Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




О плодородии

20.05.2011

19 мая Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков провёл заседание комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса. Участники заседания рассмотрели ход реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв на период 2006–2012годов», а также вопросы её развития до 2020 года, в том числе в сфере мелиорации.

«Результаты мероприятий, проведённых в рамках программы в 2006–2010 гг., свидетельствуют о её эффективности и востребованности», – заявил, открывая заседание комиссии, В.А.Зубков.

За период реализации программы перевыполнено 8 из 13 её ключевых показателей. В частности, предотвращено выбытие 3,9 млн га сельскохозяйственных угодий, возвращено в оборот более 3,5 млн га земель, внесено свыше 10 млн т минеральных удобрений. За пять лет затраты на реализацию ФЦП составили 257 млрд рублей, в том числе 41 млрд – из средств бюджетов, 166 млрд рублей – из внебюджетных источников.

«В этой связи, – продолжил В.А.Зубков, – принято решение о продлении срока действия ФЦП до 2013 года. Засуха прошлого года показала необходимость корректировки приоритетов и механизмов программы на 2011–2013 годы, в первую очередь – раздела по мелиорации. В программу уже внесены дополнения по субсидированию процентных ставок по кредитам на цели приобретения мелиоративного оборудования. С 2012 года по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина начнут работать механизмы компенсации до 50% затрат на создание и модернизацию внутрихозяйственных мелиоративных систем». «Минсельхозу России необходимо также подготовить новые подходы и механизмы, стимулирующие регионы, владельцев земель и оросительных систем, смежный бизнес к внедрению передовых оросительных систем, влаго- и ресурсосберегающих технологий обработки почв, актуальных методов агролесозащиты полей, оптимального набора приёмов и средств химической мелиорации», – поручил первый вице-премьер.

«Реализация программы в 2011–2013 гг. должна стать стартовой площадкой для разработки комплекса мер по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.», – подчеркнул В.А.Зубков.

В 2011–2013 гг. планируется построить и реконструировать 181 мелиоративный объект, предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота более 2,5 млн га пашни, внести около 9 млн т минеральных удобрений.

Члены комиссии также рассмотрели проект Стратегии развития селекции и семеноводства, разработанный Минсельхозом России. Участники заседания обсудили практические аспекты стимулирования производства и реализации элитных семян в 2011–2013 годах и на период до 2020 года, роль региональной поддержки этого направления развития сельского хозяйства, вопросы совершенствования законодательной базы семеноводства. По итогам состоявшегося обсуждения принято решение поручить Минсельхозу России доработать проект и включить его основные положения в госпрограмму развития АПК на период 2013–2020 годов.

В заключение участники заседания обсудили ход реализации мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней. В ходе состоявшейся дискуссии В.А.Зубков поручил Минсельхозу России в кратчайшие сроки завершить согласование и внести в Правительство Российской Федерации новую редакцию закона «О ветеринарии».

Предлагаем текст выступления Министра сельского хозяйства России Елены Скрынник:

Уважаемые участники совещания!

Цели и задачи

Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв (до 2013 года)» разработана в целях решения важнейших общегосударственных задач:

  • предотвращения деградации сельскохозяйственных земель и недопущения их выбытия из оборота;
  • повышение плодородия почв, и как следствие, получение высоких стабильных урожаев.

Мероприятия

Решение поставленных задач достигается за счет выполнения комплекса мероприятий, включающего:

  • строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов;
  • проведение агрохимических мероприятий;
  • реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • проведение мероприятий по обеспечению безаварийных пропусков паводков на гидротехнических сооружениях;
  • проведение агро- лесо- фитомелиоративных мероприятий;
  • проведение водоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению водных ресурсов.

Реализация программы обеспечивает сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создает условия для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Финансирование

Программа финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов и внебюджетных источников. Затраты на выполнение всего комплекса мероприятий за период 2006-2010 гг. составили 257 млрд. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета – 50 млрд. рублей
  • средства субъектов – 41 млрд. рублей
  • средства внебюджетных источников – 166 млрд. рублей

Выполнение целевых индикаторов и показателей

Реализация программы осуществляется в три этапа:

1-й этап - 2006-2008 гг.,

2-й этап - 2009-2010 гг.,

3-й этап 2011-2013 гг.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели за период её реализации с 2006 по 2010 годы (I и II этапов) выполнены в полном объеме и даже перевыполнены, в т.ч.:

  • предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 3,9 млн. га при плане – 3 млн. га;
  • вовлечено в сельскохозяйственный оборот 3,5 млн. га неиспользуемых сельхозугодий при плане – 1,5 млн. га;
  • внесено 10,3 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений (103 % от плана);
  • введено в оборот 173 тыс. га сельхозугодий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в 4,4 раза больше плана);
  • осуществлена защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 328 тыс. га (в 3 раза больше плана);
  • осуществлена защита от ветровой эрозии и опустынивания – на площади около 660 тыс. га (перевыполнение составило в 2,1 раза).
  • ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за рассматриваемый период осуществлен на площади 256 тыс. га (125 % плановых показателей).

В рамках ФЦП «Плодородие» осуществлено строительство и реконструкция более 400 мелиоративных и водохозяйственных объектов, из которых уже введено в действие свыше 190 объектов, что позволило в 2010 году дополнительно осуществить полив 120 тыс. га сельхозугодий и осушить 16 тыс. га земель, и дополнительно получить около 1 млн. кормов.

Наиболее крупными введенными объектами I и II этапа являются:

- реконструкция Ключевской осушительной системы (Ивановский район Амурской области – объект введен в эксплуатацию в 2008 году, позволяет вести сельскохозяйственное производство на площади в 1782 га осушенных земель).

- реконструкция Каргалинского гидроузела на р.Терек в Республике Дагестан (Объект введен в эксплуатацию в 2009 году, производительность гидроузла составляет 2420 куб. метров в секунду, обеспечивает водообеспечение Кизлярского района и наполнение канала Сулла-Чебутла водой, позволяет снизить вероятность подтопления населенных пунктов расположенных в низовьях реки Терек от паводковых вод).

- реконструкция левобережной дамбы реки Немонинки (2-я очередь), Славский район, Калининградская область (Объект введен в эксплуатацию в 2010 году, осуществляет защиту сельскохозяйственных угодий и лесов от затопления на площади 12645 га и предотвращает подтопление населенные пункты, расположенные в Славском районе Калининградской области).

III-й этап ФЦП «Плодородие»

В 2011–2013 годах будет реализован третий этап Программы «Плодородие», который предусматривает:

  • строительство и реконструкцию 181 мелиоративного и водохозяйственного объекта. Из них будет введено в эксплуатацию 160 объектов (21 объект будет введен после 2013 года).
  • предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 2 млн. 550 тыс. га сельскохозяйственных угодий;
  • вовлечение в интенсивный сельскохозяйственный оборот 27 тыс. га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • защита 87 тыс. га земель от водной эрозии, затопления и подтопления;
  • защита и сохранение 381 тыс. га сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
  • внесение 8 млн. 700 тыс. тонн минеральных удобрений.

Одновременно в 2011-2013 годах планируется осуществить разработку проектно-сметной документации по мелиоративным объектам и гидротехническим сооружениям, реконструкция и строительство которых будет начата в 2014 году, либо продолжена в последующие годы.

Таким образом, третий этап ФЦП «Плодородие» должен заложить основы и стать стартовой площадкой для продолжения реализации мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия земель в 2014-2020 годах, которые будут реализованы в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года, разрабатываемой Министерством. При этом в новой Госпрограмме предлагается не только сохранить все мероприятия из действующей ФЦП, но и расширить формат механизмов и направлений государственной поддержки, обеспечивающих решение задач по качественному обновлению мелиоративного фонда страны и сохранению плодородия почв. Прежде всего, это относится к расширению направлений поддержки в системе мелиорации на всех уровнях (федеральном, региональном и внутрихозяйственном).

Министерство предлагает выделить 2 основных приоритета в данном разделе Госпрограммы:

1) обеспечение механизмов повышения плодородия почв, не связанных с расходами капитального характера, и 2) развитие и поддержание инфраструктуры мелиоративного комплекса.

С этой целью в рамках разрабатываемой Минсельхозом России новой Госпрограммы предварительно предлагается предусмотреть две основные Подпрограммы:

Первая - «Сохранение и восстановление плодородия почв на период с 2014 по 2020 год» (напомню, что в 2013 мероприятия будут осуществляться в рамках действующей Программы «Плодородие»), которая направлена на повышение плодородия почв за счет:

  • агрохимических мероприятий (в том числе внесение в почву минеральных удобрений и средств защиты растений, известкования, фосфоритования),
  • реабилитации почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
  • агро- лесо- и фитомелиоративных мероприятий на богарных землях.

Конкретные параметры и индикаторы Подпрограммы до 2020 года в настоящее время разрабатываются и находятся в стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Вторая подпрограмма - «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на период с 2013 по 2020 годы» - направлена на развитие инфраструктуры мелиоративного фонда и текущее обслуживание существующих объектов.

В рамках данной подпрограммы планируется реализовать весь комплекс мероприятий по восстановлению и расширению мелиоративного фонда, в том числе за счет:

  • строительства, реконструкции и перевооружения мелиоративных объектов;
  • строительства, реконструкции межхозяйственных оросительных и осушительных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  • технического перевооружения внутрихозяйственной мелиоративной сети, в том числе за счет приобретения мелиоративной и оросительной техники,
  • защита от водной и ветровой эрозии почв,
  • проведения химических, культуртехнических и противопаводковых мероприятий.

Будут проведены соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке и созданию новых систем мелиорации, а также технологий по развитию сельхозпроизводства на мелиорируемых землях.

Именно эту подпрограмму по нашему мнению необходимо развивать наиболее интенсивно и акцентировано в ближайшие 8-10 лет.

Основная причина заключается в том, что к настоящему времени значительная часть мелиоративных систем находится в неудовлетворительном состоянии. Это не позволяет нам эффективно и рационально использовать имеющийся в нашей стране колоссальный водный ресурс (один из самых высоких в мире!) для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, увеличения объемов производства и повышения качества отечественной продукции. Износ основных фондов мелиоративных систем составляет более 70%. И кроме снижения эффективности сельскохозяйственного производства это и еще существенно повышает риск возникновения аварийных ситуаций на мелиоративных объектах 1 класса опасности: дамбах, плотинах и других инженерных сооружениях, что может привести к катастрофическим последствиям и значительному материальному ущербу.

Кроме этого, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения является одним из немногих способов снижения зависимости сельскохозяйственного производства от все чаще повторяющихся в России природных аномалий. При этом в некоторых регионах страны без мелиорации заниматься выращиванием сельскохозяйственной продукции просто невозможно и нецелесообразно.

В 2010 году вследствие засухи пострадали 895 районов в 43 регионах Российской Федерации. Убытки понесли более 25 тысяч хозяйств. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13,3 млн. га, что составляет 29 % от площади посевов сельскохозяйственных культур в этих регионах, или 17 % от общей посевной площади. Производство зерновых культур снизилось на 35 %.

В то же время в засушливых регионах, но на орошаемых землях урожайность снизилась лишь на 12 %, а в некоторых хозяйствах даже выросла.

Практически во всех странах мира основные работы по мелиорации земель сельхозназначения финансируются за счет государства. Так, например, в США, Канаде и Испании 70-75 % затрат по мелиорацию выполняется за счет государства и еще около 50 % выделяется на эксплуатацию уже действующих мелиоративных систем.

В таких странах, как США, Китай, Германия и Великобритания доля мелиорированных угодий составляет от 35 до 80 % площади пашни.

На орошаемых землях в мире производится до 40 % всей растениеводческой продукции.

В то же время в России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10 %. В настоящее время площадь мелиорируемых земель составляет менее 5 % от общей площади сельскохозяйственных угодий страны.

Внутрихозяйственная мелиоративная сеть

Одну из наиболее острых проблем на сегодняшний день представляет состояние внутрихозяйственной мелиоративной сети, которая общим оценкам субъектов РФ и нашим данным находится в критическом состоянии. Даже если эти фонды числятся на балансе регионов и конкретных хозяйств, фактически более половины из них уже не функционируют и самое главное восстановлению не подлежат. Важно отметить, в период реализации ФЦП «Плодородие» и первого этапа Государственной программы механизмов и мероприятий по сохранению и развитию внутрихозяйственной сети предусмотрено не было. Это направление фактически не поддерживалось и не развивалось.

Потребность в инвестициях на эти цели сегодня составляет от 160 до 180 тыс. рублей на 1 мелиорируемый гектар (а в некоторых регионах до 200 тыс. руб). Это практически «неподъемные цифры» даже для самых эффективных сельскохозяйственных предприятий. Срок окупаемости таких инвестиций составляет около 12 лет, что не позволяет активно вовлекать и использовать кредитные ресурсы для решения данных задач, а своих собственных средств у сельхозпредприятий на эти цели просто нет.

В ходе детального обсуждения данного вопроса с отраслевыми союзами, фермерскими организациями, региональными органами управления АПК, заинтересованными ведомствами, было выработано единое мнение о том, что данный вопрос требует безотлагательного решения c использованием механизма компенсации расходов на восстановление, реконструкцию и создание новых объектов внутрихозяйственной мелиоративной сети. По предварительным оценкам, объем такой компенсации должен быть не менее 50% от понесенных на эти цели расходов сельхозтоваропроизводителей.

Такое поручение о подготовке соответствующих предложений по включению вышеуказанных мероприятий в действующую Государственную программу (в 2012 году) было дано Председателем Правительства В.В. Путиным в Волгограде 6 мая этого года. Это предложение сейчас нами прорабатывается с ведомствами и субъектами РФ. По предварительным оценкам на эти цели в 2012 году предлагается выделить до 5 млрд. рублей, что позволит стимулировать привлечение дополнительных средств и сократит срок окупаемости инвестиций в 2 раза. Это также даст возможность ввести в полноценный оборот до 85 тыс. га внутрихозяйственных мелиоративных сетей в 2012 году.

Что касается в целом мероприятий и механизмов государственной поддержки в рамках разрабатываемой Подпрограммы по мелиорации, то они следующие:

  • строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных объектов федеральной собственности (100% за счет средств федерального бюджета)
  • строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных объектов межхозяйственной региональной сети (в процентном соотношении 30:30:40 федеральный бюджет, региональный бюджет и внебюджетные источники);
  • техническое перевооружение внутрихозяйственной мелиоративной сети (предлагается схема: 25% - федеральный бюджет, 25% - региональный, 50% - внебюджетные источники).
  • химические, культуртехнические мелиорации, агро- лесо- и фитомелиоративные мероприятия, включая работы на рыбоводных водоемах, в том числе путем привлечения внебюджетных источников (30% - федеральные средства, 30 % - областные, 40 % - средства хозяйств);
  • противопаводковые мероприятия (выделение 100% средств из федерального бюджета для подготовки объектов для пропуска паводка, в виде прямых инвестиций в основной капитал).

Одновременно будут проводиться соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию информационных технологий поддержки принятия решений по развитию сельхозпроизводства на мелиорируемых землях и приоритетным направлениям развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса за счет средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации.

Финансирование Программы мелиорации

Для обеспечения реализации мероприятий Подпрограммы мелиорации расчетный объем финансирования на период с 2013 по 2020 год из всех источников составляет 850 млрд. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета - 255 млрд. рублей (около 30 млрд руб в год);
  • за счет средств субъектов федерации - 255 млрд. рублей;
  • из внебюджетных источников - 340 млрд. рублей.

Распределение этих средств по годам находится в стадии согласования с Минэкономразвития и Минфином России.

Какие результаты мы ожидаем от реализации данной Подпрограммы?

Реализация указанной подпрограммы путем осуществления запланированных мероприятий позволит обеспечить достижение следующих основных показателей:

  • рост площадей орошаемых земель до 4,9 млн. га (чистый прирост составит 0,6 млн. га), осушаемых до 5,4 млн. га (чистый прирост - 0,6 млн га). Площади других видов (не водных) мелиораций увеличатся на 3 млн га. Всего к 2020 году площадь гидромелиоративных систем составит около 10,3 млн га;
  • увеличение средней продуктивности кормовых культур на орошаемых землях с 2,9 до 6,5 т.к.е. на гектар и на осушаемых с 2,1 до 4,7 т.к.е. на гектар; а по отдельным регионам - до 10-12 т.к.е на орошаемых землях и до 7-9 т.к.е. на осушаемых. При этом на орошении урожайность пшеницы планируется увеличить с 2,5 до 6-7 т/га, кукурузы на зерно с 3-4 до 7-10 т/га, сои на семена с 18 до 30-40 т/га, овощей с 20 до 100-120 т/га;
  • повышение стабильности производства растениеводческой продукции в любой по климатическим условиям год, что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса;
  • создание более 692 тыс. новых рабочих мест.

При этом необходимо отметить, что мероприятия подпрограммы «Мелиорация» дадут максимальный эффект лишь при условии реализации комплексного подхода, включающего все этапы: строительство и поддержание гидротехнических сооружений, межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных сетей, которые позволят доставлять до сельхозпроизводителей достаточное количество воды для эффективного выращивания сельскохозяйственных культур.

Необходимо также отметить и длительный срок службы мелиоративных объектов, который составляет 30-40 лет, т.е. капитальные вложения, произведенные в рамках подпрограммы, будут работать в течение долгого времени, обеспечивая эффективное производство сельскохозяйственной продукции.

Важной особенностью реализации Программы мелиорации является отнесение государственных расходов на проведение комплексных мелиораций к мерам «Зеленой корзины» – допустимой форме государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, позволяющей наращивать расходы на мелиорацию без риска нарушения правил вступления и работы в рамках Всемирной торговой организации.

Данные мероприятия и целевые индикаторы подпрограммы основаны на концепции ФЦП «Развитие мелиорации до 2020 года», которая была разработана Министерством в соответствии с поручением Правительства. Концепция была согласована с заинтересованными ведомствами.

***

По итогам заседания 19 мая председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам В.Денисов сказал: «Первым вопросом рассмотрена реализация ФЦП программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (далее ФЦП «Плодородие»).

В рамках разрабатываемой Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013 -2010 годы, предполагается включить подпрограммы, направленные на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, а также сохранение и восстановление плодородия почв этих земель».

По информации Минсельхоза России за период 2006-2010 предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 3,91 млн. га; вовлечено в сельскохозяйственный оборот – 3.01 млн. При этом внесено 10.33 млн. тонн минеральных удобрений, что позволило обеспечить прирост сельхозпродукции в размере 45-50 млн. тонн зерновых единиц. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за этот период осуществлен на площади 255,94 тыс. га.

В.Денисовподчеркнул: «Необходимо заниматься вопросами мелиорации, чтобы предотвратить деградацию сельскохозяйственных земель и их выбытие из оборота. Мелиорированные земли обеспечивают сохранение и повышение плодородия почв, и формирование региональной структуры земельных отношений. Эти земли способны обеспечить в полном объеме население страны овощной продукцией, животноводство – кормами, дать значительное количество другой сельхозпродукции, позволяют создавать страховые фонды семян многолетних трав, овощей, и других культур, независимо от погодных условий».

По информациипредседателя аграрного комитета, при рассмотрении второго вопроса о проекте Стратегии развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур до 2020 года, члены комиссии единогласно поддержали заявленные в стратегии задачи, направленные на создание устойчивого развития отечественного рынка семян, развитие системы ассоциаций и союзов на основе саморегулирующих организаций, совершенствование нормативно-правовой базы селекции и семеноводства и другие задачи. Он добавил: «Новая система селекции и семеноводства должна быть основана на современных рыночных механизмах с рациональным государственным регулированием, позволяющим эффективно развиваться селекции и семеноводству, но при этом нельзя допустить неоправданные административные барьеры по отношению к участникам рынка».

В заключениеВалентин Денисов сказал: «Мелиорация сельскохозяйственных земель, развитие селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур - стратегические задачи АПК для обеспечения населения основными продуктами питания за счет собственного производства.

По итогам заседания принято решение о создании рабочей группы, в том числе по законопроектной работе, для доработки высказанных сегодня замечаний и предложений и их включении в разрабатываемую Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Проект Госпрограммы должен быть внесен в Правительство РФ до 1 декабря 2011 г.»

Источник:

Интернет-портал Правительства России, Пресс-служба Минсельхоза России, Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru