Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Правительство РФ 19 апреля приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.

20.04.2007

Как ранее сообщал заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Андрей Дементьев, цель Генеральной схемы — формирование обоснованного перечня площадок, районов и пунктов (трасс) размещения объектов электроэнергетики федерального значения для надежного обеспечения экономики и населения страны электроэнергией. Для разработки этого стратегического документа российской электроэнергетики Минпромэнерго России была создана рабочая группа с участием представителей Минэкономразвития России, ФСТ России, Росатома, Ростехнадзора, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ФГУП «Концерн „Росэнергоатом“. В ходе проведённых работ были определены энергодефицитные зоны в пределах ОЭС, выбрана рациональная структура генерирующих мощностей и электросетевых объектов, а также проведено комплексное обоснование размещения объектов электроэнергетики федерального уровня. Существует много факторов, обуславливающих выбор мест размещения объектов атомной энергетики. Первое – это интенсивность потребления электроэнергии, второй фактор – это возможность передачи электроэнергии. Станцию можно построить и в тайге, но к ней необходимо подвести ЛЭП, поэтому ситуацию нужно рассматривать в комплексе, учитывая существующие и проектируемые к строительству линии электропередач, населенность и потребность региона в электроэнергии. Генеральная схема предполагает максимальное увеличение доли атомной генерации, гидрогенерации и угольной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии в стране и сокращение доли газовой генерации. С 2009 года, согласно схеме, планируется вводить по одному энергоблоку АЭС, с 2012 года – по два энергоблока, с 2015 года – по три энергоблока, с 2016 года – по четыре энергоблока, а с 2019 – по два энергоблока АЭС малой мощности. Суммарная установленная мощность атомных электростанций России. Составляющая в настоящее время 23 ГВт, по базовому варианту, заложенному в генсхему, вырастет к 2020 году в 2,3 раза, по максимальному – в 2,5 раза.. Помимо существующих станций, которые планируется укрупнять, в предложениях к генеральной схеме есть две АЭС, обозначенных как "центр"(ввод в строй после 2014 и 2016 гг), еще две АЭС с обозначением "Урал" (2015и 2016 гг) и одна, обозначенная как "северо-запад" (2020 г).

По результатам заседания 30 ноября 2006 года Правительство Российской Федерации поручило Минпромэнерго России учесть при разработке Генеральной схемы в качестве базового варианта прогнозируемый рост производства электроэнергии к 2015 году до уровня 1426 млрд. кВт. ч, с рассмотрением варианта увеличения производства электроэнергии в указанный период до 1600 млрд. кВт. ч. Об этом сообщил замглавы, аппарата кабинета министров Михаил Копейкин. «Приняли за основу, будем дорабатывать», — сказал он журналистам. Копейкин добавил, что основные параметры, заложенные в схеме, остались неизменными. По его словам, в ходе заседания рассматривались «основные принципы размещения объектов». «Общий объем инвестиций в генеральную схему размещения энергообъектов в РФ до 2020 года составляет $420 миллиардов. Основные потребности в инвестициях будут в период с 2016 по 2020 годы», — заявил в начале апреля на форуме «ТЭК России в 21 веке» директор департамента по структурной и тарифной политике Минпромэрго РФ Вячеслав Кравченко. Он отметил, что большой объем средств пойдет в строительство сетей, в том числе — в распределительные сети. По его словам, генеральная схема предполагает максимальное увеличение доли атомной генерации, гидрогенерации и угольной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии в стране и сокращение доли газовой генерации. С 2009 года, согласно схеме, планируется вводить по одному энергоблоку АЭС, с 2012 года — по два энергоблока, с 2015 года — по три энергоблока, с 2016 года — по четыре энергоблока, а с 2019 — по два энергоблока АЭС малой мощности, сказал он.

Главным образом энергетические объекты, по его словам, предполагается вводить в европейской части России. Генсхема предполагает также достройку ГЭС и АЭС в европейской части РФ и в Сибири. «Ввод угольной генерации к 2020 году должен вырасти в 10 раз в сравнении с 2006», — сказал Кравченко. Генеральная схема предполагает масштабный вывод из эксплуатации паросиловых установок (электростанций) на газе. Кравченко подчеркнул, что генсхема построена исходя из двух прогнозных сценариев. Согласно «базовому сценарию» к 2020 году электропотребление в стране должно составить около 1,5 триллионов кВт. ч. В рамках второго сценария электропотребление может вырасти до 2 триллионов кВт. ч. Кравченко так же сообщил, что в новой генсхеме доля атомной энергетики в общей выработке электроэнергии поднимется до 20% с нынешних 16%, доля угольной генерации вырастет до 38%, газовой — снизится до 35–30%. «Мы планируем заложить в генсхему механизм, по которому она может быть один раз в три года пересмотрена в плане прогнозов, в зависимости от роста энергопотребления, цен на энергоносители, топливного баланса», — добавил представитель министерства. Он подчеркнул, что «допускает к 2020 рост тарифов на электроэнергию на оптовом рынке в два раза».

Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики уже прокомментировали ряд специалистов, представителей науки и общественных экологических организаций.

Виктор Опекунов председатель подкомитета по атомной энергии комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связям сообщил, что составляющей частью генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики является так называемая «дорожная карта». Первая ее составляющая – это те энергоблоки, строительство которых предусмотрено Федеральной целевой программой, которая была утверждена правительством и по которой практически решены вопросы финансирования в доле федерального бюджета и собственных ресурсов Росэнергоатома и Росатома. Вторая часть «дорожной карты» - это новые объекты, которые включены дополнительно к ФЦП в программу строительства на предстоящий период. Эти блоки появились в процессе формирования энергетического баланса России как главного стратегического документа – баланса между прогнозируемым ростом энергопотребления на период до 2030 г. и возможностью его обеспечить.

Член комиссии СФ по естественным монополиям, заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Валерий Трушников заявил, что в генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики учтено строительство разных электростанций. Пока по планам Росатома, по планам Правительства до 2020 года мы должны построить 14 новых атомных энергоблоков. По подсчетам это выглядит реально и на этот период достаточно, хотя наращивать строительство атомных станций надо.

Мы слишком много сегодня сжигаем газа в энергетических целях – ни в одной стране мира такого не происходит. Также слишком много сжигается нефти, а уран – это пока сырье, которое может использоваться достаточно длительный период времени и обладающее гораздо более высокой эффективностью. Более того, мы взяли определенные обязательства по поставке газа и нефти, которые мы не можем не выполнить. А ситуация, когда мы будем поставлять топливо на Запад, а у нас будет не хватать энергии, для нас тоже неприемлема».

Заместитель директора по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе ФГУП НИКИЭТ, доктор технических наук Юрий Черепнин сказал, что решению предшествовала большая предварительная работа, в результате была сформулирована та программа, тот план действий, который реализовался сначала в Федеральную целевую программу развития атомной энергетики, а теперь уже в ее конкретном воплощении – это план размещения энергоблоков.

«Я думаю, что при разработке схемы размещения объектов атомной энергетики был проведен правильный анализ. В том плане, подвергнута ревизии вся существующая научно-техническая база и существующие заделы. С тем, чтобы сейчас максимально быстро получить как можно больше электрических мощностей, конечно, стоило опираться на серийные блоки, по которым имеются технологические заделы – это ВВЭР-1000. Ясно, что его нужно было усовершенствовать и выжать из него максимально полезные свойства. Поэтому с этой точки зрения то предложение по вводу энергоблоков, которое сегодня делает агентство, конечно, видится оптимальным с учетом того, что ввод блоков предполагается на уже выбранных ранее площадках. Я думаю, что весьма трудно предположить какие-то другие радикальные изменения к предлагаемому Росатомом порядку действий».

Первый заместитель директора института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор физико-математических наук Рафаэль Арутюнян:

При разработке схемы размещения объектов атомной энергетики перед Росатомом стоял комплекс вопросов, который требует решение задач, связанных с энергообеспечением с учетом того, что темпы развития экономики по-прежнему сохраняются высокими. Еще большими темпами развивается потребление в народном хозяйстве в целом. Несмотря на то, что запасы органики у нас достаточно большие, речь идет о вполне серьезных проблемах с обеспечением и газовой генерацией с учетом экспортных обязательств. Есть проблемы, связанные с тем, что структура обеспечения энергоносителями у нас нерациональна. То, что около 60% тепловых электростанций потребляют газ – это, конечно, неоптимальная ситуация. В комплексе всей этой ситуации и решаются проблемы развития атомной энергетики. В стратегической долгосрочной перспективе нехватка энергоресурсов на органических носителях будет еще более жесткой. Если смотреть на 50 лет вперед, то вопросы нефти и газа будут острейшими и нельзя ориентироваться на энергоносители, которые в такой перспективе будут исчерпываться, спрос на которые будет очень высоким на мировом рынке.

Атомная энергетика – это потенциал, который позволяет решать проблемы не только в среднесрочной перспективе дефицита электроэнергии, но и, что самое главное, в долгосрочной перспективе. По существу у человечества в долгосрочной перспективе есть только атомная энергетика. Мы должны развить ее инфраструктуру и иметь такой базовый потенциал, который позволит наращивать атомные мощности темпами, которые потребует закрытие дальнейших еще больших проблем с органикой, в том числе с учетом экологических ограничений применения органических энергоносителей глобального характера, связанных с парниковым эффектом.

К сожалению, программа развития атомной энергетики принята с опозданием. В ближайшее время мы сумеем подняться только до уровня, так скажем, слабоядерных стран. 20–25% — это цифра гораздо меньшая, чем средняя по ведущим странам (Франция – под 80%, США – 20%, в Европе – за 30% и т.д.).

Эту программу следует рассматривать, как минимально необходимую, решение которой поможет нам сохранить перспективу атомной генерации – через 50 лет мы будем обязаны иметь мощную атомную энергетику, чтобы просто обеспечить себя электроэнергией. В этом смысле программа построена рационально, опираясь на реалии. То есть, решить поставленные задачи в означенные сроки до 2012–2015 г.г. – это весьма амбициозная программа. Это связано с тем, что много лет мы почти не развивали атомную энергетику, поэтому сейчас вынуждены колоссальными усилиями решать проблему сохранения ее в минимальном объеме, который дает ее развитие в долгосрочной перспективе.

Директор Международного центра по экологической безопасности Минатома России, заместитель директора ФГУП «НИКИЭТ» им. Н.А. Доллежаля, кандидат физико-математических наук Альберт Васильев:

Необходимо учитывать, как сочетаются подходы и планы Росатома с подходами РАО ЕЭС России, которое тоже планирует свою деятельность, а также с подходами регионов. Это три кита, на которых может строиться вся энергетическая политика.

Еще есть одна проблема относительно атомной энергетики: а что строить – мощные миллионники (или даже выше) или маленькие станции? Например, маленькая Южная Корея вся покрыта сетями, поэтому им легко перебрасывать энергию из одного конца страны в другой и им выгодно строить станции на 1000 МВт. У нас же есть регионы, которые оторваны от большой земли и где вывод такой станции из строя оставит всех без энергии. Поэтому не всегда нужно строить мощные станции, иногда целесообразней построить несколько маленьких. И в этой части программы верен подход нынешнего руководства Росатома в том, что необходима диверсификация: нужны и самые маленькие блоки, скажем, на десятки тысяч кВт, и средние – на 300 тысяч кВт, и миллионники – в России все потребуется.

Заместитель директора Медицинского радиологического научного центра РАМН, заместитель председателя Российской научной комиссии по радиационной защите, доктор технических наук Виктор Иванов:

Когда в Японии несколько лет назад рассматривался вопрос расположения атомных объектов в тех или иных префектурах, они провели мощное исследование относительно повышения частоты заболеваемости в тех населенных пунктах. Результаты исследований по заболеваемости лейкозами были опубликованы еще в 2004 году в мировом издании в статье «Потенциальный риск на территориях размещения атомной промышленности Японии». Там говорится о том, что были проведены серьезные исследования тех территорий, на которых размещены атомные станции и территории, свободные от присутствия объектов атомной энергетики. Анализ ситуации специалистами позволил сделать главный вывод: размещение атомных объектов не показало увеличения частоты заболеваемости лейкозами.

Еще раз подчеркну, что и экономически, и технологически заданная идеология разумна и обоснована, но тот фактор – который сейчас называется международным стандартом – должен быть учтен.

Являясь экспертом Всемирной организации здравоохранения, по специальности радиационная эпидемиология, считаю, что в эту программу необходимо добавить «рисковый анализ». Это, с одной стороны, успокоит население, а с другой – даст научное обоснование географического распределения генерирующих атомных мощностей.

На этом фоне пресс-релиз, распространенный сегодня по информационным каналам Социально-экологического Союза, с комментариями программы от группы «Экозащита!» выглядит белой вороной или персонажем из старого мультфильма по Олимпиаду-80, где баба Яга всегда была против. В нем в частности сказано, что согласно имеющейся информации, Росатом избегает называть новые регионы для размещения АЭС. Кроме того, калининградские «зеленые» упрекают главу Росатома в том, что Кириенко не сдержал своего обещания не строить атомные реакторы там, где население выступает против.

Источник:

Алена Орлова

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru