Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Баренцевоморские проблемы

13.10.2011

11-12 октября в г.Кируна (Швеция) состоялась 13-я министерская сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона. Кроме России в этот Совет входят также Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Европейская комиссия.

На сессии состоялся обстоятельный разговор о путях наращивания взаимодействия в рамках Совета, направленного на устойчивое развитие региона, активизацию сотрудничества в областях экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов. Важное значение уделено продвижению модернизационной повестки в рамках СБЕР. Обсуждены пути облегчения контактов между людьми и визового режима между странами региона.

По итогам сессии принято Совместное коммюнике, в котором определяются основные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Председательство в организации в соответствии с принципом ротации перешло на два года от Швеции к Норвегии.

В работе Сессии принял участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. В своем выступлении он в частности сказал:

Происходящие в регионе и мире изменения не только порождают новые вызовы, но и открывают дополнительные возможности, побуждают к более активным действиям по решению стоящих задач. Подписанный в сентябре прошлого года российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане позволяет на прочной основе международного права и доброй воли задействовать существенный потенциал расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества. Договор служит примером регулирования отношений в северных широтах через согласование баланса интересов.

В Совместном коммюнике, которое мы одобрим сегодня, содержатся важные положения, задающие алгоритм наших совместных действий по борьбе с серьезными вызовами, с которыми сталкивается регион. В ряду наиболее актуальных – изменение климата, которое носит не только глобальный характер, но и имеет ярко выраженное региональное, северное преломление, поскольку затрагивает традиционный образ жизни и деятельность коренных народов Севера. Приветствуем разработку в СБЕР «Плана действий по вопросам изменения климата в Баренцевом регионе», активное участие в ней представителей Рабочей группы по вопросам коренных народов. С российской стороны весомый вклад в подготовку соответствующих рекомендаций намерен внести Кольский научный центр РАН.

Полезной площадкой для углубленного и заинтересованного обмена мнениями по всему спектру региональных проблем на Севере стал международный форум «Арктика – территория диалога», второе заседание которого состоялось 22-23 сентября нынешнего года в Архангельске.

В центре дискуссии не случайно были проблемы транспорта. Ускоренное таяние льдов может впервые придать нашему региону не только геополитическое, но и новое, геоэкономическое звучание, причем не только с точки зрения облегчения доступа к природным ресурсам. Открываются перспективы использования Северного морского пути (СМП) как кратчайшего водного маршрута между Севером Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По оценкам специалистов, к 2020 году объем грузоперевозок по Севморпути может возрасти до 60-65 млн. тонн в год.

Создание комплексной транспортной системы в Арктике в целях обеспечения морских перевозок в акватории СМП является составной частью государственной политики России в регионе. Подготовлен проект Федерального закона, регулирующего все аспекты судоходства в акватории Северного морского пути, который внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В возможностях практического использования СМП представители всех государств-членов СБЕР могли наглядно убедиться на международной конференции, организованной Советом Безопасности России во время перехода 6-11 августа нынешнего года на борту атомного ледокола «Ямал».

Глобальный потенциал Севморпути следует в полной мере учитывать при разработке Баренцевым региональным советом единой стратегии развития транспортных сетей в регионе с выходом на интегрированную мультимодальную систему.

Ресурсы нашего региона, обуславливающие его серьезные конкурентные преимущества и повышенный международный интерес к нему, – это не только железная руда, никель или нефть, не только биоресурсы. Безусловно, запасы сырья в регионе значительны. Но не стоит ждать их истощения, чтобы перейти на новый уровень развития. Как сказал один мыслитель, каменный век завершился не потому, что кончились камни.

На наш взгляд, следует активно поощрять развитие человеческого потенциала – содействовать налаживанию высокотехнологических производств и формированию инновационных центров. Сообща нам вполне по силам сделать Баренцев/Евроарктический регион передовой, хорошо развитой частью Европы. Способствовать этому призвана концепция «кластеров роста», которая отражена в Совместном коммюнике. Призываем к более тесному объединению усилий приграничных регионов для создания перспективных продуктов и технологий, способных активно привлекать инвестиции, генерировать научно-технические и организационные инновации, стимулировать социально-экономическое развитие населенных пунктов, учитывая интересы коренных народов.

Одной из важных задач, способных изменить облик региона к лучшему, видится содействие расширению контактов между людьми. Россия и Норвегия сделали первый шаг, подписав Соглашение об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий. На повестке дня – продвижение к либерализации в региональном контексте, а в идеале надо вести речь об отмене визового режима между всеми нашими странами и между Россией и ЕС. В принимаемом нами сегодня коммюнике акцентируется важность данного направления совместной работы. Надеемся, что этот тезис получит практическое воплощение.

Особое значение имеет координация деятельности северных региональных советов при сохранении самостоятельности и идентичности каждого из них. Полезной была встреча председательств четырех северных советов на уровне заместителей министров иностранных дел в сентябре 2009 г. в Санкт-Петербурге. Поддерживаем инициативу Норвегии о проведении второй встречи до конца нынешнего года.

Заслуживают позитивной оценки предпринятые шведским председательством в СБЕР усилия по углублению взаимодействия в области защиты окружающей среды, энергоэффективности и энергосбережения, перехода к «чистой экономике», развития сотрудничества спасательных служб, адаптации к изменению климата. Надеемся, что норвежское председательство сохранит преемственность в деятельности Совета на этих и других направлениях регионального сотрудничества.

На «вахту» Норвегии придется юбилей – 20-летие СБЕР, который мы будем отмечать в январе 2013 г. За этот период облик региона кардинально изменился. Взаимодействие из эпизодических обменов делегациями переросло в полномасштабное и многоплановое партнерство. Мы стали ближе друг к другу, начали действовать, сопрягая свои приоритеты с задачами регионального развития и объединяя усилия в целях достижения синергии. Сегодня наш регион наглядно подтверждает возможность конвертировать политическую волю в конкретные дела по повышению благосостояния и социальной защищенности людей, живущих на Севере Европы. Нам надо продолжать идти именно в этом направлении.

В ходе совместной пресс-конференции по итогам 13-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона Министра иностранных дел России С.В.Лаврова ответил на вопросы СМИ:

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать конфликт, возникший между Россией и Норвегией в сфере рыболовства в районах архипелага Шпицберген и Баренцева моря?

С.В.Лавров (неофициальный перевод с английского): Я бы не стал называть это конфликтом. Речь идет о ситуации, которая должна быть разрешена в правовых рамках, в первую очередь на основе Договора о Шпицбергене 1920 г. и соответствующих российско-норвежских договоренностей.

У нас есть действенный механизм для урегулирования подобных случаев, которые периодически возникают, - это Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству. Мы обсудили сложившуюся ситуацию с Министром иностранных дел Норвегии Й.Стёре и решили поручить нашим экспертам, участвующим в работе этого органа, изучить данный вопрос и выработать процедуры, не допускающие нарушения существующих правил в сфере рыболовства и предусматривающие пропорциональные и адекватные меры в отношении их нарушителей. Уверен, что подобный подход поможет решить этот вопрос.

Вопрос: Какие проблемы в будущем предстоит решать государствам-членам СБЕР?

С.В.Лавров (неофициальный перевод с английского): Не думаю, что следует говорить о каких-либо проблемах, которые мешают развитию нашего сотрудничества. Совместные усилия всех стран региона должны быть направлены на защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности и энергосбережения, переход к экологически ориентированным технологиям и «чистой экономике». Нужно предпринять необходимые шаги, чтобы климатические изменения не повлияли на условия жизни населяющих этот регион людей.

Изменение климата также ставит задачу разработки новых транспортных маршрутов. Северный морской путь (СМП) становится все более востребованным для регулярного использования. По оценкам специалистов, к 2020 г. объем грузоперевозок по Севморпути может возрасти до 60-65 млн. тонн в год. В России разработан проект Федерального закона, регулирующего все аспекты судоходства в акватории Северного морского пути, что делает возможным его международное использование. В перспективах практического использования СМП представители всех государств-членов СБЕР могли наглядно убедиться на международной конференции, организованной российской стороной во время пятидневного перехода в августе нынешнего года на борту атомного ледокола «Ямал». Думаю, подобное научное сотрудничество имеет важное значение.

Мы убеждены, что все предпринимаемые нами усилия должны быть подчинены основной цели – созданию максимально комфортных условий жизни народов региона.

Вопрос: Не могли бы Вы конкретизировать, как будет регулироваться рыболовство, осуществляемое в районах архипелага Шпицберген и Баренцева моря?

С.В.Лавров (неофициальный перевод с английского): Как я уже объяснил, основой регулирования данного вопроса должны быть Договор 1920 г. и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные Россией и Норвегией. Мне больше нечего к этому добавить.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров так же ответил на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Швеции К.Бильдтом:

Вопрос: Кто должен контролировать нахождение рыболовецких судов в районе архипелага Шпицберген: российская или норвежская береговая охрана? Что Вы думаете о действиях, предпринимаемых норвежской береговой охраной, как представителями официальных властей?

С.В.Лавров (неофициальный перевод с английского): Ответ очень простой. Во-первых, рыболовецкая деятельность в этом регионе регулируется положениями Договора о Шпицбергене от 1920 г., в котором прописаны права как Норвегии, так и всех других его участников. Во-вторых, Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству является очень полезным инструментом для обсуждения практических аспектов реализации данного документа. На этой неделе Комиссия проводит свое заседание. Предполагалось, что представители норвежской береговой охраны будут присутствовать на этой встрече. Но по каким-то причинам они не приняли в ней участие. Соответственно встреча проходит без них. Мы были бы весьма заинтересованы в том, чтобы норвежская береговая охрана приняла участие в работе этого органа, т.к. практические, технические и правовые вопросы в данной сфере должны решаться на взаимоприемлемой основе и в соответствии с положениями упомянутого Договора 1920 г.

Вопрос: Все же, не могли бы Вы уточнить, кто конкретно должен осуществлять контроль за рыболовецкими судами в этом регионе?

С.В.Лавров: Вы спросили о норвежской береговой охране. И я ответил, что, конечно, они являются нашими партнерами в вопросе реализации положений Договора 1920 г. Но, к сожалению, в текущем заседании Смешанной двусторонней комиссии по рыболовству представители норвежской береговой охраны не участвуют. Надеюсь, что это случайность, и в следующий раз они подключатся к обсуждениям, нацеленным на принятие взаимоприемлемых решений. В любом случае, никому не нужны конфронтационные подходы, с которыми мы иногда сталкиваемся с норвежской стороны. Мы уверены, что все, включая норвежскую береговую охрану, должны руководствоваться положениями и предписаниями действующего Договора и двусторонними договоренностями, вступившими в силу некоторое время назад.

Напомним, что подписанный в сентябре прошлого года российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане определяет линию разграничения исходя из принадлежности Шпицбергена Норвегии.

Кроме того, в то же время в Калининграде проходит сороковая сессия смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, участники которой обсуждают проблемы сотрудничества России и Норвегии в сфере рыболовства - в частности, вопрос о задержании российских судов норвежской береговой охраной в районе архипелага Шпицберген, которая продлится до 14 октября.

Однако и на этой встрече выразить свою озабоченность представителям береговой охраны Норвегии российской стороне пока не удалось, поскольку на заседание сессии они не приехали.

На 40-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству участники: руководители рыболовных отраслей обеих стран, представители научно-исследовательских институтов, сотрудники пограничных служб - намерены рассмотреть также вопросы распределения квот в Баренцевом море на 2012 год, меры по регулированию запасов биоресурсов в российской и норвежской частях этой акватории, и вопросы проведения научных исследований.

Источник:

По материалам МИД России, Росрыболовства

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru