Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Профильный Комитет Госдумы одобрил проект Водной стратегии

22.04.2009

21 апреля депутаты Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии обсудили проекты Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и План мероприятий по ее реализации.

Комментируя заключение Комитета по рассмотренным проектам, председатель Комитета Наталья Комарова отметила:

"Решение сложных и масштабных проблем по созданию надлежащих условий для охраны и рационального использования водных объектов, запланированное проектом, невозможно без прочной правовой базы. Представляется более эффективным и удобным при применении норм Водной стратегии включить в проект отдельный раздел, содержащий информацию о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Стратегии.

В проекте Водной стратегии не содержится информации о необходимости и сроках принятия Правительством Российской Федерации Порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, необходимость которого закреплена в Водном кодексе.

В проекте отмечается, что в связи с неравномерностью распределения водных ресурсов на территории Российской Федерации, наблюдается напряженный водохозяйственный баланс в районах осуществления интенсивной хозяйственной деятельности в бассейнах рек Дона, Урала, Кубани, Иртыша, а также части Западного побережья Каспия. Несмотря на это, не определяются направления решения указанной проблемы и вопрос доставки водных ресурсов в такие регионы по-прежнему остается открытым.

С точки зрения Комитета, проект Водной стратегии должен содержать также и меры, направленные на повышение эффективности сотрудничества Российской Федерации с другими странами в отношении трансграничных водных объектов.

Депутаты предлагают предусмотреть возможность решения в проекте Водной стратегии вопроса водообеспечения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации с помощью создания системы аварийного резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

Мы считаем целесообразным уточнить положения, касающиеся экспорта инновационных технологических решений и современного оборудования, конкретными разработками, получившими положительную экспертную оценку, например, включить в состав прогнозируемых инновационных технологических решений фитотехнологии, улучшающие качество воды.

Очевидно, что эффективность мер по расширению полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предотвращению негативного воздействия вод, предусмотренных Стратегией, напрямую зависит от финансирования. Финансовое обеспечение в тексте Водной стратегии предусмотрено из федерального бюджета, но при этом без учета средств, заложенных в уже принятых Федеральных целевых программах. В этой связи несомненно то, что планируемая эффективность будет снижена, так как изменение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» привело к уменьшению бюджетных ассигнований по подразделу «Водные ресурсы» с 14 854,3 млн. рублей до 10 323,1 млн. рублей.

Помимо этого, запланировано сокращение финансирования на 60 млн. рублей субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и безхозяйных гидротехнических сооружений на 2009 год.

Вместе с тем, в проекте Водной стратегии указано, что для исполнения отдельных полномочий в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае расширения перечня передаваемых полномочий и уточнения состава мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций, потребуется увеличение объема бюджетных ассигнований.

Таким образом, предлагаемый проектом Водной стратегии механизм софинансирования из средств федерального бюджета водоохранных мероприятий, осуществляемых на региональном и муниципальном уровнях, также становится неэффективным.

В этой связи Комитет считает необходимым определить мероприятия, планируемые к проведению в соответствии с уменьшением финансирования, а также четко указать вид источников внебюджетного финансирования.

Комитет поддерживает целесообразность решения задачи по стимулированию привлечения частных инвестиций, отмеченную в проекте. Однако в данном случае необходимо конкретизировать размер средств и перечень мероприятий, реализацию которых возможно профинансировать за счет привлечения частных инвестиций.

В Плане проекта содержится список мероприятий, направленных на достижение стратегических целей, определены исполнители и установлены сроки реализации, однако некоторые его положения остаются неясными. Например, механизм усиления охранного статуса водоохранных зон и прибрежных защитных полос, ответственным за что определено Минприроды, – планируется ли ужесточение контроля и увеличение штрафных санкций за нарушение данного режима либо на законодательном уровне путем внесения поправок в Водный кодекс предполагается установить более жесткие требования для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности на данных территориях. Представляется необходимым уточнить механизм реализации запланированных мероприятий.

В связи с изменением финансирования необходимо уточнить возможность проведения таких предусмотренных Планом мероприятий как реабилитация водных объектов путем очистки донных отложений, строительство сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод, проведение комплекса превентивных противопаводковых работ.

В целом, одобряя проект Водной стратегии, мы отмечаем необходимость доработки указанного документа с учетом высказанных замечаний".

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru