Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Развитие метро – вариант решения транспортных пробок и связанных с ними загазованности

16.04.2007

Проблемы по решению проблемы транспортных пробок в крупных городах и связанных с ними повышенных выбросов в атмосферу направил в своем открытом письме Президенту России депутат Гос. Думы И.Мельников. Мы приводим выдержки из его письма.

Проблема транспортных пробок в крупных городах с каждым годом все острее. Наиболее тяжелая ситуация именно в Москве и в Санкт-Петербурге. Наземный городской транспорт и личные автомобили часто просто стоят или с трудом продвигаются на улицах этих городов. Если в ближайшие 2-3 года не принять радикальных мер, то в обеих столицах лет через 5 наступит транспортный коллапс, - и тогда никакие деньги и никакие меры не помогут. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является разгрузка наземного транспорта за счет расширения сети подземного транспорта, то есть строительства новых линий и станций метрополитена. Отставание по строительству линий столичного метрополитена от потребностей десятимиллионного города в настоящее время составляет около 100-120 км. Сегодня Московский метрополитен работает с нагрузками выше критических или близких к ним. Единственный выход - ускорение темпов строительства новых линий метрополитена. Однако сдерживающим фактором в развитии этого направления является недостаточное финансирование. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года № 1433-с строительство метрополитена должно на 80% финансироваться из региональных бюджетов, а на 20% - из федерального. На практике даже такая пропорция не соблюдается: из федерального бюджета выделяются значительно меньшие суммы. В то же время возможности региональных бюджетов, как правило, не позволяют им профинансировать 80% от технологически обоснованной потребности (ТОП). Даже в Москве, где городской бюджет в несколько раз превышает Петербургский, до самого последнего времени не удавалось обеспечить финансирование 80% ТОП. В результате темпы метростроения на много лет отстают от потребностей города.

Еще более тяжелая ситуация с развитием метрополитена сложилась в Санкт-Петербурге. Средств на продолжение строительства подземки в течение ряда лет у Петербургского метрополитена вообще не было. Удавалось лишь поддерживать в рабочем состоянии уже прорытые рабочие ветки. За последние 12 лет в Петербурге было введено в эксплуатацию лишь 11 километров линий метро. В результате сегодня сеть метро отстает от городских потребностей более чем на 20 лет. Более 50% жителей города живут в отдалении от метро и вынуждены добираться до ближайшей станции метрополитена наземным городским транспортом. Петербургский метрополитен сегодня - это 58 станций, более 100 километров действующих туннелей, а также свыше 20 километров "черных" подземных путей - почти готовых, но необлицованных и "невылупившихся" на поверхность земли в виде станций. В последние годы все больше средств на финансирование строительства метрополитена выделяет городской бюджет. Ведется строительство Фрунзенского радиуса в огромный жилой массив Купчино. Согласно принятой в апреле 2002 года правительством Санкт-Петербурга "Программе развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года" помимо ввода в действие указанной линии планируется начать строительство Охтинско-Петроградской кольцевой ветки. Большой проблемой петербургского метростроения являются пресловутые сложные грунты. Значительная часть Петербурга стоит на очень подвижных и чувствительных к малейшим колебаниям почвах. Поэтому туннели и станции приходится сооружать очень глубоко под землей, что серьезно удорожает строительство. Стоимость строительства одного километра новой линии здесь составляет более 2 млрд. рублей. С учетом того, что на нужды Петербургского метрополитена в 2007 году будет направлено 6,7 млрд. рублей, 5 млрд. из которых пойдет на продолжение строительства Фрунзенского радиуса, можно предположить, что в этом году будет построено примерно 2 км новой линии.

Такие темпы строительства совершенно недостаточны, а возможности городского бюджета ограничены и не позволяют в перспективе существенно увеличить финансирование строительства метрополитена. В случае выделения во 2-м квартале с.г. дополнительно 4,5 млрд. рублей за счет профицита федерального бюджета, эти средства могли бы быть освоены во втором полугодии 2007 г., что дало бы возможность ускорить темпы строительства. На ближайшие годы потребности метростроения в Петербурге составят 13-15 млрд. рублей в год.

Совершенно очевидно, что такой объем средств может быть выделен только в том случае, если вернуться к равнодолевому финансированию метростроения федеральным и региональным бюджетами. Отстают темпы строительства метрополитенов от имеющихся потребностей и в других пяти городах, где имеется метрополитен: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. В связи с недостатком финансирования строительство идет с отставанием от графика и на сегодня протяженность недостроенных линий метро составляет 59 км, а в денежном выражении незавершенное строительство метрополитенов в России составляет около 115 млрд. рублей. Проблема ускорения темпов строительства новых линий метро в России не может быть решена за счет региональных бюджетов.

Один из возможных вариантов решения, дать поручение Правительству Российской Федерации подготовить новое распоряжение Правительства о равнодолевом (50% на 50%). Распределении расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по строительству метрополитена, а также поручение о выделении во 2-м квартале дополнительных средств в размере 4,5 млрд. рублей на строительство метрополитена в Петербурге.

Источник:

Пресс-служба КПРФ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru