Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Решение проблемы размещения отходов в Подмосковье

20.03.2018 14:19:00

28 февраля Московская областная организация «Всероссийского общества охраны природы (МособлВООП), Союз « Московского областного объединения профсоюзов» (МОООП) и Национальный комитет экологической безопасности РФ (НКЭБР) провели научно-практическую конференцию «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ» на базе Учебного центра МОООП в пос. Дубровский (Московская обл.).

Цель конференции: 1) поиск путей снижения антропогенного воздействия на природную среду Московского региона за счёт внедрения современных экологически безопасных технологий переработки и утилизации отходов производства и потребления; 2) обмен опытом работы и сотрудничества общественных организаций, представителей органов власти, надзорных органов в части охраны окружающей среды и промышленной экологии; 3) формирование предложений по созданию отрасли промышленной переработки отходов на территории области.

На конференции рассмотрены предложения и конкретные шаги по вопросам улучшения системы обращения с отходами в Московском регионе, а также вопросы касающиеся территориальной схемы размещения мусороперерабатывающих производств.

С докладами о состоянии окружающей природной среды Подмосковья и необходимых мерах по её оздоровлению выступили: Яков Бакунев – Председатель МособлВООП; Анатолий Шевчук – Первый зам. председателя МособлВООП; Андрей Пешков – председатель Рабочей группы по отходам Экспертного совета Минэкологии Московской области, а также члены Совета МособлВООП Валентин Куртеев и Олег Сударев.

С конкретными предложениями по улучшению системы обращения с отходами в Московском регионе выступили представители научных и общественных организаций, органов местного самоуправления, транспортных мусоровывозящих компаний, полигонов твёрдых коммунальных отходов, органов государственной исполнительной власти.

Концентрация населения и большого количества промышленных предприятий, транспортных узлов и предприятий, складских и логистических центров, нерациональное недропользование, слабая поддержка лесного хозяйства, отсутствие промышленной базы переработки растущего объёма отходов, приводит к нарушению природного баланса и постепенной деградации всего природного комплекса Подмосковья. Воздействие промышленных и бытовых сбросов и выбросов, массовое жилищное строительство, наличие несанкционированных стихийных свалок отходов приводит к загрязнению почв и водоносных горизонтов, изменениям рельефа местности, снижению биологического разнообразия животного мира, а также к ухудшению условий жизни населения.

Участники Конференции считают, что необходимо общими усилиями государства и общества остановить развитие негативного процесса, найти средства и способы, чтобы изменить ситуацию в сторону создания благоприятных условий жизни для нынешнего и будущего поколения людей.

Принимаемые Правительством области меры по охране окружающей среды в целом дают положительные результаты, однако большая часть планируемых природоохранных мероприятий не исполняется в силу недостатка средств и внимания со стороны местных органов власти. На территории Подмосковья имеется более 300 выемок заброшенных песчаных карьеров, которые постепенно превращаются в объекты несанкционированного сброса отходов. Однако, программа восстановления нарушенных земель на территории области до настоящего времени не разработана, а часть карьеров используется для размещения опасных отходов.

Предложенная территориальная схема строительства мусоросжигательных заводов с применением дорогостоящего импортного оборудования требует серьёзной корректировки поскольку предлагаемая технология не отвечает современным требованиям, предъявляемым к составу вредных выбросов в атмосферу, а также имеет до 20% концентрированного зольного остатка, который необходимо захоранивать на полигонах твёрдых коммунальных отходов. При этом класс опасности зольного остатка возрастает и наносит больший ущерб экологии, чем первичные отходы. Кроме того, мусоросжигательные заводы мощностью 400 - 700 тыс. тонн в год имеют высокую себестоимость производства, которая не укладывается в действующие тарифы на захоронение отходов, а существующая дорожная сеть будет чрезмерно загружена спецавтотранспортом.

Участники научно-практической конференции приняли рещение:

1. Предложить Правительству Московской области:

- разработать региональную систему мер государственного стимулирования предприятий и организаций занятых в сфере охраны окружающей среды, строительстве природоохранных объектов, производстве и эксплуатации оборудования по переработке отходов производства и потребления;

- на основании Постановления Правительства РФ от 28 января 2018г. «Стратегия развития промышленной переработки, утилизации и обезвреживания отходов на период до 2030 года» произвести дополнительное изучение существующих в мировой практике и отечественных технологий переработки отходов пригодных для использования на территории области, внести соответствующие коррективы в территориальную схему размещения объектов по переработке отходов;

- в рамках региональной политики в сфере охраны окружающей среды инициировать проведение совместной с г. Москва коллегии, на которой рассмотреть перспективы взаимодействия по всему кругу вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности для жителей региона;

- ввести в практику закрытие полигонов ТКО только по мере ввода в действие производственных мощностей по переработке отходов компенсирующих объёмы отходов вывозимых на полигоны; одновременно повысить требования к полигонам ТКО, которые уклоняются от внедрения промышленных технологий по переработке отходов, в особенности, к полигонам, находящимся в непосредственной близости к жилым массивам;

- рассмотреть вопрос о нецелесообразности введения института региональных операторов на территории Московского региона, поскольку указанные предприятия будут фактически исполнять посредническую функцию между образователями отходов и реальными мусоровывозящими компаниями, работающими на законном основании напрямую с заказчиками;

- обратиться с предложением к Мэру г. Москвы С.С. Собянину по вопросу организации на полигонах ТКО Московской области переработки строительных отходов массово образующихся в ходе сноса зданий по Программе Реновации с целью получения вторичного щебня для формирования подъездных и внутренних технологических дорог на территории полигонов и для реализации заинтересованным потребителям (при этом все отходы, образующиеся от сноса жилого фонда, признать как отходы 5-го класса опасности, чтобы не затруднять процесс их переработки);

- повысить ответственность местных органов власти за состояние вверенных им территорий, считать важнейшим из критериев работы глав муниципальных образований выполнение мероприятий по улучшению состояния земель, возвращению их в хозяйственный оборот, устранению с подведомственных территорий несанкционированных свалок отходов;

- оказывать помощь и поддержку предприятиям производящим современные виды оборудования позволяющего вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы с получением товарной продукции востребованной на рынке;

- предоставить более широкие возможности предприятиям малого и среднего бизнеса для участия в конкретных проектах, связанных с исполнением региональных программ в сфере экологии и обращения с отходами;

- рекомендовать региональным министерствам и ведомствам согласовывать программы и планы мероприятий экологической направленности с областными общественными организациями до их утверждения, чтобы исключить принятие непопулярных для общества решений экологических проблем;

- оказать поддержку общественным экологическим организациям и фондам, которые в своей деятельности содействуют экологическому воспитанию молодого поколения и населения в целом, а также привлечению инвестиций для выполнения мероприятий экологической направленности.

2. Поручить:

а)МособлВООП:

- обратиться в Минобрнауки России по вопросу выделения специального гранта для проведения эколого-просветительских мероприятий в интересах экологического образования и воспитания населения, детской и молодёжной среды;

- активнее использовать печатные издания, СМИ в целях формирования экологической культуры населения, распространения сведений о фактическом состоянии природных ресурсов области и мерах по их сохранению;.

- пропагандировать и привлекать научные и производственные предприятия к разработке и производству перспективных отечественных технологий в сфере охраны окружающей среды, способствовать их скорейшему внедрению на объектах коммунального хозяйства и полигонах ТКО;

- обратиться в уполномоченные органы госэкспертизы с предложением о сокращении сроков процедуры экоэкспертизы проектов строительства мусороперерабатывающих комплексов и проектов рекультивации карьерных выработок на территории области;

- выступить с инициативой о внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от надзора (контроля)» в части беспрепятственного доступа надзорных органов к источникам вредных выбросов в случае жалоб со стороны населения или общественных экологических организаций;

- в плановом порядке проводить учёбу и переподготовку контингента общественных инспекторов в системе МособлВООП;

- оказывать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса в части производства работ по сбору и транспортировке отходов, рекультивации и восстановлению нарушенных земель с целью их восстановления и возврата в хозяйственный оборот;.

- при проведении проверок соблюдения экологического законодательства РФ с участием общественных инспекторов МособлВООП, обращать особое внимание руководителей муниципальных образований на состояние вверенных им территорий, требовать немедленного устранения несанкционированных свалок и восстановления нарушенных земель;

- обратиться в органы Росприроднадзора по вопросу отнесения строительных отходов, образующихся в результате планового сноса жилых построек по программе Реновации, к безопасным отходам, что позволит оперативно размещать их на объектах рекультивации, а также перерабатывать во вторичные строительные материалы.

б) МОООП:

- подготовить и провести совещание с представителями профсоюзных организаций специализированных предприятий г.Москвы по организации совместной работы в части планирования и реализации мероприятий по охране окружающей среды и созданию материальной базы по переработке отходов в Московском регионе;

- защитить право работников малых и средних предприятий, имеющих лицензии, свободно работать в сфере обращения с отходами на договорной основе без обращения в промежуточные организации, в т.ч. к региональным операторам.

в) НКЭБР:

- предусмотреть в планах работы общественный системный контроль деятельности министерств и ведомств, муниципальных образований, в части реализации Программы развития индустрии переработки отходов на территории Московского региона;

- инициировать, совместно с Международным экологическим фондом «Экоград», проведение в мае 2018 г. в г. Москве Международного экологического конгресса по вопросу обеспечения экологической безопасности Евразии в XXI веке;

- поручить рабочей группе Комитета осуществлять постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими, проектными организациями, производственными предприятиями с целью использования лучших отечественных и зарубежных инноваций в сфере охраны окружающей среды, переработки и утилизации отходов.

3. Принять предложение Научно-производственной фирмы « МАГМА» о создании демонстрационной площадки в г. Долгопрудный для презентации отечественных технологий по переработке отходов.

4. Провести в марте 2018 г. рабочее совещание на базе ООО «ТехСтройИнвест» с представителями предприятий - изготовителей мусороперерабатывающего оборудования в целях определения его пригодности для использования в Московской области.

5. Направить текст Резолюции, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе выступления на конференции, в Правительство Московской области, Прокуратуру Московской области, Общественную палату РФ, Правительство РФ, Госдуму РФ, Администрацию Президента РФ, общественным организациям, имеющим отношение к природоохранной деятельности.

Участники конференции выразили уверенность в том, что намеченные меры позволят ускорить в 2018 г. решение экологических проблем Московской области.

Яков БАКУНЕВ, Председатель МособлВООП

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru