Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Третья конференция сторон Стокгольмской конвенции о СОЗ

02.05.2007

30 апреля 2007 года в Дакаре (Сенегал) открылась Третья конференция сторон Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителей (СОЗ). Председатель Конференции Сторон (КС), избранный в 2006 году на КС-2, подвел результаты работы, проведенной за прошедший год. В частности, отмечались результаты деятельности Комитета по рассмотрению СОЗ по включению дополнительных химических веществ под юрисдикцию Стокгольмской конвенции. В настоящее время выделено 5 веществ, которые заслуживают того, чтобы обратить на них внимание с точки зрения контроля, и еще 5 веществ, для которых надо подготовить химический профиль.

Удалось поднять на качественно новый уровень эффективность оценки выполнения конвенции. Подготовлены рекомендации по Глобальному плану мониторинга.

На национальном уровне многое сделано по разработке НПВ (Национальных планов выполнения Стокгольмской конвенции). Неразрывно связана с этим работа по идентификации потребностей развивающихся стран и стран с переходной экономикой для целей осуществления конвенции.

Только на основании докладов 30 Сторон, около 3 миллиардов долларов нужны для выполнения положений Конвенции до 2015 года, и 2 миллиарда - до 2009 года. Важна ясность того, как оцениваются эти потребности.

По информации ЮНЕП, в настоящее время Глобальному экологическому фонду удалось аккумулировать около 300 миллионов долларов на цели Стокгольмской конвенции, а к 2015 году удастся аккумулировать 4 миллиарда долларов. "Но почему только к 2015? Деньги есть, - говорит Президент Сенегала. Не нужно искать виновных в том, что деньги пока не собраны, так как виноваты все мы, мы не смогли найти средства. Развитые страны специально затягивают процесс. Где деньги, которые обещали выделить развитые страны? Зачем нужны все эти форумы, если нет конкретных действий? У африканцев аллергия ко всем конференциям и мероприятиям. Я плачу деньги за участие, а где результаты - ничего нет. Давайте перестанем играть и заявим о том, что нам необходимо провести оценку механизма мобилизации средств, а пустые обещания без мобилизации средств - это ерунда. Япония, ЕС уже обещали выделить определенные средства, но это виртуальные деньги. Как превратить их в реальные средства? Нельзя уезжать отсюда, пока окончательно не определимся с этим вопросом."

Проведена большая работа по оценке тех областей, которые важно осуществлять совместно трем химическим конвенциям, а именно Стокгольмской, Роттердамской и Базельской. Это позволит улучшить ресурсную базу, эффективность деятельности секретариатов, обмен информацией.

Один из важных вопросов КС-3 - продолжающееся применение ДДТ во многих странах, прежде всего для борьбы с малярией. Миллионы жителей Африки ежегодно умирают от этой болезни. На законодательном уровне запрещено использовать ДДТ в сельском хозяйстве, однако до 155 миллионов тонн ДДТ ежегодно применяется в частном секторе для борьбы с распространением комаров. Как стойкий органический загрязнитель ДДТ представляют опасность для здоровья человека, особенно для детей, женщин, малообеспеченных слоев. Эта категория веществ длительное время содержится в окружающей среде, легко перемещается воде и ветрами на десятки и сотни километров, накапливается в живых организмах. Никто не может чувствовать себя в безопасности от СОЗ. Поэтому крайне важно уделить внимание поиску альтернатив, о чем и пойдет речь на этой конференции.

Не менее важен вопрос об отходах, содержащих СОЗ. Председатель КС-2 отметил большую работу, проведенную по созданию Руководства по наилучшим имеющимся технологиям и наилучшим природоохранным практикам. Важно, чтобы из поля зрения участников КС-3 не ускользнул ни один аспект деятельности, связанной с образованием СОЗ.

Среди основных вопросов Колнференции:

1. Работа региональных центров по передаче технологий и оказанию технической помощи;

2. Соблюдение Конвенции;

3. Оценка эффективности и Глобальный план мониторинга;

Развивающиеся страны активно выступали за скорейшее создание региональных центров по передаче технологий и оказанию технической помощи в соответствии с потребностями конкретных регионов. В силу больших инвестиций, необходимость наращивания потенциала и кадрового потенциала этих центров, Конвенция должна продолжить совершенствовать процесс создания таких центров и обеспечить оценку их деятельности.

Подчеркивалось, что, к сожалению, от развитых стран поступил не такой уж большой объем помощи. Важно, чтобы Глобальный экологический фонд (ГЭФ) предусмотрел ускоренную процедуру рассмотрения вопроса об оказании технической помощи.

Ряд стран, в частности, Китай, отмечали возможность создания таких центров на базе уже существующих центров по Базельской конвенции, которые играют существенную роль и обладают опытом в оказании технической помощи. Эти центры охватывают все регионы и работают на основе поддержки со стороны стран, где они расположены.

Подчеркивалось также, что КС-3 должна принять четкое решение о том, чтобы были предоставлены соответствующие ресурсы для оказания технической помощи и передачи технологий. Секретариат должен регулярно осуществлять мониторинг выполнения решений КС, касающихся этих вопросов.

По мнению неправительственных организаций - членов Международной сети по ликвидации СОЗ, создание центров по передаче технологий и оказанию технической помощи - приоритетный вопрос для КС. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой требуется передача технологий и определение конкретные потребности регионов. Стороны и наблюдатели должны активно участвовать в разработке стратегии по оказанию технической помощи и передаче технологий. У НПО накоплен большой опыт в этой области, которым они готовы поделиться. Центры должны продемонстрировать свои способности по обеспечению передачи технологий, осуществлять соответствующую практику для помощи странам в осуществлении обязательств по Стокгольмской конвенции.

Вопрос о несоблюдении также вызвал большую дискуссию. По мнению Китая, эта проблема является предметом разных точек зрения. Необходимо оказать помощь развивающимся странам в деле соблюдения Конвенции. Им необходимо передавать соответствующие ресурсы и технологии. Мы должны помнить, что у многих развивающихся стран нет даже предварительных условий для соблюдения Конвенции.

При обсуждении вопроса об оценке эффективности и Глобальном плане мониторинга было предложено создать соответствующие структуры в пяти регионах системы ООН для содействия подготовке докладов по глобальному мониторингу. На основе этой региональной структуры глобальная координационная группа должна состоять по одному представителю от каждого региона.

К сожалению, страны очень медленно реагируют на необходимость предоставления информации согласно Глобальному плану мониторинга. Для этой работы нужны соответствующие финансовые ресурсы и составление надлежащих смет.

Как отмечали НПО, Комитет, который будет заниматься Глобальным планом мониторинга, должен учитывать новые СОЗ, которые будут включаться в список веществ Стокгольмской конвенции. Кроме того, необходима стратегия по разработке Плана, которая будет учитывать региональные потребности стран. Необходимы также консультации с экспертами по сбору данных. Крайне важно привлекать к этой работе развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, а также представителей гражданского общества.

Источник:

Информационная служба "Эко-Согласие"

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru