Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




С 2009-2011 годов в пилотных регионах страны ожидается ликвидация экологического ущерба

22.02.2008

21 февраля 2008 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Центр внимания на заседании заняли вопросы экологии. Первым в повестке дня стоял вопрос «О создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью; содержание понятия "экологический ущерб", оценка масштабов и актуальности проблемы для Российской Федерации».

Из выступления В.Зубкова на заседании Правительства Российской Федерации:

Особого внимания требует первый вопрос нашей повестки. Это - задача создания правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью.

Долгое время в нашей стране вопросы, связанные с экологией решались по остаточному принципу. В погоне за индустриальным и экономическим прогрессом последствия для природы и человека, практически, не учитывались.

В последние годы экология сама напомнила о себе. И напомнила жестко. Уровень загрязнения воздуха - особенно в крупных промышленных городах - превышает все мыслимые нормы. А площадь нарушенных земель в России составляет на сегодня более 1 млн. гектаров.

Куда же мы движемся?!

Ежегодно при 51 тысяче гектаров восстановленных земель - столько же переходит в категорию нарушенных. Короче говоря: бег на месте.

Все эти факты говорят только об одном: должного государственного контроля за экологией у нас сегодня нет.

Так дело дальше не пойдет.

Я поручаю Ростехнадзору, другим заинтересованным ведомствам заняться этой тематикой в первоочередном порядке. В том числе, провести ревизию законодательных актов, соответствующих положений административного и уголовного кодексов, методик исчисления ущерба и установления штрафных санкций.

Разработать:

  • комплекс конкретных мер эффективного экологического контроля за предприятиями;
  • документы, определяющие разграничение ответственности за ликвидацию экологического ущерба между федеральным центром, субъектами и предприятиями;
  • механизмы предоставления государственных гарантий инвесторам при вложении ими средств в рекультивацию земель;
  • систему поддержки и поощрения организаций, предприятий, граждан, которые занимаются вопросами экологии в инициативном порядке.

Кроме того, следует увязать средства займа Международного банка реконструкции "Ликвидация прошлого экологического ущерба в России" с нуждами регионов, наиболее пострадавших от деятельности оборонных предприятий.

Уверен, в программах долгосрочного развития - особенно промышленных отраслей - вопросы экологического характера должны иметь приоритетный характер.

Мировая тенденция внедрения "зеленых технологий" общеизвестна. И с течением времени высокая экологическая безопасность продукции станет одним из главных критериев ее качества и конкурентоспособности.

И последовательный отказ от грязных производств принесет существенную экономическую отдачу.

По вопросу повестки дня «О создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью; содержание понятия "экологический ущерб", оценка масштабов и актуальности проблемы для Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации пресс-службой распространена следующая информация:

Развитие территориально распределенного промышленного комплекса страны за последние 70 лет определило состояние окружающей среды.

Исторические и географические аспекты социально-экономического развития страны, прежде всего тяжелой и перерабатывающей промышленности, в т.ч. химической промышленности, ВПК, определила характер и интенсивность осуществленного негативного воздействия на окружающую среду.

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации происходили процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов. Как и в других промышленно развитых странах, эти процессы сопровождались существенным негативным воздействием на окружающую среду и накоплением загрязнения в компонентах окружающей среды ("экологического ущерба").

Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (6-7% в год), значительно опережающие динамику мировой экономики. Преодолен спад производства и потребления девяностых годов: в 2006 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 102%. В то же время объем промышленного производства составляет лишь 85% от уровня 1991 года, сельского хозяйства - 79%.

Вместе с тем, экономический рост в основном определяется развитием топливно-энергетического, горнодобывающего и металлургического комплексов, характеризующихся высокими показателями ресурсо- и энергоемкости и техногенного воздействия на окружающую среду. Также, промышленный сектор Российской Федерации характеризуется высокой степенью износа основных фондов, технологической отсталостью и требует привлечения значительных инвестиций в свою модернизацию.

После спада производства девяностых годов, в настоящее время в результате роста промышленного развития, сопровождающегося использованием устаревших технологий, вновь наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду в результате увеличения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, увеличения количества образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ преимущественно в почвах (землях) с учетом биогеохимических процессов и депонирующих свойств указанного природного объекта.

Накопление загрязняющих веществ осуществляется десятилетиями, достигает таких высоких концентраций и осуществляется в таких формах, что сами природные объекты (загрязненные земли) становятся источником загрязнения.

При переходе к рыночной экономике, сопровождающемся масштабной приватизацией и сокращением промышленного производства, прежде всего, в военно-промышленном комплексе и химической промышленности, в девяностых годах появилось значительное количество бесхозяйных или экономически непривлекательных активов, характеризующихся высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения, а также территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии.

При этом крупномасштабная приватизация российских промышленных предприятий в процессе перехода к рыночной экономике происходила без учета при осуществлении приватизационных сделок проблемы ответственности за экологический ущерб, нанесенный в результате прошлой хозяйственной деятельности.

По данным государственного учета на протяжении последнего десятилетия общая площадь нарушенных земель в Российской Федерации составляет более 1 млн. га. Из них на сельское хозяйство приходится - 10%, цветную металлургию - 10%, угольную промышленность - 9%, нефтедобывающую промышленность - 9%, газовую промышленность - 7%, торфяную промышленность - 5%, черную металлургию - 4%.

Экологическая ситуация в России характеризуется значительными региональными различиями. Сравнительный анализ накопленного загрязнения в пересчете на единицу земель промышленного целевого назначения и прилегающих территорий позволяет определить ряд регионов, которые характеризуются наиболее высокими значениями накопленного загрязнения. К таким регионам относятся районы Красноярского края, Кемеровской, Свердловской, Челябинской областей, а также территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

По абсолютным показателям наибольшие площади нарушенных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого (121,6 тыс. га), Корякского (114,5 тыс. га) и Ханты-Мансийского (77,5 тыс. га) автономных округов, Свердловской (63,2 тыс. га) и Кемеровской (62,4 тыс. га) областей. В последние годы в большинстве субъектов Российской Федерации работы по изучению состояния и использования земель (почвенные, геоботанические и другие) практически не проводятся, что снижает эффективность управления земельными ресурсами.

Наблюдения за загрязнением почв тяжелыми металлами (ТМ) проводятся Росгидрометом в районах расположения источников промышленных выбросов ТМ в атмосферу, в первую очередь, предприятий цветной и черной металлургии, энергетики, машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической промышленности, стройматериалов. По данным указанных наблюдений, проводимых в период 1990-2006 гг., к опасной категории загрязнения отнесены почвы 12 городов и населенных пунктов, основные загрязняющие вещества - медь, кадмий, цинк, свинец.

Комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в Российской Федерации в результате хозяйственной деятельности, до настоящего времени не проводилась, и имеющиеся данные носят фрагментарный характер.

В частности, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Ростехнадзором проводились оценочные исследования экологического ущерба в Кемеровской и Иркутской областях с целью выработки предложений по ликвидации накопленного ущерба и реабилитации загрязненных территорий.

Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимость реализации мер, направленных на ликвидацию экологического ущерба и реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, эффективное противодействие угрозам экологической безопасности и создание экономических инструментов ликвидации экологического ущерба, отражена в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в которой указано, что важнейшими задачами государственной экологической политики являются:

  • эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;
  • реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;
  • создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.

Для решения задач, определенных в Среднесрочной программе, необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, в сочетании с мероприятиями по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и накопления экологического ущерба в результате текущей хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что решение проблемы оценки и ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью - это долгосрочный процесс, требующий политической воли и связанный со значительными расходами государства на решение проблемы. Развитые индустриальные страны приступили к изучению и поэтапному решению проблемы оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба в 70-80-х годах прошлого столетия. Сложности в поиске оптимального комплекса мер по решению проблемы накопленного экологического ущерба привели к тому, что только в настоящее время в развитых странах начали формироваться механизмы, позволяющие учитывать и поэтапно решать проблемы накопленного экологического ущерба.

Однако, в отличие от стран с развитой экономикой (стран ОЭСР, стран ЕС), в России до настоящего времени не предпринимались системные меры для ликвидации экологического ущерба. При этом Российская Федерация отстает от стран ОЭСР и ЕС в решении проблемы оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба минимум на 15-20 лет, в связи с чем представляется необходимой разработка и реализация комплекса мер по ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, основанного на международном опыте и всестороннем изучении масштабов проблемы накопленного экологического ущерба в Российской Федерации.

В силу того, что вопросам ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, на государственном уровне надлежащего внимания до настоящего времени не уделялось, сформировался целый ряд организационных и правовых пробелов:

  1. Законодательством Российской Федерации не определено понятие "экологический ущерб", не регламентированы вопросы возмещения ответственности за экологический ущерб, нанесенный в результате прошлой хозяйственной деятельности;
  2. Отсутствуют методики выявления, учета и оценки "экологического ущерба", связанного с хозяйственной деятельностью,
  3. Отсутствует актуализированная и систематизированная информация об объектах/источниках "экологического ущерба", о территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, об уровнях их загрязнения и о масштабах "экологического ущерба", накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности;
  4. Не отработаны механизмы финансирования соответствующих мероприятий по ликвидации "экологического ущерба", связанного с хозяйственной деятельностью, и реабилитации загрязненных территорий, на основе государственно-частного партнерства.

По данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2006 г. включает 36 городов с общей численностью населения 14 млн. чел. В этот список включаются города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых интегральный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или выше 14. В 2006 г. в приоритетный список вошли 9 городов с предприятиями алюминиевой промышленности и черной металлургии, 12 городов - химической и нефтехимической промышленности, добычи и транспортировки нефтепродуктов.

Максимальные концентрации загрязняющих веществ в воздухе превышают 10ПДК в 26 городах с населением 14,7 млн. человек (2005 г. - 22 города).

Высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха отмечен в 142 городах с общей численностью населения 58,2 млн. человек. В Красноярском крае, Иркутской, Оренбургской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях, Ханты-Мансийском автономном округе имеется по 5-8 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения, в Республике Башкортостан, Пермском крае, Нижегородской области - по 4 города.

Согласно Государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды, 56% городского населения России проживает в городах и на территориях с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы, что свидетельствует о повышенной концентрации загрязняющих веществ в почвенном покрове этих городов и прилежащих территориях, находящихся в зоне атмосферного влияния, и позволяет квалифицировать такие территории как загрязненные (подвергнутые "экологическому ущербу").

Решение задач по реабилитации территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, является одним из приоритетных направлений работ по ликвидации ЭУ в Российской Федерации.

Ростехнадзором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручений Правительства Российской Федерации проведена предварительная оценка загрязненных территорий в Иркутской и Кемеровской областях и проработаны вопросы ликвидации "экологического ущерба"

Представляется целесообразным использование зарубежного опыта ликвидации экологического ущерба, закупки услуг иностранных компаний, имеющих опыт и технологическую базу, не имеющих национальных аналогов, для проведения детальных инструментальных обследований приборной базой, не имеющей аналогов (ввиду наличия супертоксикантов), реализации мероприятий по удалению загрязняющих веществ, в т.ч. супертоксикантов, и реабилитации загрязненных территорий, а также в целях формирования конкурентного российского рынка услуг по ликвидации экологического ущерба и реабилитации территорий.

Ростехнадзором, являющимся регулирующим и контрольно-надзорным органом в сфере ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в целях инициации решения проблемы ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, выработки комплекса мер по ее поэтапному решению и создания соответствующих правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, подготовлено проектное предложение и направлена заявка на получение кредитных ресурсов МБРР по проекту "Ликвидация прошлого экологического ущерба в Российской Федерации".

Целью проекта, запланированного на 2008-2013 годы, является разработка нормативных правовых, институциональных, инновационных, финансовых и инвестиционных механизмов поэтапного решения проблемы экологического ущерба в Российской Федерации, проведение инвентаризации объектов и территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также реализация практических мероприятий по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, и реабилитации территорий в отдельных (пилотных) субъектах Российской Федерации.

В рамках проекта предлагается разработать и реализовать комплекс мероприятий по следующим основным направлениям:

  1. Осуществление институциональной поддержки для комплексного решения проблемы ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью; разработка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих процедуры и правила поэтапного решения проблемы экологического ущерба России;
  2. Разработка, апробация, внедрение проектов нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, регламентирующих вопросы выявления, проведения инвентаризации, учета, регистрации и ранжирования объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, по различным классификационным признакам, определение пороговых величин параметров для ранжирования, а также методик проведения экономической оценки экологического ущерба;
  3. Подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на стимулирование модернизации промышленного производства путем внедрения малоотходных и энергоэффективных технологий;
  4. Отбор и апробация финансовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью; отработка форм и механизмов государственно-частного партнерства для решения природоохранных задач;
  5. Начало проведения инвентаризации, регистрации и оценки объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, а также анализа технической осуществимости и экономической целесообразности мер по ликвидации экологического ущерба;
  6. Подготовка и реализация мероприятий по ликвидации экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности в ряде субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном экологическом состоянии;
  7. Внедрение инновационных технологий удаления накопленных отходов и реабилитации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, формирование конкурентного российского рынка услуг по ликвидации экологического ущерба и реабилитации территорий.

Предусмотрена этапность реализации намеченных мероприятий. На первом этапе (2008-2010 г.г.) планируется формирование институциональных, правовых и инвестиционных инструментов ликвидации экологического ущерба. Это включает в себя:

  • проведение анализа передового зарубежного опыта с целью отбора правовых и инвестиционных инструментов, а также анализа социальной и экономической целесообразности мер по ликвидации экологического ущерба – намечено к реализации в 2008 г.;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих процедуры и правила поэтапного решения проблемы экологического ущерба в России и направленных на стимулирование модернизации промышленного производства путем внедрения малоотходных технологий – намечено к реализации в 2008 -2009 гг.;
  • формирование инвестиционных инструментов, включая разработку и апробацию форм и механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды – намечено к реализации в 2008 -2010 гг.;
  • разработка и апробация методических документов, регламентирующих вопросы инвентаризации, учета, регистрации и ранжирования объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, по различным классификационным признакам, а также проведения экономической оценки экологического ущерба – намечено к реализации в 2008 -2009 гг;
  • начало проведения инвентаризации объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, разработка программного продукта для создания и ведения информационного ресурса (реестра объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности) – намечено к реализации в 2008 -2010 гг.

На втором этапе (2010-2012 г.г.) планируется завершение инвентаризации, регистрации и оценки объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, формирование информационного ресурса об экологическом ущербе, накопленном в результате хозяйственной деятельности, отбор наиболее приоритетных проектов, осуществление пилотного внедрения инвестиционных инструментов (с использованием механизма государственно-частного партнерства), внедрение инновационных технологий удаления накопленных отходов и реабилитации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, осуществление мероприятий по ликвидации экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности в пилотных субъектах Российской Федерации. Этот этап включат в себя реализацию следующих задач:

  • формирование информационного ресурса об экологическом ущербе, накопленном в результате хозяйственной деятельности, по результатам проведения инвентаризации объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, и их ранжирования по различным классификационным признакам – намечено к реализации в 2010 -2011 гг.;
  • отбор приоритетных проектов по результатам инвентаризации и с учетом анализа социальной и экономической целесообразности мер по ликвидации экологического ущерба – намечено к реализации в 2011 г.;
  • осуществление мероприятий по ликвидации экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности в пилотных субъектах Российской Федерации – намечено к реализации в 2011 -2012 гг.;
  • внедрение инновационных технологий удаления накопленных отходов и реабилитации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности – намечено к реализации в 2011 -2012 гг.

Отработка инвестиционных механизмов государственно-частного партнерства планируется в рамках реализации в 2009-2012 г.г. проектов стимулирования повторной застройки и реабилитации промышленных объектов в пределах городской застройки, проектов по развитию природоохранной инфраструктуры, интеграции модернизации производства и инвестиций в снижение инвестиций путем ликвидации экологического ущерба, реализации пилотных проектов восстановления заброшенных территорий нефтедобычи, пилотных инвестиций по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности на объектах и территориях с государственной либо муниципальной формой собственности.

В долгосрочной перспективе (после 2012-2013 г.г.) планируется продолжение работ по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности, путем реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, отработанных в ходе проекта.

Также в рамках проекта предусмотрена отработка форм и механизмов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды.

В результате реализации проекта, рассчитанного на 5 лет (2008-2013 годы), будут сформированы институциональные, правовые, инвестиционные, финансовые механизмы, сформирован информационный ресурс для решения проблемы ликвидации экологического ущерба, отработаны формы и механизмы государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды, и тем самым созданы предпосылки для дальнейшей реализации мероприятий по ликвидации экологического ущерба в Российской Федерации (на долгосрочную перспективу).

Возможность корректной оценки экологической и экономической эффективности реализации мероприятий проекта появится только к 2010 году по результатам инвентаризации объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, их ранжирования и оценки. Надлежащее и полное решение проблемы ликвидации причиненного экологического ущерба - это долгосрочный процесс, требующий выработки системного подхода и реализации комплекса практических мероприятий, требующих существенного финансирования.

Международный опыт свидетельствует, что для финансирования полного комплекса мер по ликвидации экологического ущерба требуется большой объем частных и государственных инвестиций - они могут достигать нескольких десятков миллиардов долларов США, однако этот опыт также свидетельствует о том, что эти расходы вполне приемлемы, если они распределены во времени.

Потенциальные модели финансовых механизмов существуют в международной практике, где есть примеры создания фондов долгосрочного государственного финансирования, государственно-частных партнерств, специальных отраслевых фондов, финансируемых за счет взносов промышленных предприятий, а также гарантийных инструментов финансовых организаций. В рамках реализации проекта планируется анализ применимости указанных инструментов и отбор схем финансирования мероприятий с учетом анализа их социальной и экономической целесообразности.

Предполагается, что в среднесрочной перспективе (2008-2010 годы) основная часть мероприятий по проекту и программе ликвидации экологического ущерба может быть реализована за счет предусмотренных Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2008-2010 годы" средств федерального бюджета и средств заимствования МБРР, с постепенным (2010-2013 годы) переходом на механизмы гибкого софинансирования (установление высокой доли финансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, частных инвесторов при относительно небольшой доле финансирования за счет займа МБРР с опционом на изменение пропорций при изменении экономической конъюнктуры) на основе принципов государственно-частного партнерства, с увеличением доли софинансирования из внебюджетных источников в долгосрочной перспективе (после 2013 года).

Вместе с тем, представляется целесообразной проработка вопроса о решении проблемы ликвидации экологического ущерба в среднесрочной и долгосрочной перспективе программно-целевыми методами.

Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено финансирование мероприятий по проекту МБРР "Ликвидация прошлого экологического ущерба в Российской Федерации", получателем средств по которым определен Ростехнадзор.

В частности, на период 2008-2010 годы в Федеральном бюджете предусмотрены средства в размере (руб.):

  • 2008 год: 155 400 000 (из них 51800 000 - Реализация соглашений с международными финансовыми организациями; 103 600 000 - Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями)
  • 2009 год: 628 800 000 (из них 209 600 000 - Реализация соглашений с международными финансовыми организациями; 419 200 000 - Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями)
  • 2010 год: 1 206 000 000 (из них 402 000 000 - Реализация соглашений с международными финансовыми организациями; 804 000 000 - Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями).

Детальное финансово-экономическое обоснование проекта будет сформировано на более поздних стадиях Ростехнадзором с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минфина России, Минэкономразвития России, МПР России, Минрегиона России).

В случае одобрения Правительством Российской Федерации концептуальных направлений действий и первоочередных мероприятий по ликвидации экологического ущерба в Российской Федерации, при подготовке схемы финансирования Проекта и детального финансово-экономического обоснования Проекта будет предусмотрено финансирование реализации указанных первоочередных мероприятий в рамках Проекта.

Проблема "экологического ущерба", накопленного в результате хозяйственной деятельности, является чрезвычайно актуальной для Российской Федерации, т.к. ЭУ оказывает существенное влияние на качество жизни населения страны, является очевидным барьером развития секторов экономики, социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.

Наибольшее влияние на социальную сферу оказывают те территории, подвергнутые "экологическому ущербу", которые располагаются в границах населенных пунктов и на землях промышленности, т.к. они оказывают непосредственное влияние на здоровье более чем 60 млн. жителей Российской Федерации, проживающих в городах и работающих на предприятиях.

Отсутствует интегрированная, актуализированная и систематизированная информация о природных объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и об уровнях их загрязнения, что не позволяет провести оценку масштабов проблемы "экологического ущерба", накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, и препятствует адекватному и комплексному решению управленческих задач по ликвидации "экологического ущерба" в Российской Федерации.

Для принятия обоснованных управленческих решений и надлежащего решения задач по ликвидации "экологического ущерба", накопленного в результате хозяйственной деятельности в Российской Федерации, необходима комплексная оценка "экологического ущерба" (путем проведения оценочных исследований (обследований), инвентаризации, учета, регистрации и ранжирования объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, по различным классификационным признакам, а также проведения экономического анализа "экологического ущерба"), с последующим определением на основе указанной информации основных направлений и перспектив ликвидации "экологического ущерба" и планированием первоочередных мероприятий по ликвидации "экологического ущерба".

Для отработки механизмов государственно-частного партнерства в целях решения задач по ликвидации "экологического ущерба" в Российской Федерации представляется необходимой реализация пилотных проектов по ликвидации экологического ущерба и реабилитации территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии.

Для решения наиболее остро стоящих проблем ЭУ, оказывающих крайне негативное воздействие на проживающее население, с учетом множественности форм собственности на соответствующие природные объекты, земли и земельных участки, а также с учетом отсутствия отечественных технологий и конкурентного российского рынка услуг по ликвидации экологического ущерба, ликвидации загрязнений, реабилитации территорий, представляется целесообразным использование зарубежного опыта ликвидации экологического ущерба, в т.ч. подрядчиков, для решения проблем ликвидации экологического ущерба в Российской Федерации, через инструмент внешних заимствований.

С учетом вышеизложенного и на основе системного подхода Ростехнадзором подготовлен проект Плана первоочередных мероприятий (на период 2008-2010 г.г.) по ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью.

Системный подход к решению проблемы предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их исполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи в числе основных направлений мероприятий Плана по ликвидации экологического ущерба предлагаются:

  1. Совершенствование правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба;
  2. Комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности (путем проведения инвентаризации, учета, регистрации и ранжирования объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, по различным классификационным признакам, а также проведения экономического анализа экологического ущерба) и формирование информационного ресурса о загрязненных объектах и территориях, подвергнутых экологическому ущербу;
  3. Проведение мероприятий по ликвидации экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности и реабилитации загрязненных территорий в пилотных субъектах Российской Федерации;
  4. Отработка механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды.

Источник:

Пресс-служба Правительства России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru