Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Госдума о недрах и продукции из биоресурсов

26.01.2011

25 января Госдума отклонила "Технический регламент "Пищевая продукция из водных биоресурсов" принятый в первом чтении около года назад 28 января 2009 г. Он касался обеспечения безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. За отклонение проголосовало 369 депутатов.

В тот же день депутатами были рассмотрен законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", в части разработок техногенных россыпей. Вот что говорилось в говорилось в пояснительной записке к законопроекту:

В соответствии с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпные месторождения)», утвержденными распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 5 июня 2007 года № 37-р, к техногенным россыпям относятся отвалы вскрышных работ (отвалы торфов), гале-эфельные отвалы, накопления илов бывших илоотстойников. По распределению полезных компонентов и их содержаний техногенные россыпи резко отличаются от первоначальных природных россыпей. Россыпи отвалов вскрышных работ формируются за счет непромышленных концентраций полезных минералов, содержащихся во вскрышных породах, и маломощных висячих пластов, селективная отработка которых была нерентабельной. Россыпи гале-эфельных отвалов формируются за счет неполноты извлечения минералов из добытых песков вследствие несовершенства применявшихся технических средств обогащения, несоответствия схем промывки технологическим свойствам песков, нарушений технологических процессов.

К техногенным россыпям также относятся хвосты обогатительных фабрик, перерабатывающих коренные руды, а также остаточные целиковые части месторождения, частично или полностью погребенные под отвалами (хвостами) предшествующих отработок, состоящие из бортовых, внутриконтурных, недоработанных участков первичной россыпи и охранных целиков.

Изучение опыта отработки россыпных месторождений золота как российского, так и зарубежного показывает, что создаваемые в процессе их первичной переработки техногенные россыпи затем многократно перерабатываются. Так, на территории Магаданской области в бассейнах рекХатыннах, Малый и Большой Ат-Юрях, Оротукан, Берелех, где золотодобыча ведется с 30-40-х годов прошлого столетия, некоторые техногенные россыпи перерабатывались более трех раз.

Каждая последующая переработка (если она не была связана с применением принципиально новых технологий) приводила к дальнейшим потерям трудноизвлекаемого золота и создавала «новые» техногенные россыпи, кратно ухудшая технологические возможности дальнейшего извлечения полезных компонентов.

В итоге в россыпедобывающих провинциях России (Урале, Забайкалье, Ленском приисковом районе, Приамурье, Магаданской области, Чукотке) сформированы огромные ресурсы техногенных россыпей, образованные в результате многолетних отработок россыпных месторождений, которые практически все содержат золото. Только на территории Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было образовано около пятисот миллионов кубических метров отходов горнодобывающего производства, которые пригодны к сплошной отработке с извлечением золота.

Данным законопроектом предлагается:

1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

2. Разрешить недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.

3. Исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.

4. Предоставлять в пользование для добычи техногенные россыпи без проведения государственной экспертизы.

Переход на сплошную отработку техногенных россыпей применим не только к золоту, он может быть использован для переработки хвостов рудодобычи других полезных ископаемых, что позволит создать тысячи рабочих мест и будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горнодобычными работами.

Реализация настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Как и было намечено, исходя из сообщения Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, это законопроект в итоге был и отклонен в первом чтении. Причем большинство депутатов не голосовало.

В тот же время на пленарном заседании Госдумы из двух альтернативных законопроектов в первом чтении принят первый "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации". Он касается добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями.В пояснительной записке к законопроекту говорилось:

Он разработан группой членов Совета Федерации ввиду актуальности законодательного обеспечения добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями – гражданами Российской Федерации. Необходимость законодательного разрешения такой добычи в течение ряда лет высказывалась руководителями субъектов Российской Федерации СФО и ДВФО, была неоднократно поддержана Председателем Правительства РФ и Президентом РФ (поручение Д.А.Медведева от 13 мая 2010 г. Пр-1350).

Индивидуальная добыча золота, серебра и цветных металлов (вольноприносительство) существовало в России сотни лет, в том числе в советский период до 1954 года включительно, и обеспечивало пополнение золотого запаса страны. В Австралии, Канаде, ЮАР и других странах вольноприносительство в различных формах существует до сих пор и позволяет добывать драгоценные металлы и драгоценные камни, прежде всего, на отвалах и отходах горнодобывающего производства.

В Законе РФ "О недрах" отсутствуют правовые нормы об особенностях добычи полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями, а в ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добыча разрешена только юридическим лицам (организациям), то есть индивидуальная добыча фактически запрещена. Тем не менее, незаконная добыча россыпного золота в России по данным различных источников составляет ежегодно более 10 тонн металла, поддерживая неблагоприятную криминогенную обстановку.

Для разрешения индивидуальной добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) в 2003 г. Государственная Дума по согласованию с Правительством РФ приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (проект №122473-3), который был отклонен Президентом РФ и по решению Государственной Думы 20 июня 2003 г. был снят с рассмотрения.

В настоящее время актуальность законодательного разрешения вольноприносительства существенно возросла в связи с массовым банкротством мелких артелей старателей и ростом безработицы, особенно на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке.

В результате многолетней разработки количество золотосодержащих россыпей, имеющих запасы более 100 кг металла, сократилось в несколько раз. При этом количество объектов с запасами золота 10 кг и менее, не имеющих никакого промышленного значения, исчисляется тысячами. Отработка таких мелких объектов экономически целесообразна только индивидуальными предпринимателями в условиях упрощенного порядка доступа к недрам и льготного налогообложения.

Поскольку предусмотренные в законодательстве о недрах процедуры доступа к недрам являются практически невыполнимыми для индивидуальных предпринимателей, в законопроекте предусматривается максимально возможное их упрощение:

- предоставление права добычи россыпного золота только гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (иностранным гражданам и лицам без гражданства добыча золота не разрешается);

- выдача им без конкурса (аукциона) упрощенных лицензий на пользование конкретными участками недр, содержащими незначительное (менее 10 кг.) количество золота;

- распространение на них упрощенной системы налогообложения (статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации);

- упрощенный порядок реализации (приемки) добытого золота, который должен быть определен Правительством РФ.

На законопроект получено заключение Правительства РФ от 18 мая 2010 г. № 2298п-П9, в котором поддержана концепция, но не поддержан проект в представленной редакции. По согласованию с Минприроды России в Совете Федерации подготовлена уточненная редакции законопроекта, в которой все замечания Правительства РФ, за исключением одного, устранены.

Авторы законопроекта не согласились с замечанием Правительства РФ о том, что принятие закона "приведет к увеличению числа налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, к потерям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Дело в том, что в настоящее время добыча золота индивидуальными предпринимателями запрещена, и соответствующие поступления в бюджеты отсутствуют. Принятие закона не может привести к уменьшению доходов, которых не было. Принятие закона приведет лишь к появлению новых источников доходов бюджетов, а также к снижению расходов бюджетов за счет сокращения числа безработных.

По оценкам специалистов разрешение гражданам Российской Федерации индивидуально добывать россыпное золото позволит создать тысячи новых рабочих мест без привлечения инвестиций и спасти от нищеты множество поселков в Сибири, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке без дополнительных затрат федерального бюджета.

За его принятие проголосовал 411 депутат.

Источник:

НИА-Природа по информации Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, пресс-службы фракции КПРФ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru