Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Зачем «Базовому Элементу» сочинские проблемы?

11.10.2010

Ни для кого не секрет, что Компания "Базовый Элемент", возглавляемая Олегом Дерипаской, является крупнейшим в мире производителем алюминия, а также владельцем целого комплекса промышленных предприятий, работающих в сфере энергетики, цветной металлургии и горнорудной промышленности, в наибольшей степени загрязняющей природную среду большинства регионов России. На прошлой неделе произошла экологическая катастрофа с утечкой промышленных отходов от производства алюминия в Венгрии, показавшая всему миру, какими угрозами здоровью человека и всему живому природному миру чревата экологическая безответственность владельцев подобных предприятий.

Если взять во внимание, что у Компании «Базовый Элемент», имеющей заводы по производству алюминия, а, следовательно, и проблемы, связанные с этим самым экологически грязным производством во многих регионах России, то возникает законный вопрос: почему бы миллиардные прибыли не направить на реабилитацию окружающей природной среды, а не стремиться к новым доходам?

Но, факты, собранные общественностью, говорят о том, что при строительстве олимпийских объектов Компанией «Базовый Элемент», финансовые средства, которые должны были бы пойти на экологическую реабилитацию, инвестируются в новые проекты. Не лучше было бы направить эти средства на модернизацию производства в районах, где люди страдают серьезно от деятельности предприятий, производящих алюминий, ферромолибден и прочее.

Однако, наши олигархи как всегда на первое место ставят прибыль в ущерб интересам общества. Так получается и при строительстве объектов будущей сочинской Олимпиады 2014, которое приобрело статус если не национального проекта, то «народной головной боли» уж точно.

Известно, что «Базовый Элемент» является инвестором строительства ряда инфраструктурных проектов в городе Сочи, реализуемых в рамках подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр. Среди них:

• грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта;

• новый пассажирский терминал и посадочная галерея с 10 телетрапами Международного аэропорта Сочи;

• проект «Имеретинская Ривьера» в Адлерском районе Сочи, включающий возведение основной Олимпийской деревни и создание масштабной современной туристической зоны;

• современный комплекс по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в Сочи.

Пока никто не забыл, какие баталии велись между жителями Адлерского района и застройщиками о переселении людей с обжитых мест. Как устанавливались ограничения на прописку и запрет обустройства личных участков; невозможность продать земли находящиеся в частной собственности по рыночным ценам. Да и многое другое.

Прецедент дошел до правительства, и практически силовыми методами проблемы кое-как удалось исправить.

Казалось бы, ныне, всё должно быть прекрасно: жителям застраиваемых территорий предоставлены новые участки с возможностью строительства, земельные споры решены, и стоимость собственникам возмещена по рыночному курсу. Как дела обстоят на самом деле? Сказать непросто. Так же непросто говорить о том, что конкретно происходит на стройках олимпийских объектов. Ведь помимо человеческих проблем, в районе будущей Олимпиады затронуты и проблемы экологического характера. И именно от того, как они будут решены, будет в дальнейшем, зависеть как будет жить уже после проведенной Олимпиады 2014 «Большой Сочи», Адлер, Красная поляна, да и другие объекты находящиеся сейчас вроде бы под пристальным вниманием, как чиновников, строительных организаций, так и СМИ.

Так ли это?

В рамках экологического сопровождения строительства олимпийских объектов в г. Сочи, с 14 по 24 августа 2010 г., группой общественных инспекторов была проведена общественная экологическая инспекция объектов олимпийского строительства. А точнее, их выборочная проверка. Основное внимание уделялось объектам, расположенным на территории г. Адлера. Этот выбор был обоснован тем, что большинство общественных организаций, как российских, так и международных, основное внимание уделяют Сочинскому государственному национальному парку и объектам олимпийского строительства, расположенным на его территории. А объекты, расположенные в г. Адлере и Имеретинской долине слабо контролируются общественностью.

В рамках общественной инспекции проводился сбор информации, встречи с представителями государственных органов власти, общественности, а так же с инициативными гражданами. Территории строительства морского порта, международного аэропорта г. Сочи, олимпийской деревни, Адлерского полигона ТБО и др. объекты в Имеретинской долине обследовались на нарушения природоохранного законодательства практически детально.

Выявленные нарушения фиксировались, в присутствии свидетелей составлялись Акты о нарушениях, были сделаны многочисленные фотографии обследованных мест.

Проведенная инспекция выявила несколько весьма любопытных фактов. Вот некоторые из них:

I. Морской порт

Справка: расположен в междуречье р. Мзымта и р.Псоу Адлерского района Сочи на открытом побережье Черного моря. Инвестором и ответственным исполнителем строительства грузового района морского порта Сочи является Компания «Базовый Элемент». Проект, включает строительство восьми универсальных причалов для приема генеральных и навалочных грузов, берегоукреплений, создание береговой инфраструктуры и установку технологического оборудования. Федеральная часть проекта включает строительство защитных молов и проведение дноуглубления в акватории порта. Первая очередь порта начала работу в апреле 2010 года с запуском двух причалов мощностью перевалки 2 млн. тонн грузов. Завершение строительства всех причалов с выходом порта на проектную мощность в 5 млн. тонн запланировано на декабрь 2010 года.

В общем, очень нужный, казалось бы, проект. Но, удивительное дело, на момент проверки, (а это август!), портовой активности не наблюдалось. В течение 7 дней с 16 по 22 августа грузы в порт не доставлялись. Небольшие объемы сыпучих материалов, складированные на 2-х рабочих причалах, не перемещались и не изменялись в объемах. Факт, что основные объемы грузов для строительства олимпийских объектов либо уже доставлены по железной дороге, либо производятся в г. Сочи. Таким образом, совсем не понятно, для каких грузов могут быть предназначены 8 причалов морского порта, которые могут начать полноценно функционировать только весной 2011 года? По имеющейся информации, полученной из осведомленных источников, на этом месте будет построен яхт-клуб для руководства и сотрудников компании «Базовый элемент». Красиво? Еще бы!

Единственным плюсом, и несколько успокаивающим фактором на этом объекте является то, что последствия сильного шторма 2009 года, который частично разрушил внешние моловые ограждения порта, а за прошедшие 8 месяцев обломки конструкций моловых ограждений так и не были убраны с территории порта, не являются источником повышенного радиационного фона. О чём было засвидетельствовано в ходе экспресс-радиометрического контроля. Показания приборов колебались от 8 до 12 микрорентген в час.

Кстати, в советский период планы строительства морского порта в устье реки Мзымта признали неосуществимыми из-за наличия глубоких подводных каньонов на данной акватории. По мнению экспертов именно вымывание грунтов из-под моловых ограждений порта послужило причиной аварии. Такая ситуация будет повторяться постоянно.

Продолжим…

II. Гостиничный комплекс «Имеретинская Ривьера»

Справка: управляющая компания девелоперского бизнеса - «Альтиус Девелопмент» - входит в состав «Базового Элемента». В портфеле компании проекты по строительству офисной, торгово-развлекательной, гостиничной и жилой недвижимости. Один из ключевых - «Имеретинская Ривьера» в Адлерском районе г. Сочи. Проект предполагает возведение Олимпийской деревни в целях проведения Олимпийских и Параолимпийских игр 2014-го года, а также создание масштабной современной туристической зоны. В настоящее время на данном объекте наблюдается завершение нулевого цикла строительства на площадках, не занятых частными постройками. Сноса жилых домов не производилось, земли граждан не выкупались.

Надо отметить, что обеспокоенность граждан, связанная с предстоящим переселением, стихает. Большинство опрошенных надеются на то, что, не получив никаких предложений от застройщиков в течение календарного года, они и в будущем будут иметь возможность оставаться на прежних местах. Социальная напряженность стихла, не смотря на то, что предложенная цена 1,5 млн. рублей за сотку для выкупа частных земель, конечно же, не устраивает граждан. Реальная рыночная стоимость земель превышает 2 млн. руб. за сотку. Удивительно! Как люди, обладающие поистине «золотыми» землями согласились на такую, действительно грабительскую цену! Возникает логичный вопрос: как удалось уговорить жителей «скостить» «какие-то 500 тысяч рублей»!? Хотя бы экологических претензий к застройщикам проживающие на этой территории люди не имеют. Это уже внушает некий оптимизм.

Но, тем не менее, в ходе проведения общественной проверки на особо-охраняемой территории - дендрария «Парк Южных культур», располагающемуся посередине, между районами строительства морского порта и строительства нулевого цикла Олимпийской деревни было выявлено то, что в непосредственной близости от внешней южной ограды парка работает тяжелая техника! А именно, установлены две РБУ (растворобетонные установки), принадлежащие компании …«Базовый Элемент».

Конечно же, возникает резонный вопрос: «Неужели у видного представителя металлургической промышленности так мало своих проблем, что он рьяно взялся за решение сочинских?»

Но продолжим…

Одна из этих установок, в районе питомника садовых растений у южной границы парка, расположена в 80 метрах от жилого сектора, что является нарушением санитарных норм. А вторая установлена в 30 метрах от внешней границы «Парка южных культур» и, конечно же, оказывает негативное воздействие на растительность охраняемой территории. Даже невооруженным глазом видно, что растения запылены цементной «мукой» и просто засыхают. Сочинский дендрарий всегда был одним из самых посещаемых объектов. При нынешней ситуации курорт, в скорости, просто может лишиться одного из своих лучших мест.

Между прочим, активное строительство в Имеретинской долине нарушит планы по созданию экологического коридора для пернатых обитателей дендропарка. Это подтверждают и орнитологи, рассматривающие проблемы вновь застраиваемых территорий, и экологи, радеющие за сохранение пока еще незаглубленных окончательно природных объектов.

III. ОАО «Международный аэропорт Сочи»

Справка: Терминал Сочинского международного аэропорта входит в состав структурного подразделения «Базового Элемента» - «Базэл Аэро». Построенный компанией новый терминал (достроенный после 10 лет долгостроя!) готов принимать до 2 млн. пассажиров в год.

Терминал аэропорта отвечает всем международным требованиям.

Звучит, бесспорно – убедительно. Однако, взлетно-посадочная полоса аэропорта, для приема больших пассажирских лайнеров должна быть увеличена, как минимум, на 500 метров! Реализацию этого проекта трудно осуществить из-за реки Мзымта (место нерестилища форели и черноморского лосося, занесенного в Красную книгу), которая в настоящее время примыкает непосредственно к окончанию взлетно-посадочной полосы. И, для продления полосы необходимо либо отвести русло реки в пределах существующей речной долины в восточном направление, что затруднительно из-за того, что в непосредственной близости от нового русла реки будут находиться эстакадные сооружения РЖД, либо накрыть реку мостовым перекрытием 500 метров длинной 600 метров шириной. И если такое всё-таки произойдет, то перекрытие реки затемненным пространством моста приведет к тому, что рыба не сможет подниматься вверх по течению, что полностью уничтожит нерестовые достоинства р. Мзымта. А значит, послужит еще одним элементом нарушения экологического баланса в регионе. Ещё одним ударом по при роде и человеку в будущем.

Именно поэтому развитие данного проекта необходимо в будущем держать под строгим общественным контролем. И уже совсем не удивляет, что в ходе проведенной проверки на территории аэропорта и международного терминала выявлен ряд природоохранных нарушений. На южной оконечности международного терминала аэропорта, на внутренней территории, обнаружено загрязнение почв строительным и бытовым мусором, загрязнено русло безымянного ручья на протяжении 200 метров от здания аэропорта до, между прочим, самогО главного представительства компании «Базэл» в Сочи.

И, если бы это была просто грязь… В водах ручья, собирающего ливневые стоки только с парковок и территории нового терминала аэропорта, обнаружено повышенное (ПДК в 8 раз) содержание нефтепродуктов. Более того, на взлетно-посадочной полосе, в ее начале (ближняя к морю оконечность), на режимной охраняемой территории вдоль забора аэропорта обнаружено огромное количество складированной плодородной почвы. По предварительным оценкам - более 100 тыс. м. куб. Почва складирована за забором, вперемежку со строительными отходами и порубочными остатками деревьев. Можно предположить, что подобные огромные объемы плодородной земли свозились со всех олимпийских объектов компании «Базовый Элемент», и таким хищническим способом располагались в недоступном для общественного контроля месте.

Конечно, по всем выявленным нарушениям земельного, лесного, водного законодательства составлены надлежащие акты, с приложением фотографий, протокола химического анализа воды и подписями свидетелей. А для привлечения внимания общественности, средств массовой информации и государственных органов экологического контроля о нарушениях экологического законодательства компанией «Базовый элемент» предлагается подготовить и провести перечень мероприятий.

Вот только вопрос остается всё тот же: зачем «Базовому Элементу» сочинские проблемы? И что представители самого «БазЭл» думают по этому поводу…

Статья подготовлена с использованием материалов природоохранных служб и общественных экологических организаций: Гринпис; Международного социально-экологического союза (г. Майкоп); «Экологической вахты по Северному Кавказу» (г. Краснодар) и др.

Источник:

Гракович Валентин Федорович Академик РАЕН, доктор технических наук, Вице-президент Международной академии экологической реконструкции

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru