Соцопрос – 96,3% против
17.11.2020 21:43:00
От редакции: Возникновение социально-экологической напряжённости среди населения, как правило, связано с принятием конкретных экологически значимых решений (проектов) на уровне муниципальных образований без учёта общественного мнения. Основным объективным методом определения состояния общественного мнения и разработки мер снижения социально-экологической напряжённости на территориях, прилегающих к объекту строительства, является социально-экологическое исследование – социально-экологический опрос населения. Редакция обратилась к ведущему специалисту в области социальной экологии, первой в нашей стране защитившей докторскую диссертацию по специальности "социальная экология", автору Концепции социально-экологического мониторинга, опубликовавшей более десятка монографий в этой области, проф. Ирине Сосуновой с просьбой дать пример отчёта по одному из проведенных в последнее время соцопросу.
Сложное взаимодействие экологических, социальных и духовных факторов являются индикатором выражения социально-экологических интересов населения. Наглядным примером этому являются результаты социально-экологического опроса жителей поселения Марушкино (Новая Москва), проведённого в октябре 2020 г. Исследовательским комитетом "Экосоциология" Российского общества социологов (РОС), в котором приняло участие 300 человек, проживающих на этой территории.
Среди опрошенных практически присутствовали в равных долях мужчины (47,3%) и женщины (49,6%). Из них молодёжь в возрасте до 30 лет составляла 13,3%, от 30 до 40 лет было опрошено 19,6%; респонденты от 40 до 55 лет – 22,6%; свыше 55 лет опрошенные составляли 42,6%. Примечательно, что это были люди не только разного возраста, но и разного образования. Среднее специальное имели 40% респондентов, высшее – почти половина опрошенных (48,6%), учёную степень 5,3%. А также различающиеся по роду занятий: работающие в науке, образовании и медицине (11,6%), находящиеся на государственной и военной службе – 13,6%, почти каждый пятый был занят в сфере обслуживания (официанты, продавцы, домработницы, разнорабочие и т.д.), более трети являются пенсионерами (34,6%).
При этом показателем социально-экологической напряжённости можно считать наличие в общественном сознании этого поселения устойчивой и распространенной оценки, что строительство в непосредственной близости (в 30 м!) от ближайших домов домостроительного комбината по производству крупных бетонных блоков им не нужно и экологически не безопасно. Подавляющее большинство опрошенных (96,3%) отвечают строительству: НЕТ.
Социологи задались вопросом, а почему такое единодушие, и выяснилось, что жители Марушкино связывают создавшееся положение с угрозой или фактическим ущемлением своих важнейших социальных и духовных потребностей. Это не только боязнь за своих родных и близких в связи с возможным ухудшением экологической обстановки (хочется дышать чистым воздухом, а не цементной пылью, как указывали респонденты), но и забота о последующих поколениях, которые должны получить в наследство от предыдущего комфортную, экологически безопасную и благоприятную среду обитания в Новой Москве. Также респонденты довольно часто указывают, что экологическая ёмкость территории и так уже себя исчерпала за счёт близости аэропорта "Внуково", создающего не только экологические проблемы – выбросы двигателей самолётов, но и санитарно-гигиенические – шум от самолётов, превышающий допустимые нормы, слышен, к сожалению, не только днём, но и ночью (чартерные рейсы).
Осознание группой, территориальной общностью глубокого несоответствия экологической ситуации своим ценностям и интересам может проявиться в готовности устранить данное несоответствие путём социального столкновения или прямого конфликта. О том, что данное строительство, несмотря на многочисленные жалобы населения (а они были отправлены в разные инстанции), продолжается, вызывает не только недоумение у опрошенных, но и подозрение, что отвод земли под строительство комбината был решён за взятку, что довольно часто происходит в России, по мнению респондентов.
Детальный анализ результатов проведённого социсследования позволяет констатировать, прежде всего, хроническую неинформированность людей об объективном процессе данного строительства и перспективах изменения ситуации на соответствующей локальной территории. Особо критично при этом оценивается роль муниципальных органов в размещении экологически сложного объекта – две трети наших респондентов указывают, что ощущают недоучёт мнения населения при принятии решения о строительстве того или иного объекта в своем населенном пункте и считают, что прежде всего оно (население) данной местности должно участвовать в принятии экологически значимого решения.
У населения поселения Марушкино возникает закономерный вопрос, а именно: почему одни заботятся о природе, другие – богатеют на доходах, связанных с природными ресурсами? И возможно ли достижение социально значимого баланса между целями охраны окружающей среды и экономической целесообразностью? Выбор позиции в данном случае как органов муниципального управления в Марушкино, так и населения является в условиях нашего крайне стратифицированного общества исключительно важным.
Исследование показало, что доминирующая дифференцирующая роль в формировании готовности различных социальных слоёв и групп к активной самостоятельной защите своих социально-экологических интересов не связано ни с родом занятий опрошенных, ни с уровнем их доходов, да и приоритетность социально-экологических интересов существенно не зависит от принадлежности к определённой социальной (социально-профессиональной) группе или слою, если нарушаются права населения на благоприятную окружающую среду. Принятие экологически значимых решений чиновниками без согласования с жителями (на это указал 81% опрошенных) вызывает озабоченность не только социологов, но и различных экологических общественных объединений. Сложившимся в Марушкино социально-экологическим конфликтом заинтересовалась Российская экологическая независимая экспертиза и Российская экологическая партия (РЭП) «Зеленые».
В свою очередь, по данным федерального социологического опроса (ФСО), каждый пятый житель России готов принять участие в различных акциях протеста, если властями не будут решаться актуальные экологические проблемы. В мае 2016 г. эта доля даже возросла в сравнении с докризисным 2014 г. В 38 субъектах Российской Федерации эта доля превышает 20%, а в 7 превышает 30%: Калужская область (33%), г. Севастополь (33%), Еврейская автономная область (34%), Кабардино-Балкарская Республика (36%), Смоленская (39%) и Калининградская (42%) области и Алтайский край (71%). При этом отмечена не очень выраженная, но всё же проявляющаяся зависимость: чем бóльшая доля населения готова бороться за решение экологических проблем, а власть открыта для диалога с обществом, тем меньше острота социально-экологической напряжённости, а экологические проблемы решаются более эффективно.
И.А. СОСУНОВА, д.соц.н., проф., Первый
вице-президент РОС, зампредседателя
Политсовета РЭП "Зеленые"
От редакции: Как известно по предложению Всероссийского общества охраны природы ст. 114 Конституции РФ дополнена пунктом е5, в соответствии с которым Правительство РФ "осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду...". А в пункт в) внесены изменения о том, что "Правительство РФ обеспечивает проведение единой "социально ориентированной" государственной политики ... в области охраны окружающей среды". Когда по результатам опроса 96,3% населения против строительства комбината, то о какой социальной ориентации конкретных чиновников мы говорим?!