Рост основных оценочных показателей до реформы лесного хозяйства не стоит сравнивать с первыми результатами текущего года
04.06.2007
![](/upload/iblock/296/jsovv.jpg)
На прошлой неделе прошла Коллегия Счетной Палаты Российской Федерации. В частности среди прочих рассматривались результаты проверки эффективности действующей системы взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2006 г. и итоги анализа эффективности государственного управления лесами в 2004-2006 гг.
По первому из них, как сообщает Департамент информации Счетной палаты Российской Федерации, проверка показала, что в проверяемый период во все уровни бюджетной системы страны поступило НДПИ на сумму 1,16 трлн. руб., из них в федеральный бюджет – 1,09 трлн. руб. Бюджетные назначения по поступлению в федеральный бюджет НДПИ выполнены в 2005 г. на 105,2 процента, в 2006 г. — на 101 процент. При этом первоначально предусмотренные в 2006 г. поступления данного налога перевыполнены на 33 процента. Наибольший удельный вес в общем объеме НДПИ занимали поступления налога на нефть — около 90 процентов от поступлений как во все уровни бюджетной системы страны, так и в федеральный бюджет. Это свидетельствует о недостаточном уровне налоговой нагрузки на остальные полезные ископаемые. Определяющее влияние на увеличение поступлений налога на добычу полезных ископаемых в 2006 г. оказал рост мировых цен на нефть марки «Urals».
По второму вопросу, согласно информации МПР, в заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации принял участие Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерий Рощупкин. По его словам, Счетная палата РФ проделала объемную высококвалифицированную работу и представила «взвешенный, жесткий и хорошо обоснованный аналитический материал», особенно по вопросам развития нормативной правовой базы, планирования и исполнения бюджета, эффективности использования лесного ресурса и ведения лесного хозяйства. В то же время руководитель Рослесхоза подчеркнул, что рост основных оценочных показателей (доходность лесопользования, воспроизводство, охрана и защита лесов) за последние три года, когда управление лесами осуществлялось централизованно, не стоит сравнивать с первыми результатами текущего года. Напомним, что со вступлением в силу новой редакции Лесного кодекса РФ с 1 января 2007 г. полномочия по управлению лесами перешли с федерального на региональный уровень.
В. Рощупкин заявил, что вопросы, связанные с введением в действие Лесного кодекса РФ, стоят сегодня наиболее остро. В частности, субъектам РФ предстоит в кратчайшие сроки разработать региональные лесные планы, а также комплекс лесохозяйственных регламентов для всех лесничеств. Руководитель Рослесхоза подчеркнул, что затраты на разработку этих документов не нашли своего отражения в федеральном бюджете на 2007 г. и, соответственно, в субвенциях на исполнение субъектами РФ полномочий по управлению лесами.
Кроме того, специалисты Рослесхоза отмечают нестыковки между новым лесным и земельным законодательством. Новая редакция Лесного кодекса повлекла за собой потребность в новых материалах землеустройства, которое в лесах России не проводилось никогда. Необходимо межевание лесных участков, составление их кадастровых планов и постановка на государственный кадастровый учет. Валерий Рощупкин заявил, что до конца 2007 г. выполнить все эти работы в полном объеме будет невозможно. Значительного времени потребует и переход от лесорубочных билетов к новым разрешительным документам.
Руководитель Рослесхоза отметил, что данные проблемы уже стали предметом детального обсуждения на уровне Правительства РФ: «Уверен, что выводы, сделанные Счетной палатой, помогут принять своевременные и взвешенные решения. В том числе, по внесению ряда поправок в переходные положения Лесного кодекса, прежде всего, в части сроков перехода к новым лесным отношениям».
Также В. Рощупкин поблагодарил специалистов Счетной палаты РФ за предложения, выдвинутые ими при рассмотрении бюджетных проектировок на 2008-2010 гг. по повышению эффективности бюджетных расходов и роста доходной базы лесного комплекса. В частности, был поставлен вопрос о необходимости пятикратного увеличения цены леса на корню – до 300 руб. за 1 м3, фактически – до уровня ставок, действующих в зарубежных странах. Руководитель Рослесхоза предложил вынести эту тему на обсуждение законодательных и исполнительных органов власти. По этому поводу он в частности заявил: «С точки зрения экономики лесного хозяйства это было бы позитивным решением. Но на другой чаше весов – сохранение конкурентных преимуществ для российских переработчиков. Ведь низкая цена леса на корню (в увязке с недавно введенными высокими вывозными пошлинами) создает условия для стимулирования инвестиций в глубокую переработку внутри страны».
Источник:
Пресс-служба МПР России, Департамент информации Счетной палаты Российской Федерации