Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




IV Конференция по экообразованию

07.12.2015 21:50:00

26 ноября в Москве в Актовом зале Минприроды России состоялось открытие IV Всероссийской конференции по экологическому образованию.

Конференция собрала более 400 участников – представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, сотрудники высших и общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного и специального образования, представители научного сообщества, общественных и экологических организации.

Организаторы Конференции – Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Росэкоакадемия, МЭОО «Гринлайф» и «Гринлайт», НИИ проблем экологии, РОО «ЭкоЭксперт» при поддержке Минприроды России, Научного совета по проблемам экообразования при Президиуме РАО, РУДН, МФЮУ и ГПНТБ. Конференция проводится по инициативе Фонда им. В.И. Вернадского с 2009 г. уже в 4-й раз. В состав Постоянно действующего Оргкомитета Конференции входят представители более 40 регионов России.

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов прислал участникам Конференции приветственное письмо, в котором, в частности, отмечается: «Современное экологическое образование в совокупности всех его направлений является основой развития образования в интересах устойчивого развития – международного образовательного вектора XXI века. Устойчивое развитие, в свою очередь, требует изменений в мышлении людей: формирования экологического мировоззрения, осознания причин возникновения глобальных экологических проблем и возможных путей их решения».

Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отдельно выразил слова благодарности Фонду им. В.И. Вернадского «за его многолетнюю подвижническую деятельности по распространению экологических знаний». «В современном мире экологическое просвещение становится значимым направлением государственной политики России, обеспечивая переход нашей страны к новой экологически безопасной модели социально-экономического развития. Особая роль в этом важном деле принадлежит образовательным учреждениям, где закладываются основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей среде, умение жить в гармонии с собой и со всем миром», – говорится в обращении В. Никонова.

Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии, академик Владимир Кашин ответил, что конференция поднимает важнейшие проблемы развития экологического образования, воспитания и просвещения, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием. «Уверен, что участие в Конференции будет чрезвычайно полезным с точки зрения обмена практическим опытом в условиях внедрения новых федеральных стандартов в систему общего и высшего образования, развития принципов преемственности экологического образования, воспитания и просвещения», – сообщил В. Кашин.

В свою очередь директор Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова считает, что вопросы, которые обсуждаются в рамках Конференции, «чрезвычайно важны не только для системы образования, но и для общества в целом».

Отв. секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе подчеркнул, что вопросы экологии в последнее время становятся центром дискуссий не только научных и промышленных кругов, но и входят в повестку дня ведущих международных политических форумов. В своем приветствии он, в частности, отметил: «В рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в России было проведено множество мероприятий, в частности, при непосредственном участии и поддержке Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского».

Открывая Пленарное заседание, которое состоялось в актовом зале Минприроды России, его модератор – Президент Экофонда им. В.И. Вернадского и Росэкоакадемии, член-корр. РАН Владимир Грачев вспомнил слова постоянного участника конференций по экологическому образованию, выдающегося государственного и общественного деятеля в области образования Геннадия Ягодина, который, к глубочайшему сожалению, ушел из жизни в начале этого года. Геннадий Алексеевич неоднократно подчеркивал, что экологическое образование – это даже не вид образования, а цель всего образования и его вектор. «Мы должны понимать, что экология – это наш дом. Наша окружающая среда, наше здоровье, вся наша жизнь – она связана с экологией. Экология и экологическая культура присутствуют везде в нашей жизни, поэтому экологическим аспектам образования мы должны уделять внимание всегда, чтобы мы не преподавали – физику, химию, географию, биологию, и как бы видом деятельности не занимались», – сообщил В. Грачев.

В своем выступление член Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин отметил, что вопрос снятия напряженности в области экологии и создания условий для дальнейшего стабильного развития российского государства на сегодняшний момент крайне актуален.  «Хотел бы подчеркнуть, что сегодня экологическое образование – это основа создания мировоззрения, а мы говорим сегодня о создании эколого-ориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена, которое бы позволило в обществе дать направление и движение в различных областях экономики, культуры и образования», – заявил А. Фокин.

В рамках проведения Пленарного заседания «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» выступили: Аркадий Урсул – директор Центра глобальных исследований, проф. факультета глобальных процессов МГУ; Низами Мамедов – проф. РАНХиГС при Президенте РФ; Станислав Глазачев – академик-секретарь отделения экологии Русской секции Международной академии наук; Гайирбег Абдурахманов – завкафедрой Дагестанского госуниверситета, директор Института экологии и устойчивого развития; Анатолий Захлебный – председатель Научного совета по проблемам экообразования при Президиуме РАО, член-корр. РАО; Константин Иванов – замруководителя Мосприрода; Сергей Алексеев – завкафедрой Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; Екатерина Колесова – начальник Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы», председатель комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников; Екатерина Суханова – председатель Санкт-Петербургского отделения МОО «Природоохранный союз».

В частности, к.п.н. Екатерина Колесова в своем докладе на тему «Дорожная карта» образования в интересах устойчивого развития ЮНЕСКО в российских реалиях» отметила, что как самостоятельная система «Образование в интересах устойчивого развития» в России не сложилась, а лишь «прорастает» из экологического образования. «Экологическое образование в России на сегодняшний момент отсутствует в стандарте дошкольного образования, не является обязательным ни в колледжах, ни в вузах, кроме профильных, кроме того нет целенаправленной подготовки педагогов-экологов, лишь отдельные инициативы вузов», – сообщила Е. Колесова. Среди сегодняшних тенденций экообразования в России она отметила следующие: противоречие между интересом к экообразованию со стороны педагогов и возможностью его реализации на любом из уровней образования; «выгорание» ученых и педагогов – специалистов, и если ситуация не изменится, то через 2-3 года в стране не останется квалифицированных специалистов; увеличение вклада внеформальной сферы: реклама, СМИ, формирование  моды на «экологию» («экологичность») и т.д.

В рамках Планарного заседания Владимир Грачев вручил Александру Фокину награду «Почетный эколог России», а также наградил заслуженного деятеля образования, д.п.н., проф. Станислава Глазачева медалью «150-летие со дня рождения В.И. Вернадского».

После завершения Пленарного заседания состоялась церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучший экологический урок», который был учрежден Фондом им. В.И. Вернадского в рамках масштабной экологической акции «Всероссийский экологический урок». В Оргкомитет конкурса поступило свыше 300 заявок из более чем 30 регионов РФ. Фонд им. В.И. Вернадского представил к награде авторов 40 лучших экологических уроков, проводившихся в образовательных учреждениях.

После обеда в актовом зале Минприроды России в рамках секция «Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития» состоялся расширенный Юбилейный пленум Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. С докладом по теме: «О проекте Положения о деятельности Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО» выступил проф. Анатолий Захлебный. Завершилась работа данной секции на следующий день в Школе с углубленным изучением экологии № 446. Модераторами секции выступили проф. А. Захлебный и в.н.с. Института стратегии развития образования Елена Дзятковская. Заданная тема собрала, как учителей общеобразовательных учреждений, так и преподавателей высшей школы, а также специалистов в области охраны окружающей среды и экологии. Участники секции обсудили: исторические этапы развития отечественного экообразования; научные школы в области экообразования; ключевые публикации, новые социальные вызовы; опережающее развитие теории и методики – прорывные идеи, стратегии; технологии в области экообразования в интересах устойчивого развития; глоссарий терминов ОУР на языках ЮНЕСКО; Концепцию общего экообразования для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития России; национальная дорожная карта ОУР. В рамках секции состоялся круглый стол, участники которого обсудили технологичные  инновации в общем экообразовании для устойчивого развития и предложения к распространению в образовательную практику. Также были проведены мастер-классы «Виртуальный класс Google Apps в экообразовании ГБОУ Школы № 446» и «Новая модель экообразования в школе». Стоит отметить, что выбранная тема секции, вызвала серьезный интерес среди тех, кто собрался. Высказать свое мнение, задать вопрос или указать на неточности мог любой желающий, это позволило наладить продуктивный диалог, который способствовал принятию определенных решений и выводов.

В заключительном слове проф. А. Захлебный подвел итог работы всей секции, отметил важность данного мероприятия, так как на этой площадке имели возможность выступить и поделиться своим опытом абсолютно все желающие. Также он высказал слова благодарности в адрес Фонда им. В.И. Вернадского,  за поддержку и отличную организацию Конференции.

Одновременно с этой секцией на Экологическом факультете РУДН работала секция «Развитие экологического образования в системе Высшей школы». Модераторами ее (а также секции «Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки специалистов по охране окружающей среды») выступили завкафедрой экологии человека Экологического факультета РУДН Ольга Родионова и замдекана по научной работе Елена Сударикова. На секции обсуждались: особенности экообразования в высшей школе: проблемы, перспективы и эффективность экообразования в интересах устойчивого развития; перспективы модернизации высшего профэкообразования; реализация принципа преемственности в системе экообразования; экообразование в непрофильном ВУЗе; повышение экокомпетентности преподавателей.

Основной доклад об инновационных технологиях экологического образования (на примере РУДН) сделала О. Родионова. С докладом «Состояние экологического образования в контексте стандартизации образовательных программ высшей школы» выступила в.н.с. биофака МГУ Ольга Мелехова, в котором важную роль отвела оценке качества образования и организации образовательного процесса, опираясь на собственный опыт разработчика федеральных документов об образовании по биологии.

Завкафедрой управления природопользованием и экобезопасностью ГУУ, проф. Яков Вишняков в своем выступлении важную роль в развитии экообразования отвел первоочередной поддержке кафедр, являющихся одновременно выпускающими кафедрами по эколого-ориентированным направлениям и кафедрами, ведущими эколого-ориентированную подготовку студентов всех специальностей соответствующих вузов. Подобную мысль высказал и проф. РАНХиГС при Президенте РФ Александр Шилов в докладе «Экологическое образование в магистратуре». Междисциплинарным опытом преподавания поделились преподаватели МГУ – доцент географического факультета Елена Божилина выступила с сообщением о картографической подготовке в системе экообразования в высшей школе и научный сотрудник экономфака Александр Кривичев рассказал об оценке возможности экообучения дистанционно в циркумполярном мире (на примере Арктического университета).

На секции «Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки инженеров-экологов», которая также прошла в здании Экологического факультета РУДН, обсуждалось: качество экообразования – элемент системы экобезопасности России; роль качества подготовки экологов-природопользователей в формировании экологической безопасности предприятий и организаций в РФ; методические подходы к разработке профессионального стандарта и проведению сертификации экологов; требования к знаниям и компетенциям обучающихся экологических факультетов ВУЗов для прохождения профильных производственных практик с последующим трудоустройством выпускников на предприятия; актуальные вопросы подготовки специалистов экологов в интересах решения практических задач предприятий-природопользователей.

Основным выступлением стал доклад зам. исполнительного директора Фонда им. В.И. Вернадского, замдекана Экологического факультета РУДН Елены Судариковой «Дни экологического просвещения в регионах РФ: опыт, результаты, перспективы», которым был задан дискуссионный тон секции. В докладе красной линией прослеживался положительный опыт партнерства НЭФ им. В.И. Вернадского с участниками и партнерами Фонда в области экопросвещения. Важная роль в этом партнерстве отводится результативному взаимодействию с участниками Фонда – дочерними обществами ПАО «Газпром», содержательная составляющая экологических проектов успешна благодаря взаимодействию Фонда с ведущими высшими школами страны, особенно с РУДН и МГУ.

Об опыте взаимодействия с предприятиями и общественными организациями в целях качественно профессиональной подготовки экологов и уникальности таких направлений в экологическом образовании как экология человека и судебная экология рассказали представители экологического факультета РУДН Ольга Родионова и доцент кафедры судебной экологии Юлия Баева. Об уникальных программах на музейных экспозициях в области экопросвещения рассказал директор Музея землеведения МГУ. проф. Андрей Смуров. Особое внимание аудитории привлек совместный проект Музея и Фонда по проведению научно-практических семинаров для молодых специалистов ПАО «Газпром».

О важности более тесного партнерства вузов с предприятиями в целях качественной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды говорила член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, отв. секретарь Комитета по проблемам экологии и природопользованию МосТПП Лариса Ветошкина.

В рамках секции «Социальный диалог государственных, общественных организаций и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры», прошедшей в ГПНТБ России, обсуждались: опыт регионов в вопросах экопросвещения; роли библиотек и музеев в формировании экокультуры и просвещении; роли общественных организаций в эковоспитании и формировании экокультуры; потенциала ООПТ для развития экопросвещения и воспитания. Модераторами секции выступили проф. кафедры гуманитарных наук, советник ректора Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ) Станислав Степанов и завотделом экоинформации ГПНТБ России Елена Бычкова. Проф. С. Степанов выступил на тему проблем дефиниций и законодательного обеспечения экообразование для устойчивого развития, отметив, что создание в стране институциональной системы непрерывного, комплексного и всеобщего экообразования для устойчивого развития России следует начать с разработки современной нормативно-правовой базы – об этом говорится в рекомендациях последних международных научно-практических конференций по экообразованию для устойчивого развития, проводимых у нас в стране. Е. Бычкова рассказала о возможностях доступа и использования ресурсов по экологии ГПНТБ России в образовательных целях. Она отметила, что экораздел интернет-сайта ГПНТБ России предоставляет в открытом доступе полнотекстовые коллекции раритетных изданий по вопросам экологии и природопользования – всего это около 1000 изданий. Этот уникальный информационный ресурс, позволяет наиболее полно удовлетворять потребности пользователей.

О роли общественных организаций в формировании экокультуры населения рассказала председатель Центрального совета МОО «Природоохранный союз», проф. Вероника Тарбаева. Опытом ГУП «Водоконал Санкт-Петербурга» в вопросах экопросвещения поделилась ведущий специалист Информационно-образовательного центра ГУП Вера Швецова, рассказавшая о деятельности созданного Детского экоцентра и Музейного комплекса «Вселенная воды». Научный сотрудник Музея землеведения МГУ Надежда Белая ознакомила собравшихся с возможностями Музея землеведения МГУ в формировании фундаментальных экологических знаний».

В рамках секции своим опытом экопросвещения молодежи поделились также более 20 специалистов из различных учреждений и регионов РФ.

Артем Магидович,
НЭФ им. В.И. Вернадского

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru