилищ под угрозой затопления оказываются тысячи жилых домов, сельхозугодья, инженерные коммуникации и промышленные объекты, памятники культуры. В зоне опасных берегообрушений в России находится более 450 населенных пунктов. В результате переработки береговой полосы вода из-за нашей бесхозяйственности, из-за несоблюдения водного и природоохранного законодательства «съедает» километры ценных земель, которые могут использоваться для строительства набережных и причалов, создания рекреационных зон.

Чтобы сохранить береговые линии водных объектов в первоначальных границах и свести к минимуму экологические и техногенные риски при освоении прибрежных территорий, необходимо развивать эффективную систему берегоукрепления. В ходе сегодняшнего заседания предлагаю обсудить конкретные механизмы решения этих проблем.

Во-первых, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Сегодня от общего количества ГТС, превышающего 36 тысяч, лишь треть соответствуют нормальному уровню безопасности, и более 3 тысяч (по данным МЧС) составляют бесхозяйные ГТС.

Отмечу, что работы по созданию и реконструкции гидротехнических сооружений направлены, прежде всего, на защиту территорий от наводнений. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и негативного воздействия вод, в соответствии с Планом нормотворческой деятельности, Минприроды России в 2007 году должно было разработать проект технического регламента «О безопасности гидротехнических сооружений» и проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако процесс их подготовки неоправданно затянулся. На практике это оборачивается тем, что проблема аварийных ГТС решается в «пожарном» режиме, при возникновении прямой угрозы безопасности населения. Чтобы снять эту угрозу, необходимо в кратчайшие сроки завершить инвентаризацию и закрепление за субъектами и муниципальными образованиями бывших бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечить подготовку названных законопроектов и заложить в проект Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года экономически обоснованные инструменты решения проблемы аварийных гидротехнических сооружений.

Еще одна актуальная задача - развитие технологий, повышающих надежность берегоукрепления.

Для строительства защитных берегоукрепительных сооружений в большинстве регионов продолжают применяться массивные железобетонные конструкции. Однако, как показывает практика, при всей кажущейся надежности железобетон активно отторгается живой природой. Постепенно происходит растрескивание и подмыв креплений, в результате чего железобетонные конструкции сами становятся эпицентром разрушения ландшафтов. Береговые откосы теряют устойчивость, что может привести к опасным последствиям, в том числе и к разрушению подводных нефте- и газопроводов в местах их примыкания к берегам. В этой связи, особое внимание необходимо уделить стимулированию инновационного развития водохозяйственного комплекса, определению эффективных и безопасных технологий строительства объектов инженерной защиты, увеличивающих срок их эксплуатации. Например, на основе деревянных свай из лиственницы с использованием ресурсов отечественного лесного комплекса.

Среди экологических аспектов наиболее злободневной является проблема рационального использования прибрежной территории рек и водохранилищ.

Несмотря на ограничения природоохранного законодательства, в адрес комитета поступают многочисленные жалобы и обращения из Московской области, Новосибирска, Екатеринбурга, Ставропольского края и др. субъектов по фактам интенсивного без соблюдения требований законов освоения прибрежных полос и водоохранных зон водных объектов.

Вырубка лесов, незаконная распашка и застройка прибрежных зон приводят к изменению их ландшафтов, загрязнению водоемов, возникновению оползней, что наносит значительный ущерб экономике и экологии. На мой взгляд, необходимо ужесточение контроля и увеличение штрафных санкций за нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Завершая вступительное слово, хотелось бы заострить ваше внимание на том, что Водный кодекс Российской Федерации, устанавливая приоритет охраны водных объектов перед их использованием, обязывает собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод. Оценивая потенциальный ущерб в случае аварий гидроузлов, несложно подсчитать, что каждый рубль, направленный на охрану водных ресурсов, окупается почти десятью рублями. Вкладывая средства в строительство защитных сооружений, мы снижаем риск экономических потерь, которые неизбежны в противном случае. Еще большую эффективность «водному рублю» может придать частно-государственное партнерство в сохранении водных ресурсов при реализации таких перспективных проектов, как развитие круизного туризма, водной транспортной инфраструктуры.

Заместитель руководителя Федерального агентства Водных ресурсов Василий Курьянов отметил, что осуществление берегоукрепления водных объектов есть только часть мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод.

«Проблему нужно решать комплексно, используя системный подход. Такие меры должны стать основой осуществления водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов. В сложившихся условиях, в целях обеспечения выработки оптимальных предложений по использованию водных ресурсов водохранилищ во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти были созданы межведомственные рабочие группы по регулированию режима работ крупнейших водохранилищ Российской Федерации», - заключил В. Курьянов, отметив, что для оптимизации принимаемых мер по решению данных проблем необходимо ускорить создание федеральной целевой программы по развитию Водохозяйственного комплекса.

По итогам заседания участники выработали ряд рекомендаций Правительству, Министерству природных ресурсов и экологии и Федеральному агентству водных ресурсов. В частности, Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности разработки отдельной федеральной целевой программы, предусматривающей комплекс мер, обеспечивающих берегоукрепление, ускорить подготовку Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации.

Министерству природных ресурсов и экологии рекомендовано обеспечить разработку проекта Федерального закона(технического регламента) «О безопасности гидротехнических сооружений» и проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Федеральному агентству водных ресурсов предложено обеспечить в первоочередном порядке финансирование мероприятий по восстановлению и защите берегов водных объектов, представляющих наибольшую угрозу, с учетом необходимости обеспечения безопасности населения.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru