Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Изменения в Лесной Кодекс

25.12.2008

24 декабря Государственная Дума приняла во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представляя законопроект, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

Основные изменения ко второму чтению коснулись статьи 1 законопроекта, вносящей изменения в Лесной кодекс Российской Федерации.

Указанная статья дополнена рядом норм, направленных на решение наиболее острых проблем в правовом регулировании лесных отношений, в том числе выявленных правоприменительной практикой. В целях урегулирования проблемы создания и развития лесной инфраструктуры, в частности, лесных дорог, законопроект предусматривает исключение из статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации части 3 статьи 13 и дополнение его новой статьей 131 «Лесные дороги» (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Положения данной статьи создают правовую основу частно-государственного партнерства в области проектирования, строительства, реконструкции и содержания лесных дорог.

В целях урегулирования в Лесном кодексе вопросов, связанных с осуществлением в защитных лесах вырубки лесных насаждений при использовании их в целях недропользования, создания водохранилищ, гидротехнических сооружений и линейных объектов, предлагается дополнить статью 21 Кодекса частью 51, в соответствии с которой возможность осуществления таких вырубок в защитных лесах ставится в зависимость от допустимости создания в них соответствующих объектов, что определяется правовым режимом этих лесов.

Учитывая изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом к статьям 102 и 105 Кодекса, на практике это будет означать, что вырубка лесных насаждений в указанных целях возможна в любых защитных лесах, кроме лесопарковых и зеленых зон. В зеленых зонах вырубка лесных насаждений будет возможна для размещения гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Создание иных объектов в зеленой зоне и, следовательно, вырубка лесных насаждений допускаются только после исключения соответствующих земель или земельных участков из состава зеленой зоны путем изменения ее границ.

Изменениями в статью 38 предусматривается, что использование лесов для ведения сельского хозяйства в предпринимательских целях осуществляется на основании договоров аренды лесного участка, а в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности гражданами для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Одновременно пунктом 1 статьи 6 законопроекта вносятся изменения в статью 24 Земельного кодекса, регулирующую вопросы предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования.

В новой редакции статьи 105 Лесного кодекса предусматривается возможность осуществления пчеловодства и сенокошения в зеленых зонах. Полагаем, эти виды деятельности не противоречат целевому назначению защитных лесов. При этом в целях предупреждения возможных злоупотреблений, связанных с ограничением доступа граждан на лесные участки, предоставленные в зеленых зонах для указанных целей, запрещается возводить на них изгороди.

Еще одна проблема, которую призван урегулировать законопроект, связана с необходимостью законодательного закрепления обязанности арендаторов лесных участков компенсировать расходы на подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, которая осуществляется при проведении лесоустройства и в дальнейшем используется для проведения их кадастрового учета.

Соответствующие изменения вносятся в статью 69 Лесного кодекса Эти новации – ни что иное, как закрепление де-юре уже сложившейся в лесных правоотношениях практики.

Далее, законопроектом предлагается уточнение разграничения полномочий между уровнями государственной власти в части осуществления государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, осуществления мер пожарной безопасности и проведения лесоустройства.

Кроме того, вносятся связанные изменения в статьи 96, 97 Лесного кодекса, Федеральные законы «О пожарной безопасности», «Об оружии», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица государственных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, наделяются правами и обязанностями государственных инспекторов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и государственный пожарный надзор, а также правом на ношение и применение специальных средств и служебного оружия. Данные поправки направлены на повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора и борьбы с незаконными рубками лесных насаждений и иных нарушений лесного законодательства РФ.

Суть изменений заключается в отказе от содержащегося в действующем земельном законодательстве определения зеленой зоны как части пригородной зоны и рассмотрении ее исключительно как категории защитных лесов. В этой связи предлагается установить соответствие между существовавшим до введения в действие Лесного кодекса разделением зеленой зоны на лесопарковую и лесохозяйственную часть.

При этом правовой режим лесопарковых и зеленых зон, разграничение полномочий по определению их площади, границ и функционального зонирования устанавливается непосредственно в Лесном кодексе Российской Федерации.

Правовой режим лесопарковых зон соответствует действующему правовому режиму зеленых зон, лесопарков, предусмотренному статьей 105 ЛК РФ.

Правовой режим зеленых зон (термин в новом понимании) менее жесткий, например, допускается ведение пчеловодства и сенокошения, а также размещение гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Разработка месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской, допускается в зеленых зонах на срок, не превышающий срока действия этих лицензий.

Кроме того, изменениями в статью 11 Федерального закона «О переводе земель…» признаются утратившими силу нормы, ограничивающие возможность перевода защитных лесов, на которых расположены зеленые зоны, случаями строительства линейных объектов и создания аэродромов. Теперь лесные участки в составе земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, можно переводить в земли иных категорий во всех предусмотренных частью 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель…» случаях. Обращаю ваше внимание, что эти случаи также весьма немногочисленны (их всего три), а именно: организация особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты поселения; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Одновременно в новой редакции статьи 105 Лесного кодекса предусматривается, что изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Это означает, что перевод соответствующих лесных участков в земли иных категорий может осуществляться только при условии включения в состав зеленых зон равноценных лесных участков.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru