Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Совершенствование законодательства в сфере обеспечения населения чистой водой

14.09.2010

Сегодня, 14 сентября с таким названием пройдут парламентские слушания Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы совместно с Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В слушаниях участвуют представители профильных министерств, ведомств, других органов государственной и муниципальной власти, депутаты Государственной Думы, представители коммунальной сферы, общественных объединений и организаций предпринимателей, деятели науки и другие заинтересованные стороны.

На слушаниях выступит председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, председатель комиссии фракции «Единая Россия» по содействию реализации задач обеспечения населения чистой водой Евгений Федоров и другие.

Участники парламентских слушаний рассмотрят спектр вопросов, касающихся проблем обеспечения населения России чистой водой и совершенствования законодательства в этой сфере.

Накануне Росприроднадзор в ответ на запрос Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил свои информационно- аналитические материалы:

Предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения населения чистой водой

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет:

1) Контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

2) Контроль за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных ими для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений;

3) Охрану водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Кроме того, Росприроднадзор осуществляет контроль за соблюдением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов согласно п. 4 Положения о государственном земельном контроле. В соответствии с частью 1 ст. 23.29 КоАП РФ Росприроднадзор наделен полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности по статье 8.42 КоАП РФ. При этом в соответствии с указанным Положением по земельному контролю, совместно с Росприроднадзором земельный контроль на предмет использования земельных участков, а именно недопущение самовольного занятия земельных участков и выполнение требований об использовании их по целевому назначению осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Таким образом, налицо дублирование функций. На наш взгляд необходимо передать полномочия одному из указанных ведомств.

В соответствии с действующим законодательством береговая полоса водных объектов не подлежит приватизации, однако, может предоставляться в пользование и быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 27 Земельным кодексом РФ). В целях исключения злоупотребления по предоставлению в пользование земельных участков в береговой полосе и реального соблюдения прав граждан, предусмотренных ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, необходимо законодательно определить, что такие участки могут предоставляться в пользование только для целей, предусмотренных ст.11 Водного кодекса РФ.

В первом полугодии 2010 года по водному контролю проведено 2296 проверок. При этом выявлено 1941 нарушение водного законодательства, из которых 675 уже устранено. Кроме того, 1522 лица привлечены к административной ответственности.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий часто возникают проблемы законодательного порядка. Водный Кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 2007 года, существенно изменил, а именно либерализовал ранее действующие нормы, регулирующие порядок установления и специального режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос (статья 65). В соответствии со статьей 65 значительно (в 5-6 раз) сокращены размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водоемов и рек, а также сокращены ограничения с 17 до 7, что может привести к значительному увеличению антропогенной нагрузки на водные объекты.

Ряд положений Водного кодекса требует конкретизации.

Например, в Водном кодексе нет конкретных норм и единого подхода к выдаче разрешений по отведению акватории под действующие гидротехнические сооружения, подводные переходы, кабели и т.д.

В настоящее время на территориях водоохранных зон и прибрежных полос допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с природоохранным законодательством. При этом согласования с уполномоченными органами в области водных отношений и охраны окружающей среды не предусматривается. Однако в соответствии с действующей редакцией Градостроительного кодекса проектная документация объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки вообще не подлежат какой-либо государственной экспертизе.

Особо следует отметить, что оформление разрешительных документов на сброс в водный объект достаточно трудоемкий и затратный процесс. Водопользователю проще заплатить штраф по максимальной ставке, чем оформить необходимые разрешительные документы.

Подводя итог, мы видим широкий спектр вопросов, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне.

Во-первых, конкретизировать и расширить ограничения ст.65 Водного кодекса РФ для усиления ответственности за нарушение установленных требований. Следует отметить, что определенная работа в этом направлении уже ведется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятие которого ужесточит требования по использованию территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Во-вторых, необходимо, с одной стороны, упростить процедуру оформления разрешительных документов на право пользования водными объектами и повысить значимость наличия этих разрешительных документов, иными словами, максимально увеличить размер штрафа за их отсутствие. Кроме того, необходимо ускорить процесс разработки норм допустимого воздействия (НДВ), которые планируется использовать вместо ПДК рыбохозяйственного значения, для объективной оценки степени негативного воздействия на водные объекты хозяйствующими субъектами.

В-третьих, предлагается предусмотреть правовые нормы, устанавливающие:

  • механизм охраны и рационального использования трансграничных водных объектов;
  • требования по охране территории водосборной площади водных объектов;
  • требования по вводу в эксплуатацию законченных строительством хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водной среды;
  • обременения по использованию территории в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

Совершенствование механизма правоприменительной практики водного законодательства предполагает формирование единой информационно-аналитической системы. В целях эффективного информационного взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральным агентством водных ресурсов и их территориальными органами совместным приказом от 09.02.2010 № 32/17 «Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральным агентством водных ресурсов» установлен порядок работы Росприроднадзора, Росводресурсов и их территориальных органов в области охраны и использования водных объектов.

Одновременно с применением данных мер для существенного улучшения ситуации требуется кардинальные решения проблем экологической безопасности. На заседании президиума Государственного совета 27.05.2010, посвященного реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды Президент указал на необходимость разработки единой государственной политики. На наш взгляд формирование новой эколого-экономической политики связано с решением двух основополагающих задач:

Первая – формирование современной экологической инфраструктуры, в которую входит лицензирование и сертификация природоохранной деятельности, независимая экологическая экспертиза, страхование экологических рисков, экологический аудит, комплексные статистические наблюдения за уровнем загрязнения экологической среды.

Вторая – оптимизация экологического законодательства в направлении экономического стимулирования предприятий к применению современных экологичных технологий.

Данные задачи предусматривают реализацию в экономике и в контрольно-надзорной деятельности принципа наилучших существующих технологий, когда работа предприятий будет оцениваться исходя из мирового инновационного потенциала.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, Росприроднадзор

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru