Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Новые приоритеты экологической политики

20.11.2008

18 ноября в Государственном Кремлевском дворце состоялась Четвертая всероссийская экологическая конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», в которой приняли участие представители государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, представители отечественного бизнеса, общественных экологических организаций, известные российские ученые и зарубежные гости.

Сопредседателями конференции были: Председатель Фонда социального страхования С.В. Калашников, Председатель Комиссии Общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды, чл.-корр.РАН В.М. ЗАХАРОВ и Председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН В.А.ЧЕРЕШНЕВ

Открыл конференцию С.В. КАЛАШНИКОВ. В своем выступлении он подчеркнул, что Всероссийская конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» уже стала крупным национальным форумом, который ежегодно подводит итоги событий, произошедших как в нашей стране, так и за рубежом, представляет для ознакомления и дискуссии анализ государственных решений, имеющих непосредственное отношение к вопросам экологической безопасности России, и обсуждает приоритетные направления действий в области охраны окружающей среды.

За истекший год многие рекомендации и предложения резолюции Третьей конференции уже нашли свое реальное воплощение в ряде принятых указов Президента России и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации. Таким образом, Всероссийская конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» стала авторитетным форумом, на котором рассматриваются самые острые и актуальные проблемы государственного управления окружающей средой в России и даются рекомендации по их решению.

Прошедший 2008 г. можно по праву назвать годом возвращения проблематики охраны окружающей среды на передний край приоритетных направлений российской политики. Так основной темой визита первого вице-премьера, а теперь Президента России Д.А. Медведева на Южный Урал в январе стали экологические проблемы, которые обсуждались на совещании с общественными экологическими организациями. Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин на совещании по проблемам соблюдения экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014 года четко и однозначно заявил, что «при определении приоритетов — деньги или экология — мы выбираем экологию. Если баланс природы будет нарушен, это может привести к ситуации, которую будет невозможно исправить за любые деньги».

В докладах представителей государственных организаций, занимающихся контролем за состоянием окружающей среды: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства водных ресурсов, – прозвучало беспокойство, что, хотя на самом высоком государственном уровне были определены основные направления деятельности по оздоровлению экологической обстановки в стране и совершенствованию системы государственного регулирования в этой сфере, загрязнение атмосферы и водных объектов продолжает возрастать. Не снижается доля сброса сточных вод без очистки, вследствие чего качество воды крупных рек и их притоков продолжает находиться в диапазоне от «загрязненной» до «чрезвычайно-грязной». Только 1% открытых водоемов позволяет получать питьевую воду, соответствующую гигиеническим требованиям. По оценкам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН экономический ущерб здоровью населения только от загрязнения вод и атмосферного воздуха оценивается в диапазоне 2,3-3,4 % ВВП.

Ученые и представители общественных организаций в своих выступлениях предлагали конкретные меры, которые способствовали бы уменьшению техногенной нагрузки на окружающую среду, в том числе установление порядка экологического нормирования по показателям наилучших доступных технологий, отказ от практики индивидуальных разрешений, выделение целевых зон (промышленные, рекреационные, природные) с различными нормативными показателями уровня воздействия, повышение экологической ответственности российских корпораций, изменения системы экологических платежей, сокращения количества «экологических поборов», связанных с получением разрешительных документов, пересмотра отношения к «грязным» производствам в плане их перепрофилирования или закрытия в зависимости от ситуации, которая складывается в регионе или в конкретном населенном пункте.

Выступившие на съезде представители промышленных предприятий подняли вопрос о правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эта плата в ее современном виде выступает фактически в роли административного барьера для предприятий. По данным Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» собственные средства предприятий и организаций составили 70 % от всех источников природоохранного финансирования, в то время как вклад бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов составил 18, 2%, федерального бюджета только 10, 4%, а всех остальных источников – 1,4%. Слабым звеном российского порядка финансирования и налогообложения природоохранной сферы является система положительной мотивации. Применяемые в западных странах льготные ставки налогообложения и кредиты, ускоренная амортизация экологически привлекательных инвестиционных проектов в нашей стране не используются. Необходимо разработать систему позитивных стимулов для предприятий, направленную на стимулирование снижения уровня негативного воздействия на природную среду и экономию природных и энергетических ресурсов.

Система экологического регулирования должна быть интегрирована во все виды экономической деятельности, такие как производство и распределение энергии, транспорт, сельское хозяйство, промышленное производство и др. Пока можно отметить только частичные положительные сдвиги в области укреплении взаимосвязи энергетики и экологии.

Большое внимание в докладах многих участников конференции было уделено вопросам экологического воспитания. Вовлечение населения в принятие экологически значимых решений, обеспечение права граждан на благоприятное состояние окружающей среды и получение достоверной экологической информации - является важнейшей задачей государственной политики и деятельности общественных организаций. Организации гражданского общества вносят ощутимый вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти, и контроля их реализации посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний. Опыт развитых стран показывает, что без массового участия широких слоев общественности невозможно достичь успехов в вопросах безопасности жизнедеятельности, снижения заболеваемости населения, обусловленных экологическими факторами, сохранения биоразнообразия, в решении проблемы перехода к устойчивому развитию экономики с учетом требований экологической безопасности.

В части выступлений большое внимание уделялось экологическому контролю и экспертизе. Контроль является основным механизмом охраны окружающей среды, а показателем его эффективности является качество окружающей среды. Действующая сегодня система экологического контроля в целом, и прежде всего ее законодательное обеспечение, нуждаются в развитии и совершенствовании. Такое совершенствование в рыночных условиях хозяйствования должно сопровождаться развитием производственного и общественного экологического контроля, и дополняться добровольно принимаемой корпоративной экологической ответственностью. Экологическая экспертиза обеспечивает предупреждение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Осуществление хозяйственной деятельности без учета ее последствий для окружающей среды, чревато ухудшением экологической и санитарной обстановки в районе такой деятельности. В настоящее время эффективность осуществления государственной экологической экспертизы, как механизма предварительного экологического контроля, снижается. Нет должного контроля за выполнением рекомендаций, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы. В условиях понижения статуса государственной экологической экспертизы более значимую роль должна играть оценка воздействия на окружающую среду.

На конференции были подробно обсуждены многие конкретные экологические проблемы, требующие скорейшего решения, и названы основные приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды. В конце конференции ее участники обратились к Президенту Российской Федерации с призывом:

способствовать возрождению понимания нации к основной парадигме XXI века – устойчивому развитию; укреплять статус экологической проблематики в системе общегосударственных приоритетов; ввести в перечень индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительной власти субъектов РФ показатели эффективности природоохранной деятельности органов местного самоуправления и органов власти регионов;

решить вопрос о создании самостоятельного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Кроме этого на конференции были также приняты обращения к Правительству РФ, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ, а также к Минприроды России и органам власти субъектов РФ с перечнем конкретных предложений, выполнение которых будет способствовать улучшению экологической ситуации в России.

Источник:

Михаил БУРЛЕШИН, Природно-ресурсные ведомости, № 11, 2008 г.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru