Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Необходимо научное обоснование глобальных мер по снижению выбросов парниковых газов

03.07.2007

Вчера 2 июля в Женеве начала работу основная ежегодная сессия Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). В открытии сессии принял участие Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

В рамках министерского сегмента сессии состоялся политический диалог с главами международных финансовых и торговых институтов, посвященный анализу текущего состояния мировой экономики, оценке возможных рисков для устойчивого развития и поиску путей их снижения, а также ряд министерских тематических обсуждений по актуальным вопросам борьбы с бедностью, включая повышение согласованности и координации макроэкономической политики на всех уровнях, обеспечение качества и доступности образования, взаимодействие с частным сектором, продвижение к созданию информационного общества, а также реагирование на новые вызовы в области усилий по искоренению бедности и голода, включая климат, опустынивание и здравоохранение.

Так же вчера на этом форуме по вопросам «Новых вызовов усилиям по искоренению нищеты и голода: изменение климата, опустынивание, здравоохранение» выступил заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко. Редакция портала «Природа России» сочла необходимым опубликовать текст его выступления полностью:

В ряду новых вызовов XXI века проблемы изменения климата, опустынивания и распространения опасных эпидемий вышли на одно из первых мест. Эти явления представляют собой угрозу устойчивому развитию всего человечества, особенно тяжелым бременем ложась на страны с низким уровнем дохода, подрывая их усилия по борьбе с бедностью и лишая миллионы людей во многих регионах мира надежд на достижение достойных социально-экономических условий жизни.

Очевидно, что решение указанных проблем является необходимой предпосылкой для достижения не только целей развития тысячелетия (ЦРТ-1), но и всех целей развития в их совокупности.

1. Противодействие изменению климата.

Россия является одним из активных участников международного климатического процесса – мы всегда последовательно выступали и выступаем за консолидацию усилий всех стран на данном направлении. Уместно напомнить, что именно решение России о ратификации Киотского протокола позволило этому важному документу вступить в силу.

В 2003 г. в Москве по инициативе Президента В.В.Путина была проведена Всемирная конференция по изменению климата, внесшая заметный вклад в осмысление путей развития международного сотрудничества в области климата.

Принципиальное значение для продвижения в согласовании долгосрочной международной стратегии снижения антропогенной нагрузки на климатическую систему имеет зафиксированная в итоговых документах Саммита лидеров «Группы восьми» в Хайлигендамме договоренность по «дорожной карте» будущего взаимодействия в посткиотский (после 2012 года) период. Как известно, она предусматривает запуск на 13-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в конце этого года на Бали (Индонезия) переговоров в отношении будущих рамок глобального сотрудничества. На их основе до конца 2009 года под эгидой ООН может быть разработано новое глобальное соглашение о совместных действиях с участием не только развитых стран, но и крупных эмитентов парниковых газов (ПГ) из числа развивающихся государств.

Определяя планы на посткиотский период, важно не забывать про имеющиеся у стран количественные обязательства по Киотскому протоколу на 2008-2012 годы. Только успешное выполнение этих обязательств способно убедить остальных партнеров в серьезности намерений стран Приложения 1 и может способствовать вовлечению более широкого круга эмитентов ПГ в дальнейшие глобальные усилия. При определении возможных новых посткиотских обязательств важно увязывать их с результатами выполнения странами в имплементационный период 2008-2012 гг. уже взятых обязательств по Конвенции и Киотскому протоколу, обеспечивая таким образом разработку реалистичных и выполнимых ориентиров.

Считаем, что нет оснований поддаваться паническим настроениям и апокалипсическим предсказаниям последствий изменения климата. Мы рассматриваем эти изменения в долгосрочном контексте, исключающем «пожарный характер» принятия мер и введение жестких ограничений по выбросам парниковых газов – в ущерб интересам экономического роста и развития.

Формирование ответственных долгосрочных подходов к проблеме изменения климата не должно сводиться к поспешным избирательным акциям, которые в конечном итоге могут нанести гораздо больший ущерб экономике и окружающей среде, чем прогнозируемые катаклизмы природы.

Важно также иметь в виду, что прогресс в решении проблемы изменения климата и обеспечения энергобезопасности невозможен без активного участия в этом не только развитых, но и развивающихся государств, в частности, крупнейших эмитентов СО2 и потребителей традиционного топлива. Обеспечение их заинтересованного участия в будущих механизмах сотрудничества требует серьезного продумывания взаимовыгодной системы стимулов и поощрений.

Любые новые договоренности в отношении противодействия изменениям климата на период после 2012 года должны подразумевать справедливый характер нагрузки на страны и вовлечение ведущих эмитентов парниковых газов из развитых и развивающихся стран с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Мы выступаем за необходимость расширения и углубления научных исследований в области климата, тщательного и достоверного научного обоснования осуществляемых и предлагаемых глобальных мер по снижению выбросов ПГ, не ограничиваясь только выборочными исследованиями, «удобными» для определенных целей. В этом контексте вызывает сомнения концепция, согласно которой увеличение температуры атмосферного воздуха Земли на 2°С приведет к необратимым процессам на планете, поскольку она не имеет достаточного научного обоснования.

Предстоит определиться и по вопросу установления пороговых значений на посткиотский период, определяющих предельно допустимые объемы выбросов ПГ государствами, по аналогии с действующей моделью киотского режима. Следует ли это сделать?

Необходимо международное признание добровольных действий стран по снижению выбросов ПГ как основной элемент будущих мер по противодействию изменениям климата. Выдвинутое в Монреале в 2005 г. российское предложение, доработанное и уточненное с учетом мнений партнеров, о предоставлении всем странам права добровольно принимать обязательства по сокращению выбросов ПГ может стать одной из важных основ будущего посткиотского режима. Необходимо обеспечить более продолжительный период для выполнения договоренностей посткиотской фазы, т.к. реальное снижение выбросов ПГ за счет внедрения передовых и прорывных технологий требует до 10 и более лет.

Важно повысить внимание к планированию и реализации адаптационных мероприятий к наблюдаемым и прогнозируемым изменениям климата, а, соответственно, обозначить адаптацию как приоритетную компоненту международной политики в области климата после 2012 г. Ключевое значение отводим использованию технологических подходов в решении проблемы климата, в т.ч. важность создания эффективных международных инструментов, обеспечивающих более широкие возможности передачи технологий и их доступности на мировом рынке.

Не можем игнорировать ту роль, которую играют в топливно-энергетическом балансе планеты ископаемые углеводороды, не имеющие в обозримой перспективе адекватной замены в виде альтернативных и возобновляемых источников. Единственной альтернативой углеродным видам топлива, сопоставимой с ними по энергопотенциалу, является ядерная энергетика, которую следует активно развивать. Поддерживаем развитие и внедрение низкоуглеродных технологий, в частности разработки по теплоэлектростанциям с «нулевой» эмиссией.

Не снижая темпов, следует продолжать работу по более широкому внедрению рыночных механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Двуединый эффект от их внедрения – как для целей собственно борьбы с изменением климата, так и в плане искоренения бедности – может быть весьма значительным. Так, по имеющимся оценкам, реализация проектов в рамках Механизма чистого развития применительно к странам Африки способна обеспечить приток дополнительных иностранных инвестиций в объеме около 1,6 млрд. долл. Перспективы Механизма торговли квотами на выбросы парниковых газов также обещают немалую выгоду.

Таким образом, реализация климатических проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой обеспечит новый дополнительный источник финансирования для решения проблем устойчивого развития и борьбы с бедностью.

2. Проблематика здравоохранения и бедности.

Сегодняшние реалии не оставляют сомнений: достижение Целей развития тысячелетия, три из которых напрямую отражают прогресс в состоянии здоровья населения планеты, невозможно без значительного наращивания коллективных усилий в области международного здравоохранения. Ответные действия международного сообщества сдерживаются дисбалансом в потенциале национальных систем здравоохранения, кадровым голодом и нехваткой финансовых ресурсов.

В этих условиях, очевидно, что усилий только специализированных Международных организаций и национальных органов в области здравоохранения явно недостаточно. Необходимо обращение к проблеме на самом высоком политическом уровне.

Именно из этого исходила Россия, предложив в прошлом году, в период своего председательства в «Группе восьми» включить проблематику инфекционных заболеваний в качестве приоритетной темы повестки дня саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Предложенные по итогам этого саммита меры ориентированы на повышение эффективности усилий по подавлению эпидемий опасных болезней, повышению готовности медицинских и других служб к непредвиденным кризисам в сфере общественного здравоохранения.

Российская Федерация последовательно наращивает свой донорский потенциал, ориентированный на оказание содействия нуждающимся странам в комплексном решении проблем здравоохранения и развития.

В настоящее время прорабатываются вопросы создания в России Регионального координирующего центра для стран Восточной Европы и Центральной Азии по разработке вакцины против ВИЧ-инфекции. Начаты переговоры с ВОЗ о сертификации Государственного научного центра «Вектор» в Новосибирске в качестве сотрудничающего центра ВОЗ по гриппу для стран Центральной Азии. Планируется возмещение за счет федерального бюджета в 2007-2010 гг. всех расходов Глобального фонда по борьбе со СПИД, туберкулезом и малярией по осуществлению проектов Фонда в России на общую сумму в 217 млн. долл.

Также за счет федерального бюджета в течение предстоящих трех лет будет выплачено 10 млн. долл. в качестве российского добровольного взноса в фонд Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита.

Кроме того, принято решение о выделении 20 млн. долл. на содействие странам Африки в борьбе с малярией. Внесен добровольный взнос в размере 80 млн. долл. в качестве участия России в пилотном проекте в рамках Инициативы по предварительным обязательствам по закупкам вакцин в 2010-2019 гг. Концепция этой Инициативы предусматривает расширение доступа беднейших стран, в первую очередь стран Африки южнее Сахары, к массовой вакцинации населения.

Таким образом, совокупный вклад России в международные усилия по сдерживанию распространения инфекционных болезней на ближайшие несколько лет может достичь 500 млн. долл.

Уверены, что сплоченными действиями учреждений системы ООН во взаимодействии со всеми заинтересованными участниками – международными финансовыми институтами, частным сектором, общественностью – нам удастся добиться реального прогресса в обеспечении своевременного и полного осуществления ЦРТ, включая, в первую очередь, задачи борьбы с бедностью.

Источник:

МИД России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru