Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Экологический контроль на парламетских слушаниях

16.05.2008

15 мая 2008 года Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел парламентские слушания "О совершенствовании законодательства в области обеспечения экологического контроля".

В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, специализированных, научных и общественных организаций.

Открыла и вела слушания председатель Комитета Наталья Комарова.

Во вступительном слове она сказала о цели слушаний: подготовка предложений по совершенствованию и развитию законодательства в области обеспечения экологического контроля. Экологический контроль - основной механизм охраны окружающей среды, а показателем его эффективности является качество окружающей среды.

С докладом по теме слушаний выступил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ Николай Нефедьев.

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края Сергей Шахматов отметил необходимость взаимодействия региональных парламентов с Госдумой в деле совершенствования областного и федерального законодательства в области обеспечения экологического контроля. Внедрение рыночных условий хозяйствования, конкуренция разнообразных и равноправных форм собственности только усилили необходимость выполнения задач государственного экологического контроля. Эти задачи стали более актуальным в связи с проведением федеративной, муниципальной, социальной, правовой и иных реформ общественной и экономической жизни, ростом ответственности и соблюдением Россией международных обязательств перед мировым сообществом в области охраны окружающей среды.

В РФ первым законом, регулирующим отношения в области экологического контроля, стал закон "Об охране окружающей природной среды", принятый в 1991 году. В соответствии с ним в России осуществлялись государственный, производственный и общественный экологический контроль. В 2002 году был принят закон "Об охране окружающей среды". Этим законом в качестве самостоятельного вида контроля выделялся муниципальный экологический контроль. Им определялось, что государственный контроль в области охраны окружающей среды должен осуществляться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ приняло ряд подзаконных актов, в том числе постановление от 29 октября 2002 года "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю". Реализация этого постановления выявила недостатки предложенной в нем системы разграничения объектов экологического контроля между органами исполнительной власти разных уровней.

Вызывала нарекания субъектов хозяйственной деятельности и общественности нечеткость в разграничении полномочий в сфере экологического контроля между федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).

На слушаниях отмечалось, что субъекты РФ недостаточно используют возможность делегирования части полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области организации и проведения экологического контроля органам местного самоуправления. Кроме того, по мнению выступавших, проведение экологического контроля всех видов крайне затруднено ввиду отсутствия качественной нормативной базы. Некоторые выступавшие указывали на излишнюю либеральность Водного и Лесного кодексов РФ и не приветствовали реформирование Министерства природных ресурсов и экологии. Прозвучали предложения по сохранению за муниципальными органами местного самоуправления права осуществления государственного экологического контроля.

Подчеркнув, что действующая система экологического контроля в целом и ее законодательное обеспечение нуждаются в развитии и совершенствовании, участники слушаний рекомендовали Федеральному Собранию и Правительству РФ разработать предусмотренные законом "Об охране окружающей среды" законопроекты, позволяющие обеспечить эффективную работу системы экологического контроля, в том числе законопроекты "Об экологическом контроле", "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об экологическом страховании", "Об экологическом аудите".

Рекомендовано внести изменения в нормативные правовые документы в части повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях. При этом, по мнению участников слушаний, целесообразно повысить размеры административных штрафов, налагаемых на должностных лиц. Предложено также внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления налоговых стимулов для организаций, внедряющих наилучшие существующие технологии.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru