Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




На встречу устойчивому развитию. В Общественной палате России.

02.02.2007

9 февраля состоится пленарное заседание общественной палаты. Оно будет посвящено проблемам экологического устойчивого развития. В связи с этим Комиссией по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды был проведен ряд общественных слушаний посвященных проблемам формирования экологической культуры.

В частности, как свидетельствует пресс-служба общественной палаты, 25 января председатель комиссии Владимир Захаров, открывая слушания, отметил, что «роль экологического образования и культуры сегодня, пожалуй, важнее, чем правовое и экономическое регулирование. В последнее время становится актуальным лозунг, что «без культуры у нас не будет природы». В данном случае, мне представляется необходимым, провести экологизацию учебных программ в системе среднего и высшего образования». Завкафедрой экологической психологии Московского городского Психолого-педагогического института Витольд Ясвин акцентировал внимание на необходимости введения в вузах программ по подготовке специалистов в сфере эколого-просветительской деятельности. Сегодня такого рода специалистов у нас практически нигде не готовят. Во всяком случае, считает Витольд Ясвин, это не имеет ничего общего с подготовкой учителей, например биологии, химии и т.д.

Директор пермского областного образовательного центра экологии Виктор Мисенжников сравнил ситуацию в сфере формирования экологической культуры с маятником. «Позитивный вектор движения маятника начался в 90-м году, когда по инициативе Госкомобразования состоялась всесоюзная конференция в Казани, где были обозначены приоритеты экологического образования, четко прописана программа и казалось, что эпоха экологического образования успешно стартовала, - рассказал Виктор Мисенжников. – Высшей точкой развития ситуации можно обозначить 93 год, когда в базисном учебном плане образовательного стандарта появился предмет «экология». Дальше все стало хуже. Внесенный в базисный план предмет оказался формальным, потому что он оказался в одной строчке с географией, а часы были общими. Понятно, что географию никто сокращать не собирался, а экология вроде бы появилась, но это была одна видимость. В результате, понимая такую двойственность, в 1996 году министерство исключило из базисного плана экологию. И дальше, маятник дал обратный ход».

Кроме того, Виктор Мисенжников напомнил участникам слушаний, что в середине 90-х был подготовлен проект закона «О государственном регулировании в области экологического образования», но закон так и не был подписан президентом Ельциным. После парламентских слушаний началась работа над второй генерацией этого закона, который получил условное название «Об экологической культуре». Но уже при его экспертизе в правительстве было заявлено, что «экологическая культура нормативно не регулируется», и на этом все закончилось, констатировал Миссенжников. При этом он отметил, что «в принципе новый закон нам и не нужен – сегодня у нас есть более чем достаточная нормативно правовая база для реализации всех идей в сфере экологического просвещения». «Прежде всего, я имею ввиду закон «Об охране окружающей природной среды». Если бы этот закон хоть когда-нибудь за 15 лет своего существования работал, то других законов нам было бы не надо. Там есть все. Но, как нам говорят, закон оказался «рамочным» и исполнять его не обязательно», - подытожил Виктор Вениаминович. Он выразил свое мнение, что в сложившейся ситуации необходимо просто волевое решение руководства страны.

При этом эксперт не считает, что включение предмета экология в общеобразовательную школу решит все проблемы. «Предмет экология даст базовые экологические знания, но не даст руководства к действию. Проблема экологической культуры находится в сфере духовно-нравственного воспитания. Экология должна прийти в школу как идеология. Только тогда мы добьемся положительных сдвигов», - выразил свое мнение Виктор Мисенжников.

Руководитель Санкт-Петербургского центра «ЭКОМ» Александр Карпов полагает, что формирование экологической культуры невозможно, если населению не будет предоставляться актуальная экологическая информации. Он отметил также, что в России практически нет ни социальной рекламы по экологии, не было снято еще ни одного фильма, где бы главным героем выступал эколог, хотя, например, в Америке такие фильмы снимаются.

Вообще же, о необходимости свободного доступа к экологической информации говорилось многими экспертами. Кроме того, выступающие неоднократно подчеркивали необходимость подписания Россией «Орхусской конвенции» о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Несмотря на то, что мнения экспертов о способах развития экологической культуры иногда были диаметрально противоположны: например, одни настаивали на необходимости включения экологии в базисный учебный план Министерства образования, другие говорили, что это совершенно необязательно и даже вредно, однако все были единодушны в том, что школа, давая только базисные знания, не является эффективным средством формирования экокультуры. Экологическое воспитание должно начинаться практически с самого раннего детства, например, с книжек-раскрасок, считают эксперты. Так проректор Российской школы частного права Юрий Агешин считает, что процесс развития экологической культуры это не только совокупность знаний, но и совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку.

«Когда речь идет о преподавании в школе, например, химии или биологии, то мы не говорим при этом, что формируется химическая или биологическая культура. В таком случае, формирование экологической культуры совершенно не зависит от наличия в образовательном стандарте предмета экологии», - считает член Комиссии Общественной палаты по вопросам экологической безопасности и охране окружающей среды Марина Медведева. Значит, отметила Марина Медведева, необходимо делать ставку на дополнительное образование и воспитание, и одной из форм экологического просвещения должен быть диалог, который поможет этой идеологии стать внутренней культурой человека, быть принятой им.

Участники общественных слушаний подали свои предложения для включения их в итоговую резолюцию, которая затем будет обобщена для рекомендаций пленарного заседания палаты, посвященного устойчивому экологическому развитию.

Источник:

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru