Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Антинефтерозливные учения на Балтике и в Арктике завершены

22.06.2007

20 июня 2007 г. Федеральное агентство морского и речного транспорта провело в районе нефтяного терминала ОАО «РПК-Высоцк» «ЛУКОЙЛ-II» (Ленинградская область) международные комплексные учения по ликвидации последствий аварии танкера. Руководил учениями Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. В учениях принял участие заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Попов. Организатор и координатор учений - ФГУ «Госморспасслужба России». А вчера ЛУКОЙЛ провел командно-штабную тренировку по ликвидации последствий разлива нефти в районе Варандейского нефтяного отгрузочного терминала (ВНОТ) в водах Баренцева моря, у побережья Ненецкого автономного окрга.

Необходимость проведения учения по ликвидации последствий аварии танкера на Балтике обусловлена возросшими объемами экспорта нефти через российские нефтеналивные терминалы на Балтийском море, увеличением интенсивности судоходства крупнотоннажных танкеров на подходах к портам Приморск и Высоцк. Учения проводились на основании годового плана проведения учений; введения в действие нового Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II"; а также в соответствии с реализацией положений Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтийского моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях 1989 года.

Учения проводились с целью отработки организации взаимодействия государственных структур с нефтяными компаниями-операторами, осуществляющими отгрузку нефти и нефтепродуктов, другими взаимодействующими организациями и спасательной службой Финляндии в районе Выборгского залива при ликвидации последствий аварии танкера и разлива нефти в соответствии с Региональным планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в российской зоне ответственности Балтийского моря и объектовыми планами ЛРН.

В учениях были задействованы силы и средства ФГУ "Госморспаслужба России", ФГУП "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление", ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ–II", ООО "Спецморнефтепорт Приморск", ФГУ "АМП Санкт-Петербург" с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ), ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг", Санкт-Петербургский филиал ФГУП "Росморпорт", Северо-Западный региональный центр МЧС России, Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", Ленинградский территориальный центр медицины катастроф, ЗАО "Транзас Евразия", ГМА имени адмирала С.О. Макарова, ЗАО "ЦНИИМФ". От финской стороны – Береговая Охрана (БО) Финляндии, специализированные суда по ликвидации разливов нефти "Hylje" и "Seili".

По замыслу учений на акватории ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» в результате столкновения с рыболовным судном танкер с грузом мазута получил пробоину выше ватерлинии. В результате столкновения возник пожар и произошел разлив нефтепродукта в объеме около 1100 тонн.

Для тушения пожара к аварийному танкеру были направлены портовый буксир и дежурное многоцелевое спасательное судно, оснащенные наружными системами пожаротушения. После ликвидации пожара пострадавшие были доставлены в мобильный медицинской пункт с помощью вертолета и быстроходного катера. У борта аварийного танкера была пришвартована баржа для сбора разлившегося мазута и развернуто боновое заграждение.

Собранная нефтеводяная смесь была передана на береговой приемный пункт ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II», откуда с помощью специальных плавсредств была доставлена на танкер «Экомар», который в соответствии с планом ликвидации разливов ушел в район порта Санкт-Петербург для сдачи на приемный пункт.

Мониторинг нефтяного пятна осуществлялся с вертолета и судна экологического контроля. Между тем, в соответствии с замыслом учения под воздействием сменившегося ветра возникла угроза загрязнения части береговой зоны в районе бухты Кислицина. В связи с этим в целях предотвращения загрязнения береговой полосы с помощью катера были выставлены боновые заграждения. Непосредственно в береговой полосе работали аварийно-восстановительный отряд «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» и подразделения Северо-Западного регионального центра МЧС РФ, которые установили берегоизолирующие боны, развернули нефтесборные системы и установили емкости для временного хранения собранных нефтепродуктов. В прибрежной полосе были также задействованы катамараны, оснащенные нефтесборными системами.

В результате предпринятых мер, оперативных и четких действий сотрудников терминала «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» и специалистов государственных органов им удалось в сжатые сроки ликвидировать последствия аварии танкера, собрать все разлившиеся нефтепродукты и не допустить загрязнения береговой полосы.

Подводя итоги учения, Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Анатолий Барков, в частности, сказал: «Наша Компания всегда уделяла повышенное внимание вопросам безопасности производства и охраны окружающей среды. При строительстве терминала «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» были предприняты беспрецедентные меры по охране окружающей среды, применялись самые совершенные технологии и оборудование, которые позволяют свести к нулю риск загрязнения воздуха, земли и воды. Несмотря на то, что по своему техническому оснащению и высочайшему уровню средств защиты окружающей среды наш терминал уже сегодня входит в число самых экологически защищенных портов мира, мы намерены продолжать работу по усовершенствованию природоохранных мероприятий в зоне нашей ответственности».

«РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» находится на значительном расстоянии от населенных пунктов в несколько раз превышающем нормативную санитарно-защитную зону, что обеспечивает надежную защиту населения. Все танкеры, заходящие на терминал, должны иметь двойной корпус (борта и дно), изолированные системы для балластных вод и для груза, современное навигационное оборудование с электронными навигационными картами. РПК «ЛУКОЙЛ-II» принимает только суда, оборудованные системой возврата газов, которая позволяет улавливать испарения нефтепродуктов при загрузке танкеров. На терминале также предусмотрена лазерная швартовка судов, которая гарантирует идеальную точность всех перемещений в акватории терминала. Современное навигационное оборудование позволяет РПК войти в глобальную морскую систему спасения и бедствия (ГМССБ). Технологический флот состоит из 5 судов (включая нефтесборщики), 25 скиммеров (механизмы для сбора нефтепродуктов) и оснащен заградительными бонами. Один из скиммеров оборудован дистанционным управлением, что дает возможность использовать его на расстоянии до 40 метров от нефтесборной баржи. В акватории терминала постоянно дежурит буксир. Резервуары для хранения нефтепродуктов построены по принципу «стакан в стакане». Емкости резервуаров имеют двойные стены, исключающие утечки. Сливная железнодорожная эстакада имеет бетонные лотки, исключающие случайное попадание нефтепродуктов в почву. Терминал оборудован современными системами для очистки сточных вод. Противопожарные меры включают в себя системы орошения резервуаров, установки пенотушения и водяную завесу на причальных сооружениях.

Основные цели тренировки ЛУКОЙЛа в Баренцовом море заключались в отработке действий персонала ВНОТ при локализации и ликвидации разлива нефти регионального значения, оценка технической оснащенности терминала и возможностей привлечения сил и средств регионального уровня в соответствии с Региональным планом ликвидации аварийных разливов нефти в Западном секторе Арктики.

Перед участниками тренировки были поставлены также исследовательские задачи по анализу условий и особенностей проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти в условиях Арктики, организации работ по очистке от нефтезагрязнений береговой линии, обоснованию технологий очистки береговой линии и акватории в ледовых условиях.

В тренировке приняли участие представители Росморречфлота, МЧС РФ, Госморспасслужбы России, НИИ морского флота, расчетно-аналитическая группа ЗАО «Транзас».

По сценарию тренировки танкер с грузом сырой нефти потерпел аварию в пределах зоны ответственности стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала, входящего в систему ВНОТ. В результате аварии танкер получил повреждение корпуса в районе ватерлинии, из поврежденного танка наблюдается утечка нефти. Величина разлива нефти в море может составить около 1500 тонн.

В соответствии с планом по ликвидации разливов нефти предусмотрены следующие действия:

  • развертывание сил и средств ВНОТ для локализации нефтяного разлива в установленные временные нормативы, наращивание сил и средств для ликвидации разлива нефти на море, развертывание береговых формирований в районе предполагаемого выхода нефтяного пятна к побережью;
  • развертывание региональных сил и средств и их участие в операции в соответствии с Региональным планом ликвидации аварийных разливов нефти в Западном секторе Арктики;
  • привлечение сил и средств нефтяных компаний, работающих в Баренцевом море;
  • привлечение сил и средств Норвегии в соответствии с Соглашением 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море;
  • развертывание в районе предполагаемого выхода нефтяного пятна к побережью формирований МЧС России;
  • проведение берегозащитных мероприятий и зачистки береговой полосы по результатам прогнозирования выхода нефтяного пятна к берегу;
  • проведение мониторинга нефтяного загрязнения на всех этапах операции;
  • прием собранной нефтеводяной смеси и сдача ее на береговой приемный пункт;
  • сбор, хранение и утилизация (транспортировка) жидких и твердых отходов, собранных при проведении берегозащитных мероприятий и зачистке береговой полосы.

Подводя итоги командно-штабной тренировки, Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Анатолий Барков, в частности, сказал: «Варандейский нефтяной отгрузочный терминал - уникальный производственный объект, при строительстве которого использованы самые современные технологии и применены новейшие методы охраны окружающей среды. Он расположен на побережье Баренцева моря в районе вечной мерзлоты. Природные и климатические условия этого региона потребовали от Компании с особой тщательностью подойти к вопросам гарантированного предотвращения малейшего ущерба природе. Проведенная сегодня тренировка показала, что ЛУКОЙЛ располагает достаточным опытом и возможностями для безопасной эксплуатации терминала в условиях Арктики».

ВНОТ предназначен для экспорта морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом на севере Ненецкого автономного округа. В настоящее время Компания наращивает пропускную способность терминала до 12 млн тонн нефти в год. Предполагается, что после завершения работ по увеличению мощности терминала нефть будет экспортироваться по кратчайшему пути, в том числе и на североамериканский рынок.

Пуск в эксплуатацию модернизированного ВНОТ запланирован на IV квартал 2007 года.

Источник:

Пресс-службы Минтранса России, ОАО «ЛУКОЙЛ»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru