Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Круглый стол

15.06.2011

14 июня в рамках выездного заседания в Архангельской области Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение охраны окружающей среды, сохранения и использования природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (на примере Архангельской области и НАО)».

В ходе мероприятия были затронуты вопросы управления особо охраняемыми природными территориями, в том числе координации управления территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов, расположенных на территории Ненецкого автономного округа. Кроме того, рассматривались проблемы организации охоты, любительского и спортивного рыболовства, решение которых необходимо для сохранения рекреационной привлекательности области.

Говоря о целях мероприятия, председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев отметил: «Темпы экономического развития, потребление природных ресурсов растут с такой скоростью, что начинают оказывать существенное влияние на сбалансированное развитие природных комплексов. Меняются тенденции освоения природных ресурсов в районах Крайнего Севера и Арктики, в хозяйственное освоение вовлекаются все новые обширные площади, в том числе и в акваториях северных морей. Поэтому вопросы экологической безопасности северных территорий приобретают все более актуальное значение, прежде всего, в силу их весьма ограниченной способности к восстановлению».

Комитет по делам Севера и малочисленных народов традиционно уделяет этим проблемам много внимания. С охраной окружающей среды неразрывно связаны и вопросы рационального использования природных ресурсов. «Много нерешенных вопросов с обеспечением доступа к водным биоресурсам, с распределением рыбопромысловых участков, с организацией прибрежного рыболовства, традиционного рыболовства коренных малочисленных народов любительского и спортивного рыболовства. Последняя тема вызвала большой общественный резонанс», - напомнил председатель Комитета СФ.

По словам А.Матвеева, необходимо обеспечение справедливого доступа к этим ресурсам проживающего на Севере населения, особенно его самых социально уязвимых групп – сельского старожильческого населения и коренных малочисленных народов. Он выразил надежду, что в ходе «круглого стола» будут обозначены важные для Архангельской области проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выработаны рекомендации, которые станут приоритетными направлениями дальнейшей совместной работы.

Сенатор отметил, что Комитет всегда внимательно относится к законодательным инициативам северных регионов и старается их поддерживать. «Мы понимаем, что за этими законодательными инициативами стоят конкретные жизненные проблемы людей, живущих в непростых условиях»,- сказал А.Матвеев.

С докладом о проблемах управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), в том числе территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, выступил заместитель Губернатора Архангельской области по управлению природными ресурсами, агропромышленному комплексу и экологии Владимир Шишов. Он подчеркнул, что вопрос разграничения полномочий по созданию и управлению территориями традиционного природопользования в «сложносоставном» субъекте Российской Федерации не решен. Это обстоятельство, отметил В.Шишов, может привести к нарушениям режима ООПТ, строительству объектов в нарушение законодательства об экологической экспертизе, переводу земель в границах ООПТ в иные категории, избыточному воздействию со стороны геологоразведочных, добывающих и транспортирующих компаний.

В ходе заседания были затронуты и вопросы сохранения рекреационной привлекательности Архангельской области, НАО. Заместитель министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Андрей Зубов акцентировал внимание участников «круглого стола» на необходимость внесения изменений в правила охоты. Речь идет, в частности, о запрете весенней охоты. Необоснованные запреты в этой сфере, по его словам, ведут только к увеличению случаев браконьерства, но не приводят к желаемым результатам.

А.Зубов отметил, что в Архангельской области в настоящее время развивается особый вид туризма – охотничий, причем значительное число охотников приезжают именно весной, тем самым, вкладывая денежные средства в бюджет региона и поддерживая занятость местного населения. Необоснованный запрет весенней охоты на гусей в поймах рек, по его мнению, вызовет резкое недовольство большинства охотников. К тому же иных участков для производства полноценной весенней охоты на территории Архангельской области просто не достаточно.

Заместитель министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Андрей Шрайбер уделил внимание такому важному вопросу, как организация любительского и спортивного рыболовства на территории Архангельской области.

Согласно Закону о рыболовстве граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, за исключением рыбопромысловых участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства. На территории Архангельской области сформировано и закреплено за пользователями 330 таких участков, что составляет менее 6 % от площади всех водоемов и водотоков. За 2010 год организаторами любительского и спортивного рыболовства в бюджеты различных уровней (20% федеральный, 80% областной) был уплачен сбор за пользование водными биологическими ресурсами в размере 50 тысяч рублей. При этом стоимость суточной путевки у арендаторов составляет в среднем около 110 рублей.

Однако, по словам А.Шрайбера, многочисленные обращения граждан в адрес Правительства Архангельской области свидетельствуют о том, что, покупая путевку, они, по сути, получают только право на вылов рыбы без оказания каких-либо услуг.

Таким образом, вопрос определения перечня услуг, обосновывающих калькуляцию путевки, осуществление содержания и охраны рыбопромысловых участков арендаторами, соответствие инфраструктуры и численности работников для организации любительского и спортивного рыболовства на арендованных участках требует детальной проработки и законодательного закрепления. «Услуги должны быть понятны рыбакам-любителям, а процедура их оказания – прозрачна. Граждане должны знать, за что с них взимают плату по путевке-договору», - подчеркнул выступающий.

По итогам обсуждения участники решили проработать вопрос о внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части определения работников учреждений по управлению региональных ООПТ, как государственных инспекторов по охране территорий ООПТ регионального значения.

Кроме того, Комитету по делам Севера и малочисленных народов предложено подготовить изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые передадут полномочия по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов региональным органам государственной власти для осуществления таких полномочий на всей территории субъекта, включая автономные округа.

Участники также подготовят предложения по внесению изменений в правила охоты в части исключения положений о запрете весенней охоты на гусей на расстоянии менее 1 километра от среднегодового уреза разлива воды на реках Северная Двина, Онега и Печора. Кроме того, будут проработаны вопросы внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающие возможность бесплатного осуществления гражданами любительского и спортивного рыболовства орудиями лова, разрешенными к применению, без путевки на рыбопромысловых участках, представленных для организации любительского и спортивного рыболовства.

Источник:

Пресс-служба Совета Федерации

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru