Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Заседание Морской коллегии

29.03.2007

Вчера, 28 марта 2007 года в Минтрансе России состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Коллегия прошла с участием Председателя Морской коллегии - Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Иванова и заместителя Председателя - Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина обсудила доклад Заместителя Министра транспорта РФ Александра Мишарина «О состоянии и перспективах развития судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации». Значительная его часть была посвящена состоянию гидротехнических сооружений (ГТС) в России. Александр Мишарин в частности сказал (доклад приводится в сокращении):

Внутренний водный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Российской Федерации. Речной транспорт обладает специфическими и значимыми преимуществами. В регионах Крайнего Севера в условиях отсутствия железнодорожного сообщения и автодорог с твердым покрытием внутренний водный транспорт является жизнеобеспечивающим и осуществляет основные объемы перевозок грузов и пассажиров. При этом себестоимость перевозки в десятки раз ниже, по сравнению с единственно альтернативным авиационным транспортом. Речной транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта. Это энергосберегающий вид транспорта с низким уровнем загрязнения атмосферы и воды. Речной транспорт обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и 41 область России, а также внешнеторговые перевозки.

При этом внутренние водные пути занимают чуть больше 1% от общей протяженности поверхностных водных объектов или 101,6 тыс. км. Перечень внутренних водных путей Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р.

В европейской части страны функционирует не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тысяч км. В ее состав входят Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго Донской судоходные каналы и канал имени Москвы, которые обеспечивают транспортную связь с пятью морями и перевозки транзитных грузов. Водные пути Единой глубоководной системы европейской части страны входят в состав важнейших внутренних водных путей международного значения в соответствии с Европейским соглашением 19 января 1996 г., подписанным Российской Федерацией в 2000 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2000 № 547 «Об утверждении Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путей международного значения»).В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Россия взяла на себя определенные обязательства по открытию внутренних водных путей для международного судоходства, что нашло отражение в Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение от 3 июля 2003 г. № 909-р).

Развитие судоходства зависит от пропускной способности внутренних водных путей, от эффективности работы судоходных гидротехнических сооружений и качественных параметров внутренних водных путей.

На внутренних водных путях расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения. В их числе 108 шлюзов и Красноярский судоподъемник, 70 плотин и более 125 напорных дамб.

По результатам обследования в соответствии с федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» выявлено, что из 335 гидросооружений, подлежащих декларированию, в опасном состоянии находятся 12 объектов или 3,5%.

Основной причиной низкого технического состояния ряда сооружений является их значительный возраст (75% действующих судоходных гидросооружений находятся в эксплуатации от 50 до 176 лет) и недофинансирование их содержания в 90-х годах прошлого столетия.

Особое влияние на пропускную способность Единой глубоководной системы России оказывают лимитирующие участки (на Дону в районе Кочетовского гидроузла, на Волго-Балтийском водном пути в районе Нижне-Свирского шлюза и на реке Волга в районе Городецкого гидроузла). Потери провозной способности по этой причине составляют около 20% или до 30 млн. т грузов в год.

С целью обеспечения надежности эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Минтрансом России и Росморречфлотом проводится планомерная работа по их ремонту и восстановлению.

С 2004 года финансирование на текущее содержание гидросооружений и внутренних водных путей увеличилось в 2,7 раза, что позволило значительно улучшить техническое состояние 18 объектов гидросооружений, которое ранее оценивалось как неудовлетворительное.

В 2006 году на текущее содержание судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей из федерального бюджета выделено более 5 млрд. рублей.

В 2007 году финансирование доведено до 7 млрд. рублей (рост на 33%). Это позволит увеличить протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с 31,6 тыс. км до 43,4 тыс. км (рост на 37%) и повысить категории навигационной обстановки, тем самым обеспечив безопасность судоходства и прогнозируемый на среднесрочную перспективу грузооборот.

Восстановление и реконструкция гидротехнических сооружений выполняются в рамках подпрограммы "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы".

С 2004 года финансирование капитальных вложений увеличено в 1,8 раза, что позволило осуществить большой объем работ на объектах Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, на гидротехнических сооружениях Волжского, Камского и Азово-Донского бассейнов. В декабре 2006 года осуществлено технологическое испытание 2-ой нитки Кочетовского гидроузла, сдача которого в эксплуатацию планируется в 2007 году.

Исходя из предусмотренного лимита финансирования по подпрограмме «Внутренние водные пути» на 2006-2010 гг. из 208 гидросооружений, имеющих пониженный и неудовлетворительный уровень безопасности, возможно привести в нормальное техническое состояние 67 объектов.

В 2007 году финансирование капитальных вложений определено в размере 1,6 млрд. рублей.

Однако образовавшийся за последние 9 лет объем недоремонта гидросооружений в размере 11 млрд. рублей привел к необходимости проведения восстановления и реконструкции этих сооружений с затратами 20,9 млрд.рублей до 2010 г.

Выделение дополнительного финансирования на реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений, предлагаемое Минтрансом России, позволит привести в нормальное техническое состояние 81 объект (или на 14 объектов больше, чем предусмотрено).

Кроме того, увеличение финансирования на программные мероприятия позволит также: - ликвидировать лимитирующие для судоходства 6 участков на Волго-Балте протяженностью около 20 км; - принять в эксплуатацию после модернизации более 100 судов технического флота старых проектов и построить 3 новых судна; - закончить создание единой интегрированной технологической сети связи (ИТСС) на Единой глубоководной системе европейской части страны.

Серьезную озабоченность вызывает техническое состояние Рыбинского шлюза, находящегося в предаварийном состоянии. Анализ сценариев аварий показывает, что велика вероятность прорыва напорного фронта высотой 21,8 м. Президент Российской Федерации В.В. Путин 16 октября 2006 г. (№ Пр-1776) поручил «проработать и принять все необходимые меры для избежания неблагоприятных последствий от возможных аварий и для приведения объекта в нормальное техническое состояние».

Для восстановления объектов Рыбинского шлюза необходимо финансирование в 2008-2010 годы в объеме 1 млрд. 775 млн. рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы для реконструкции в последующие годы – 100 млн. рублей.

Так как данные затраты не были учтены в Федеральной адресной инвестиционной программе, Минтранс России внес соответствующие предложения в Минэкономразвития России.

Предлагаю в решение заседания Морской коллегии внести отдельный пункт с поручением Минэкономразвития России, Минтрансу России и Минфину России предусмотреть в 2008 2010 гг. выполнение первоочередных мер, направленных на снижение рисков возможных аварий и приведение судоходных гидротехнических сооружений, включая объекты Рыбинского шлюза в нормальное техническое состояние.

В целях развития судоходства на внутренних водных путях Минтрансом России и Росморречфлотом также прорабатываются возможности привлечения частных инвестиций в реализацию крупных инфраструктурных проектов на объектах, расположенных на Единой глубоководной системе.

В частности, в рамках государственно-частного партнерства подготовлен инвестиционный проект «Развитие инфраструктуры Волго-Балтийского водного пути с целью обеспечения его устойчивого функционирования и увеличения пропускной способности со строительством второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла», который получил положительную оценку экспертов и находится на согласовании в Минэкономразвития России.

Предусматривается также разработка проектов реконструкции объектов трех каналов: Волго-Донского, имени Москвы и Беломорско-Балтийского.

Во исполнение поручений Морской коллеги при Правительстве Российской Федерации Минтрансом России проводится подготовительная работа по реформированию системы управления внутренними водными путями Российской Федерации.

Задачей реформирования является разделение административных полномочий и хозяйственных функций, совершенствование системы финансирования, обеспечение безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей в целях развития судоходства.

Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства в форме федеральных государственных учреждений будут осуществлять административно-властные полномочия и функции бюджетораспорядителей. Судоходные гидротехнические сооружения планируется оставить закрепленными за ними на праве оперативного управления. На них же возлагается и обеспечение безопасности судоходства.

Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений будет осуществляться на контрактной основе. Для выполнения этих функций и осуществления диспетчерского регулирования создается хозяйствующий субъект – ФГУП «Росводпуть».

Считаю целесообразным сохранить в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы», являющееся стратегическим предприятием.

С целью минимизации риска необратимых действий в результате реформирования, финансовое обеспечение содержания инфраструктуры внутренних водных путей должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Дополнительным источником финансирования ФГУП «Росводпуть» должна стать система платных услуг за использование инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе шлюзов.

Реформа системы управления внутренними водными путями приведет к необходимости разработки нормативов финансирования текущего содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений на новой методологической основе.

Источник:

Пресс-служба Минтранса России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru