Анализ мер по изменению климата
27.06.2012
22 июня с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты аудита эффективности осуществления госрегулирования и использования в 2008-2010 гг. государственных средств, выделенных на мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв и агроландшафтов, а также реализацию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов.
В ходе аудита проанализирована реализация государственных мер по вопросам изменения климата и его последствий для сельского хозяйства и результативность мероприятий, направленных на адаптацию сельского хозяйства России к климатическим изменениям, а так же оценена их эффективность. По данным Минсельхоза России в Российской Федерации вследствие неблагоприятных климатических явлений за последние 10 лет сумма ущерба нанесенного сельскому хозяйству возросла почти в 3 раза. Только за период с 2008 по 2010 год составила 89,8 млрд. рублей, в том числе в 2010 году - 41,8 млрд. рублей. При этом почти две трети ущерба покрываются за счет средств федерального и региональных бюджетов.
На Коллегии отмечалось, что в проверяемый период поставленные Президентом Российской Федерации в Климатической доктрине в декабре 2009 года задачи по развитию и применению законодательства Российской Федерации с учетом климатического фактора на отрасли экономики, а так же разработке и применению мер по адаптации к последствиям изменения климата не решаются как на федеральном так и на региональном уровнях. Единственным документом, определяющим государственные меры по адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям, является федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года» (далее - ФЦП «Плодородие»).
В период 2006-2010 гг. на финансирование мероприятий ФЦП «Плодородие» за счет всех источников было направлено 325,86 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета - 50,28 млрд. руб. (15,4 процента от общего объема финансирования), средства бюджетов субъектов Федерации - 44,64 млрд. руб. (13,7 процента) и внебюджетные источники - 230,94 млрд. руб. (70,9 процента).
Аудит показал, что ФЦП «Плодородие» по объему финансирования и мероприятиям не охватывает значительную часть имеющихся проблем. Снижение почвенного плодородия сельхозугодий в Российской Федерации требует более интенсивного комплексного проведения гидромелиоративных и агрохимических мероприятий с учетом современных достижений науки и техники.
В ходе аудита эффективности выявлена низкая результативность использования средств, направленных на строительство и реконструкцию мелиоративных сооружений. Вследствие продолжительных сроков проектирования, низкого качества проектно-сметной документации и длительного строительства объектов стоимость работ значительно превышала сметную, что влекло дополнительные расходы из федерального бюджета. Так, по 12 объектам со сроком ввода в эксплуатацию в 2009 г. превышение стоимости работ от установленных в проектных документах составило 104,7 млн. руб.
Как следует из материалов, представленных на Коллегии, не удалось достигнуть значительного улучшения земель и повышения их плодородия, несмотря на превышение на 35 процентов плановых объемов финансирования мероприятий ФЦП «Плодородие» в период с 2006 по 2010 гг. за счет всех источников. Несмотря на стимулирование интенсификации производства и государственную финансовую поддержку развития растениеводства в виде субсидирования (в объеме 45,62 млрд. руб. за 2008-2010 гг.), объемы производства продукции растениеводства остаются нестабильными и подвержены значительным колебаниям.
Коллегия решила направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минсельхоз России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.
Источник:
Департамент информации Счетной палаты Российской Федерации