Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Объем непереработанных и необезвреженных отходов в России увеличился

25.03.2009

24 марта 2009 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по «Вопросам совершенствования нормативного правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления».

Открывая работу, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

Объем непереработанных и необезвреженных отходов в нашей стране за последние десять лет увеличился на 16%. Ситуация такова, что каждый новый процент роста создает условия для реальной экологической угрозы. В целом по стране количество неутилизированных отходов оценивается приблизительно в 82 миллиарда тонн. При этом, если в Европе более 50% отходов перерабатывается, то в России средний уровень вторичного использования промышленных отходов составляет 35%, а твердых бытовых – не более 4%.

Все это приводит к тому, что экологически чистое пространство, особенно в мегаполисах, подобно «шагреневой коже», на глазах стремительно сокращается. И если не принять решительных мер, оно в скором времени попросту исчезнет.

На мой взгляд, чтобы преодолеть «мусорную угрозу» необходимо согласованно действовать по двум ключевым направлениям: во-первых, развивать эффективную систему обращения с отходами, сводящую к минимуму негативное воздействие на природу и человека, во-вторых, стимулировать вторичную переработку отходов.

Первое – это стимулирование переработки отходов и внедрения малоотходных технологий.

На сегодняшний день захоронение неотсортированных отходов ведет к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, ведь, как говорил Дмитрий Менделеев, в природе не бывает отходов, а есть неиспользованное сырье. Во всем цивилизованном мире переработка отходов - одна из высокодоходных и процветающих отраслей бизнеса для тех, кто развивает технологии и внедряет современное оборудование. Полагаю, что и в нашей стране есть все предпосылки для развития мусоропереработки.

Мы, в свою очередь, законодательно поддержим предприятия, обеспечивающие сортировку, обезвреживание, глубокую переработку и размещение отходов, модернизирующие производство для перехода на малоотходные и ресурсоемкие технологии. Этим вопросам уделено большое значение в законопроектах «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые сегодня готовятся ко второму чтению. В частности, для предприятий, инвестирующих во внедрение вышеназванных технологий, предусматриваются экономические стимулы в виде налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, бюджетных субсидий. Мы планируем и дальше расширять этот инструментарий, и надеемся на ваше активное участие в этой работе.

Еще один стимул для повышения предпринимательской активности в отрасли – это снижение административного давления и ликвидация бюрократических препонов для хозяйственной деятельности.

В этой связи, хотелось бы заострить ваше внимание на такой актуальной проблеме, как отнесение отходов к классам опасности. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», отходы, в зависимости от степени нарушения экосистемы, подразделяются на пять классов опасности для окружающей среды: от «чрезвычайно опасных» (I класс) до «практически неопасных» (V класс). Однако сегодня, для получения разрешительной документации, хозяйствующим субъектам приходится рассчитывать класс опасности отходов дважды – в соответствии с экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством. Это затягивает и усложняет процедуру получения соответствующих разрешений. В этой связи, на заседании секции Высшего экологического совета, мы предлагаем обсудить возможность объединения экологических и санитарных критериев отнесения отходов к классам опасности. Найденное решение сделает более прозрачным и вменяемым рассматриваемый процесс.

Не менее важный вопрос – это эффективное распределение полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти.

Сегодня на муниципальные власти взвалено, как показывает практика, бремя по организации всей деятельности по удалению отходов без наличия достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов. При этом очевидно, что решения по выбору способов обезвреживания отходов, проектированию и строительству соответствующих объектов требуют межмуниципальных согласований, следовательно, могут быть приняты только региональными властями. Полагаю, что целесообразно «поднять» часть этих полномочий с плеч муниципалитетов на уровень субъектов федерации, тем самым, обеспечив реальную возможность для их реализации с учетом потребностей развития региона. В свою очередь, контроль за полнотой и качеством осуществления этих мер будет закреплен за федеральным центром. Убеждена, что это поможет запустить сбалансированную и эффективную систему управления отходами.

И, пожалуй, наиболее чувствительная проблема – это учет схем размещения отходов при разработке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Полагаю, что для создания реальных рычагов управления и контроля за потоками отходов в Градостроительном кодексе необходимо закрепить требования о включении в «Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования» генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, а также планов размещения объектов переработки, обезвреживания и захоронения отходов. Это позволит защитить права граждан и сохранить экологический баланс в природе.

Завершая выступление, подчеркну, что без чистой, безопасной окружающей среды не может быть развития. Но важно понимать, что за это в ответе не только политики. Как говорится, мы все акционеры этого предприятия. И каждому из нас стоит начать с себя, со своего двора, поселка, города. Действуя единым фронтом, можно отбить «мусорную атаку» и рассчитывать на реальный и ощутимый результат.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru