Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Разбор полетов не закончен

08.09.2010

Вчера 7 сентября на своем вечернем пленарном заседании, в час голосования Госдума 354 голосами «за» приняла постановление "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года".

Этому предшествовала острая дискуссия, разгоревшаяся на дневном пленарном заседании.

Николай Гончар выступил с докладом по проекту постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года". Он отметил, что от лесных пожаров пострадало 17 регионов страны, 148 населенных пунктов, 50 человек погибло, 2448 семей остались без крова. Однако, по его мнению, сложные природные условия не могли быть достаточной причиной для значительного повышения цен на продовольствие. «Никакой угрозы продовольственной безопасности страны не существует», - заявил Н.Гончар.

С содокладом выступил председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев. Он рассказал о последствиях аномально высокой температуры, которая наблюдалась в России летом 2010 года, о негативном влиянии на оборудование системы энергоснабжения. В.Васильев подчеркнул необходимость предусмотреть замену части оборудования.

Информацию от своих ведомств представили заместитель Министра природных ресурсов и экологии Семен Леви, заместитель Министра регионального развития Константин Королевский, Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу, Министр сельского хозяйства Елена Скрынник, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков.

На дневном пленарном заседании также присутствовал руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов.

Семен Леви отметил, что за лето 2010 года абсолютный температурный максимум в Москве был превышен на полтора градуса и составил 38,2 градуса. Он также рассказал о последствиях лесных пожаров для природных ресурсов страны.

Константин Королевский проинформировал депутатов о ходе работ по обеспечению жильем тех граждан России, которые в результате лесных пожаров лишились жилья.

Сергей Шойгу представил информацию об усилиях Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по борьбе с лесными пожарами. С.Шойгу выразил благодарность 14 странам, которые направили 560 пожарных и технику для тушения пожаров в России. Он также высказал предложение в адрес депутатов Государственной Думы рассмотреть в самые короткие сроки закон «О добровольной пожарной охране», который был ранее подготовлен Министерством.

Елена Скрынник рассказала о комплексе мер по поддержке регионов России, сельское хозяйство которых значительнее других пострадало от аномальных природных условий лета 2010 года, по сохранению посевных площадей и поголовья скота.

Виктор Масляков отметил, что общая площадь лесных пожаров составила 1,5 млн гектар, что незначительно превышает среднестатистический ежегодный показатель. По его словам, 80% лесных пожаров были вызваны неосторожным обращением с огнем. «В России должна появится унифицированная система управления лесами», - подчеркнул В.Масляков.

Владимир Улас и Антон Беляков выступили по ведению пленарного заседания.

Вопросы докладчикам задали Иван Мельников, Елена Афанасьева, Владимир Груздев, Светлана Горячева, Владимир Кашин, Константин Ветров, Владимир Асеев, Оксана Дмитриева, Олег Смолин, Денис Волчек, Анатолий Козерадский, Вера Лекарева, Владимир Федоткин, Сергей Иванов, Александр Берестов, Александр Четвериков.

От фракции КПРФ выступил Геннадий Зюганов, заявив, что его фракция не поддержит проект постановления. От фракции ЛДПР высказался Владимир Жириновский, от фракции «Единая Россия» - Евгений Туголуков, от фракции «Справедливая Россия» - Анатолий Грешневиков.

Николай Гончар выступил с заключительным словом.

Проект постановления принят за основу. «За» - 315.

По ведению пленарного заседания выступил Сергей Иванов.

Анатолий Локоть представил три поправки к проекту постановления от фракции КПРФ. Депутаты Государственной Думы поддержали одну поправку из трех. Светлана Горячева представила три поправки от фракции «Справедливая Россия»; они не были поддержаны палатой. В частности согласно информации "Интерфакса" из текста Заявления исключены ссылки на советский период.

Сегодня, 8 сентября Президент РФ проведет совещание по лесному хозяйству.

Приводим принятые Госдумой по этому вопросу документы и имеющиеся в нашем распоряжении полные или частичные тексты ряда выступлений:

Заявление Государственной Думы "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года" Аномальные погодные явления лета 2010 года привели к возникновению чрезвычайных ситуаций на значительной части территории Российской Федерации.

Засуха и экстремально высокие температуры вызвали масштабные природные пожары, нанесли ущерб многим населенным пунктам и их жителям, сельскому хозяйству.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выражают соболезнование родным и близким погибших, а также всем пострадавшим от природных пожаров.

Депутаты Государственной Думы убеждены: обеспечение граждан жильем, оказание им иной помощи, ликвидация других последствий пожаров и засухи, проведение мероприятий по восстановлению уничтоженных огнем лесов и поврежденных объектов инфраструктуры являются важнейшими общегосударственными задачами.

Чрезвычайная ситуация, вызванная аномальными природными явлениями, потребовала оперативных и скоординированных действий Правительства Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Большинство депутатов Государственной Думы незамедлительно и активно включились в работу по преодолению тяжелых последствий аномальных природных явлений непосредственно в регионах, а также считают эту работу одним из приоритетов осенней сессии Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы благодарны всем проявившим героизм в тушении пожаров и оказавшим помощь пострадавшим.

Широкое благотворительное движение показало, как наши граждане могут объединяться в борьбе с общей для страны бедой. Необходимо признать, что не везде органы государственной власти и органы местного самоуправления правильно реагировали на развитие ситуации и не все руководители оказались способны быстро, без бюрократической волокиты принимать необходимые решения, в том числе по предупреждению пожаров и осуществлению иных превентивных мер.

Депутаты Государственной Думы знают масштаб беды, с которой столкнулись люди, и призывают должностных лиц, следуя букве закона, проявлять чуткость по отношению к гражданам, нуждающимся в поддержке, и считают некорректными попытки некоторых сил использовать тяжелую ситуацию, в которой оказались тысячи граждан нашей страны, в собственных политических целях.

Очевидно, что, несмотря на возникшие сложности в сельском хозяйстве, продовольственная безопасность страны в настоящее время обеспечена. И в этой связи представляются абсолютно недопустимыми попытки раздувания и использования в корыстных целях ажиотажного спроса на отдельные продукты питания и завышения на них цен.

По мнению депутатов Государственной Думы, необходимо усилить работу контролирующих, антимонопольных, правоохранительных органов по защите конкуренции и борьбе со спекулятивным завышением цен.

Депутаты Государственной Думы в свою очередь в целях создания дополнительных правовых гарантий для предотвращения лесных пожаров и ликвидации последствий аномальных природных явлений проведут анализ законодательства, регулирующего порядок использования лесов и охраны лесов от пожаров, а также законодательства в области пожарной безопасности и других сферах.Депутаты Государственной Думы считают необходимым:

провести комплексный анализ лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации;

создать дополнительные условия для эффективной координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

предложить Правительству Российской Федерации в целях обеспечения рационального природопользования и предупреждения пожаров разработать систему мер по развитию в стране добычи торфа;

предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период выделение средств на осуществление мероприятий по ликвидации последствий аномальным природных явлений и улучшению технической оснащенности подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, реализации в полном объеме мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы;

закрепить федеральным законом правовой статус лиц, добровольно участвующих в пожаротушении;

принять дополнительные законодательные меры по обеспечению противопожарной безопасности в сельских населенных пунктах и в садоводческих некоммерческих организациях;

предоставить Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительные полномочия по оперативному принятию решений о материальных компенсациях пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

принять меры по стимулированию развития рынка страховых услуг в целях совершенствования экономических механизмов компенсации вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате аномальных погодных явлений. Депутаты Государственной Думы выражают готовность вести работу по подготовке и реализации этих и других законодательных инициатив совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, экспертами, представителями различных институтов гражданского общества.

Постановление Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года".

2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в электронные средства массовой информации с просьбой их незамедлительно обнародовать.

4. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" для официального опубликования.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев:

Общество в чрезвычайной ситуации этого лета испытало стресс. Многие напуганы и до сих пор не могут прийти в себя. Люди почувствовали, что невозможно предотвратить стихию и полностью от нее защититься. С одной стороны – это угроза, с другой ресурс. Ресурс понимания того, что только вместе мы можем создать достойную среду обитания. У нас одна экосистема. Мы начинаем мыслить по-другому.

Почему мы говорим не о пожарах, а об аномальных явлениях? Потому что пожары более менее изучены, с ними можно бороться. Но речь идет о глобальных изменениях климата, с которыми мы столкнулись этим летом. Это самый большой вызов современности.

Хотелось бы отметить, что тема безопасности всегда была у нас вне политики. Мы всегда находили понимание в этом вопросе. И сегодня приятно было слышать, когда представители других партий говорили об этом в таком ключе. Сегодня мы должны объединить усилия, чтобы проанализировать законодательство. Есть большие вопросы в области энергетики, использования оборудования и т.д. Многое можно сделать не только на федеральном, но и на местном уровне. Некоторые руководители регионов уже предпринимают необходимые ме6ры по повышению противопожарной безопасности в сельской местности.

Этим летом мы почувствовали огромнейший ресурс самоорганизации в обществе. Поэтому сегодня крайне актуален вопрос о добровольных пожарных дружинах. У нас есть сейчас прекрасная возможность в рамках межфракционной рабочей группы выработать четкие, ясные, взвешенные решения с учетом общественного мнения. Чтобы мы четко представляли, что должно быть в центре внимания власти и в большом городе, и в деревне в условиях чрезвычайной ситуации.

Глава МЧС Сергей Шойгу:

События этого лета, пожалуй, не оставили равнодушным никого и требуют тщательного анализа, выявления причин и серьезных выводов. Очевидно, что природные аномалии стали серьезной угрозой для целых регионов и стран и фактически приобрели трансграничный характер.

Мы считаем, и это подтверждают специалисты, что есть три основные группы условий, приведших к чрезвычайной ситуации в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Во-первых, аномально долгое нахождение антициклона в европейской части - с 21 июня по 19 августа. Два месяца центральная часть России оставалась без осадков.

Во-вторых, аномально высокие температуры, никогда не отмечавшиеся за все время ведения инструментальных наблюдений.

В-третьих, возникновение внутри антициклона штормовых ветров силой до 30 м/сек.

Сочетание всех этих аномалий создало беспрецедентные условия для масштабного наступления огня на леса, поля и населенные пункты.

В рамках пожароопасного периода необходимо выделить чрезвычайно опасный период – с конца июля и до середины августа, когда за сутки возникало до 300 пожаров, а в некоторые дни и до 400. При том, что в обычных условиях пожаров возникало в десять и более раз меньше.

В первые двое суток 29 и 30 июля выгорело 9 деревень, было уничтожено огнем около 2 тысяч домовладений и, к сожалению, погибло 53 человека.

В сложившейся ситуации государством были предприняты колоссальные усилия по борьбе со стихией. В кратчайшие сроки была создана межведомственная группировка общей численностью более 166 тысяч человек и более 25 тысяч единиц техники. В ее состав вошли сотрудники МЧС России, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, лесничеств, добровольцы. Только от МЧС России было задействовано более 131 тысячи человек личного состава и свыше 20 тысяч единиц техники, в том числе 27 воздушных судов.

Созданная группировка позволила уже 1 августа стабилизировать обстановку, не допустить ее дальнейшего осложнения и еще через двое суток перейти от противопожарной обороны населенных пунктов к полномасштабному наступлению на огонь в лесах, полях и на торфяниках.

В результате удалось отстоять более 4,6 тысяч населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек. Защитить критически важные для национальной безопасности объекты - федеральные ядерные центры в городах Саров, Снежинск, Нововоронежскую АЭС, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения.

В районах чрезвычайных ситуаций было проложено свыше 1400 км рукавных ходов и линий. Впервые был использован метод массированного применения авиации МЧС России для борьбы с лесными пожарами. Совершено более 2 тыс. вылетов, произведено почти 8 тыс. сливов, сброшено более 78 тыс. тонн огнегасящей жидкости.

Под эгидой Правительства Российской Федерации для управления и координации усилий по борьбе со стихией были сформированы 40 оперативных штабов, в том числе федеральный оперативный штаб. Направлены в районы лесных пожаров 535 оперативных групп общей численность более 3,0 тыс. человек и более 250 групп для ведения наземной и авиационной разведки.

Для мониторинга и объективного контроля обстановки непрерывно использовались космические снимки, которые мы получали практически от всей отечественной и зарубежной группировки, находящейся на орбите.

Начиная с седьмых суток (5-6 августа), мы уже ежесуточно тушили пожаров больше, чем их возникало. Это позволило к 22 августа стабилизировать ситуацию. Фактически было ликвидировано почти 8 тыс. очагов на общей площади более 400 тыс. га. Хочу обратить внимание, что это случилось значительно раньше, чем пришло похолодание и начались дожди. Означает ли это, что не было никаких ошибок, в том числе и в организации тушения пожаров? Конечно, нет.

Мы считаем, что надо было на день-два раньше массово поднять авиацию и направить федеральные силы в Нижегородскую, Воронежскую и Рязанскую области, несмотря на успокаивающие доклады субъектов Российской Федерации.

Надо было более жестко обязать субъекты Российской Федерации ввести режимы чрезвычайной ситуации и полный запрет на посещение лесов населением.

Кроме того, надо было более настойчиво ставить вопрос о решении судьбы брошенных торфяных разработок, наблюдения за их состоянием.

Очевидно, что вмешательство федеральных сил надо было осуществлять, несмотря на отсутствие заявок с мест и вводить режим чрезвычайной ситуации из центра, не считаясь с разделением полномочий.

И, конечно, надо было иметь более точные сведения о длительности антициклона и аномальных температурах.

Также очевидным упущением является поручение тушения пожаров в лесах неким организациям, победившим на конкурсной основе, благодаря исключительно более выгодным экономическим предложениям. Эти организации, как правило, не имели никаких возможностей тушить лесные пожары.

В то же время органы управления РСЧС, пожарные, спасатели, сотрудники органов внутренних дел, лесники, добровольцы проявляли чудеса мужества, самоотверженности и профессионализма.

К сожалению, в борьбе с огнем погибли наши пожарные: прапорщик внутренней службы Сумской Сергей Владимирович, работник федеральной противопожарной службы Галкин Василий Григорьевич и сотрудник Мособлпожспаса Башилов Виктор Валентинович.

Выведено из строя свыше 2700 пожарных автомобилей, более 250 км рукавных ходов и линий были повреждены огнем и не подлежат восстановлению. В целом, по оценкам специалистов, расходы на восстановление утраченных и пришедших в негодность техники и имущества составят около 3 млрд. рублей.

Говоря о сложившейся пожарной обстановке, не могу не отметить, что в тех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, где власть уделяла необходимое внимание вопросам пожарной безопасности, потери были минимальными. В частности, в Республике Татарстан все очаги ликвидировались в тот же день, когда были обнаружены. А там, где не было должного внимания, сгорели дома, и погибли люди.

Но кто бы, что не говорил, усилия, предпринятые на федеральном уровне, оказались результативными.

В то же время у нас в стране появились высказывания о неэффективной борьбе с массовыми лесными пожарами. При этом проводится аналогия с 1972 годом. Хочу сказать, что мы привлекали в качестве консультантов специалистов, непосредственно участвовавших в организации тушения и тушении пожаров в Подмосковье в 1972 году. Так вот, по их свидетельствам и архивным материалам, только в Подмосковье пожары тушила группировка войск численностью свыше 54 тысяч человек. При этом погибло свыше 100 гражданских лиц, а также более 30 военнослужащих. Основные мероприятия по тушению пожаров были выполнены только к ноябрю месяцу, а ряд торфяников дымил еще всю зиму. В таких условиях смог и гарь стояли куда больше недели.

По понятным причинам все это не становилось достоянием гласности.

Сегодня, благодаря мерам предпринятым Правительством Российской Федерации, как говорится, всем миром справились с гораздо большими объемами и в более сжатые сроки.

Не могу не поблагодарить зарубежные государства, откликнувшиеся на происходящее в нашей стране. Не смотря на то, что Россия официально не обращалась за помощью, мы с благодарностью приняли ее в рамках двухсторонних соглашений от 14 стран. Они направили для тушения пожаров 13 воздушных судов, свыше 100 единицы техники и более 560 специалистов. Расцениваю это как факт проявления солидарности с нашей страной и уважения к России, которая сама постоянно оказывает помощь государствам, пострадавшим от различных чрезвычайных ситуаций.

В целом, проведя анализ причин сложившейся ситуации, считаем необходимым:

1. Принять скорейшие меры к становлению в России добровольной пожарной охраны с учетом современных реалий, климатических, природных и иных особенностей наших регионов.

2. Предоставить больше полномочий надзорным органам в отношении периодичности проверок состояния пожарной безопасности муниципальных образований, городских и сельских поселений.

3. Упорядочить привлечение федеральных сил к тушению масштабных природных пожаров, обязав при этом местные власти решать эти вопросы в превентивном порядке, не допуская выхода ситуации из под контроля.

4. Закрепить на законодательном уровне обязательства по оснащению населенных пунктов пожарными водоемами, водозаборами и другими объектами противопожарной инфраструктуры.

5. Решить в безотлагательном порядке проблему торфяников, находящихся в районах поселений. Особенно брошенных и бесхозных. При этом необходимо рассмотреть вопрос не только их затопления, но и возможности дальнейшего рационального использования.

6. Модернизировать и дооснастить все силы пожаротушения на всех уровнях власти, поставив на вооружение современные образцы техники, имущества и средств защиты.

Уважаемые депутаты!

Очевидно, что благодаря мерам, предпринятым Правительством Российской Федерации и, несмотря на имеющиеся потери, в целом удалось справиться со стихией и предотвратить крупномасштабную чрезвычайную ситуацию, несущую угрозу безопасности населения и объектам экономики.

Глава думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков:

Это лето стало для нашей страны настоящим испытанием. Аномальная жара в центральной России и огромные площади лесных пожаров. В чем же причина таких масштабных последствий? Леса в России горели всегда. Гораздо большие площади лесов выгорали и в 1998 году, и в 2003-м, и даже в прошлом 2009-м. Но в этом году основной удар стихии в этом году пришелся на центр России, где самая высокая плотность населения и, соответственно, концентрация объектов жизнедеятельности.

По предварительным данным площадь лесных пожаров в это году достигла примерно 1,2 млн гектар, а их количество – порядка 29 тысяч. Для сравнения: в 1972 году было 40 тысяч пожаров общей площадью 1,46 млн гектар. 1996 год – 32 тысячи пожаров, 1,85 млн гектар, 1998 год – 28 тысяч пожаров, 4,27 млн гектар, 2003 год – 2,35 млн гектра и 33 тысячи пожаров. 2009 –й 2,4 млн гектар и 22,5 тысячи пожаров. Из этого можно сделать многие выводы.

Сегодня уже все признают, что главная причина произошедшего – абсолютно экстремальные погодные условия. Подобных условий в Центральной России не было за всю более чем 100 летнюю историю метеорологических наблюдений (Отклонение от температурной нормы составило 7,8 градуса, от нормы осадков 76%).

Является ли подобная ситуация «частным случаем»? По данным Росгидромета, за последние 15 лет число опасных гидрометеорологических явлений выросло в 2 раза. Эти явления носят разную форму, но совершенно ясно, что климатические изменения оказывают все большее влияние на наше развитие и являются глобальным вызовом безопасности этого развития.

Безусловно, природный фактор стал ключевым, но дело, конечно, не только в этом. Мы еще раз убедились в собственной безответственности. 90% очагов возгорания в лесах возникает по вине человека. С начала пожароопасного сезона 2010 года различные ограничения на доступ граждан в леса вводились примерно в 30 субъектах, но люди продолжали отдыхать в лесах и жечь костры. Практически безнадзорно проводилось выжигание травы на земельных участках непосредственно примыкающих к лесам. Выявлялись массовые нарушения противопожарного расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов.

Сегодня мы слышим, что проблема не в том, что много горело, а в том, что плохо тушили. На самом деле, если говорить о работе пожарных и сотрудников МЧС в экстремальных условиях, – тушили хорошо. Достаточно привести такие предварительные данные - по сравнению с 2009 годом пройдено огнем площади в 1,7 раза меньше, при этом количество пожаров в 1,4 раза больше.

Очень много рассуждений слышно сегодня о последствиях децентрализации системы управления лесами. Концепция Лесного кодекса на самом деле построена на основе децентрализации и передаче полномочий по управлению лесами субъектам. Подобная концепция обусловлена федеративным устройством нашей страны, ее обширными территориями и необходимостью принятия оперативных мер на местах. Но любой, даже самый хороший закон, может поставить под сомнение работа нерадивых исполнителей.

При реализации положений, заложенных в Лесном кодексе одни регионы, правильно спланировали ведение лесного хозяйства и наладили должным образом контроль и надзор. Другие регионы имевшийся потенциал разрушили, а новый не создали. В одних регионах собственное финансирование этих вопросов осуществлялось на уровне пропорциональном размеру федеральных субвенций, а в других оно было в десятки раз меньше.

Этот вопрос требует очень пристального внимания. Наш Комитет уже направил соответствующие запросы в Генпрокуратуру и Рослесхоз о проведении проверок по исполнению органами государственной власти субъектов, наиболее пострадавших от лесных пожаров, функций обеспечения охраны лесов от пожаров, а также расходования субвенций, выделенных федеральным центром на эти цели.

Что необходимо сделать на уровне законодательства?

Предлагается предоставить уполномоченному федеральному органу власти право осуществлять оценку эффективности исполнения органами государственной власти субъектов переданных полномочий в сфере лесных отношений, а в случае необходимости вносить предложения в Правительство об изъятии таких полномочий, путем изменений в статьи 81 и 83 Лесного кодекса.

Для обеспечения эффективного финансирования необходимых мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе приобретения пожарной техники и оборудования, предложено скорректировать порядок, установленный федеральным законом о размещении заказов для государственных нужд.

Есть законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении в Государственной думе и могут позволить расширить круг должностных лиц в субъектах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, позволят закрепить право регионов утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах. Нарастание климатических угроз, безусловно, требует корректировок федерального бюджета. Следует финансово подкрепить лесную отрасль, в частности, увеличить финансирование на очистку лесов после пожаров, чтобы подготовить их к лесовосстановлению. Учитывая износ материально-технической базы регионов, необходимо выделение дополнительных субвенций на эти цели.

Уже сейчас абсолютно понятна необходимость принятия единого национального лесного плана. Нужно внести изменения в главу 10 Лесного кодекса.

В заключении хочу отметить, что проблема климатических изменений, последствия подобных изменений для национальной безопасности – это не только отдельные темы сохранения лесных или водных ресурсов. Здесь встает вопрос о разумном управлении всем природным капиталом в условиях реалий сегодняшнего дня. Необходимы системные решения, направленные как на создание наиболее адекватных механизмов для действий в условиях нарастающих природных катаклизмов, так и на предотвращение потенциальных экологических угроз. Это требует серьезной работы на всех уровнях власти, консолидации усилий всех политических сил. Только таким образом мы с вами сможем перейти от оперативного реагирования к эффективному предотвращению тех новых угроз, с которыми столкнулись сегодня и можем столкнуться завтра.

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов:

В этом году мы отметили знаменательную дату – 65-ю годовщину нашей Победы в Великой Отечественной войне. Появилось много публикаций по поводу того, что мы якобы оказались не готовы к войне, что были большие потери. Но наша страна тогда сумела за три месяца перебросить за Волгу 1,5 тысячи предприятий, переселить десять миллионов граждан и с колес начала выпускать лучшую технику. Перед войной мы провели суперклассную модернизацию. Так что у Советской власти есть, чему поучиться.

Что касается нынешней трагедии, связанной с пожарами, ведь мы все с вами были предупреждены. Откройте ящики своих письменных столов. У каждого из вас есть доклад «Пределы падения», подготовленный несколько лет назад самыми лучшими учеными и специалистами, представителями всех партий и движений. В нем прямо сказано: страна проехала на «красный свет» по 21 показателю, и если дальше следовать этим курсом, то катастрофы и пожары просто неизбежны.

Более того, мы очень тщательно исследовали причины трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Юрий Дмитриевич Маслюков (царствие ему небесное) и Николай Иванович Рыжков подготовили 100-страничный доклад. Я оттуда сделал выжимки, и мы несколько часов обсуждали эту тему с премьер-министром Путиным. Были приняты некоторые меры, но все, что связано с системным подходом к данной проблеме, осталось по-прежнему не реализованным. Недавняя авария энергосистемы в Санкт-Петербурге, когда половина города осталась без света, красноречивое тому свидетельство.

Перед принятием в 2006 году Лесного кодекса мы подготовили записку. Ученые, крупные специалисты обобщили практику того, как у нас в течение 200 лет складывалось лесное хозяйство. Я специально подготовил материал по Германии и, зная интерес В.В.Путина к этой стране, подробно показал ему, как там были организованы противопожарные мероприятия в лесном хозяйстве. К слову сказать, тогда с нами согласились, сказали, что будет принят специальный документ вместе с Лесным кодексом. Однако вот у меня в руках документ, который был подписан премьер-министром … лишь 3 августа текущего года. Он называется «Об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах». Этот тот самый документ, который должен был быть принят еще четыре года назад. За это время соответствующие службы могли отладить свою работу и подготовиться к встрече со стихией. Вместо этого они оказались фактически уничтожены.

В советские времена в лесной отрасли работало 70 тысяч лесников. В каждом лесхозе была вышка, и как только наступала жара, на нее поднимался человек и следил за состоянием лесов. И когда появлялся первый дымок, люди сразу тушили пожар.

Я родился на опушке Брянского и Калужского леса. У нас каждый год что-то где-то загоралось, но ни разу не было крупного пожара. Пять-десять человек всегда были готовы его потушить, потому что имелась соответствующая организация. Сегодня лесников практически не осталось, а ведь это семейная профессия, и просто так привести человека в лес и заставить работать невозможно.

Вот здесь депутат от «Единой России» Исаев выступал и критиковал губернатора Владимирской области Николая Виноградова, что он якобы плохо проявил себя в чрезвычайной ситуации. Даю справку специально для господина Исаева. Во Владимирской области, хотя там и было введено чрезвычайное положение, не погиб ни один человек. Всего один житель области написал заявление о предоставлении компенсации, но увидев, как достойно и быстро строят новое жилье, отказался от этой компенсации. Там только четыре человека остались без документов, но им паспорта уже оформлены. Все, что делается Виноградовым, делается строго в соответствии с нормативными документами. Соответствующая записка имеется у Председателя Госдумы Грызлова, и я настаиваю, чтобы он ее размножил и передал депутатам, начиная с Исаева.

От нашего сегодняшнего и ближайших решений будет зависеть очень многое. Половину нефти и газа уже стопили, их хватит лишь на два десятка лет. Между тем у нас половина хвойных лесов планеты. В советское время леса были второй доходной статьей после нефти и газа, давая примерно 80 миллиардов долларов в год. Это возобновляемый ресурс, который может кормить многие поколения. Если мы отработаем систему защиты и воспроизводства лесов, нам скажет спасибо вся планета.

У нас в стране было 50 тысяч коллективных хозяйств, и в каждом имелась пожарная команда. Сегодня все они ликвидированы.

41 миллион гектаров сельскохозяйственных земель зарос бурьяном и чертополохом. За пять лет накопилось столько сухой травы, что она готова вспыхнуть от любого окурка. Раньше опахивалось все, от лесополос до сел и деревень. Сегодня половина тракторного парка исчезла, а вторая половина стоит в ремонте.

Вы говорите о торфяниках, но в одном только торфодобывающем объединении в Шатурском районе было 70 пожарных команд. Сейчас там ничего не осталось.

Между тем на лес, землю, воду, господин Кудрин выделил в бюджете будущего года, за который голосовало думское большинство, меньше одного процента. Даже идиоты знают, что если выделяется менее десяти процентов расходной части,то эти богатства использовать невозможно.

Что касается военных. Хочу опять напомнить господину Исаеву, что в 1972 году лично министр обороны Гречко руководил тушением пожаров, в нем участвовало 100 тысяч военнослужащих. Только в Московской области было проложено 1300 километров трубопроводов! Сейчас в тушении пожаров участвовало 11 тысяч военнослужащих и в четырех областях проложили в десять раз меньше трубопроводов. Но самое печальное, что трубопроводные войска, которые спасали нас в Афганистане, которые помогали при ликвидации последствий землетрясения в армянском Спитаке, которые обеспечивали безопасность страны, разогнаны господином Сердюковым и не представляют единой системы. Но ведь это же стратегические резервы! Остановите вы этого дуролома!

Специально разбирался с тем, что произошло на сгоревшей базе ВМФ под Коломной. Каков итог реформы господина Сердюкова? От полного комплекта офицеров осталось четыре человека. Там имелась пожарная охрана, но ее упразднили. Там была система военизированной охраны, но ее полностью разогнали. И оставшиеся десять-пятнадцать человек корячились там две недели, спасая вверенный им объект. Позвонили заместителю министра, он приехал, посмотрел, потом пригнали из Москвы одну пожарную машину, которая уехала через четыре часа. И в результате спалили стратегическую базу. После чего сняли простых офицеров, которых на самом деле, наверное, надо было наградить.

Призываю партию власти: разберитесь с этим «сюжетом». Жалко солдат и офицеров.

Согласен с министром Шойгу в том, что в тушении пожаров участвовало много достойных людей, но сама обстановка сложилась так, что трагедия стала неизбежной. Один БАТ (большой артиллерийский тягач) мог бы спасти любую деревню, но их не было.

Наши предложения известны: прежде всего, это увеличение финансирования сферы национальной безопасности; принятие новых Земельного, Водного и Лесного кодексов; возвращение коллективных форм хозяйствования на селе. Без решения вышеперечисленных проблем пожары будут продолжаться в еще большем масштабе.

За представленное «Единой Россией» заявление мы голосовать не будем, оно беззубое и бесполое!

Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский:

Этим летом из-за аномально жаркой и засушливой погоды наша страна в буквальном смысле полыхала: пожары охватили значительные территории, огонь распространялся с огромной скоростью. Тысячи людей лишились крова, десятки погибли. Еще миллионы задыхались от едкого дыма — смог окутал ряд территорий Москвы и Московской области, а также некоторые другие регионы.

Тема пожаров стала главной на сегодняшнем пленарном заседании. Кто виноват в трагедии, случившейся этим летом? Что необходимо было предпринять, чтобы избежать беды?

Одна из главных ошибок – отсутствие налаженной системы оповещения населения. Следовало вовремя информировать людей о том, что надвигается огонь или смог. Что, громкоговорителей нет? Например, в Москве миллионы людей задыхались от дыма. Нужно было решить все информационные вопросы, объяснить жителям, как обезопасить себя, куда можно уехать. Извещение населения не осуществляли ни на одном телевизионном канале – только показывали пожары, усиливали стрессовую ситуацию! Почему, когда стоял смог, не запретили курение? Движение автотранспорта в столице? Единственное, что требовалось, – расторопность чиновников!

Почему губернаторы регионов, где полыхали пожары, не обращались за помощью? Они испытывали страх перед вышестоящей инстанцией. В таких случаях я предлагаю вводить в регионах режим ЧП и отстранять мэров и губернаторов, которые не выполняют свою работу добросовестно.

Возникшие пожары обнажили еще одну проблему - лесному хозяйству и пожарной охране уделяется недостаточно внимания, возник вопрос и с техническим оснащением служб. Наша страна обладает огромными запасами леса, а значит, должно быть создано отдельное ведомство — Министерство лесного хозяйства.

Анатоли Грешневиков, фракции Справедливая Россия:

Еще леса России не горели, но на заседании Государственной Думы при отчете правительства в апреле сего года я предложил премьеру В.В. Путину восстановить расформированную государственную лесную охрану, забрать управление лесами с регионов на федеральный уровень, так как страна катастрофически теряет лес и убытки от рубок - миллиардные. Премьер обещал рассмотреть эти вопросы на заседании правительства. Два месяца молчания правительства вынудили меня направить письма президенту и премьеру с рекомендациями по восстановлению масштабной государственной лесной политики. Через пару недель Путин вызвал к себе руководителя агентства лесного хозяйства Савинова и тот на всю страну заявил, что реформа лесного комплекса правильна, регионы и новоиспеченные арендаторы управляют лесами успешно, и лес наш в безопасности.

Выходит, фракция Справедливая Россия зря бьет тревогу и критикует Лесной кодекс.

Но лживые заявления правительственного чиновника опровергли буквально через два месяца жуткие лесные пожары, заставшие врасплох многие регионы страны.

При первых же очагах возгорания система управления показала свою беспомощность. Лес не только не кому было охранять, но и тушить.

Пожары заставили регионы в один миг понять, что лесная политика им не по плечу, хищнически рубить лес и продавать его за бесценок, это одно, а беречь от огня и заставлять арендаторов заниматься разделительными дорогами, минерализованными полосами, прокладкой просек, содержанием пожарной техники, сажать саженцы – это нечто другое, непосильное и второстепенное.

Пожары "отправили" в отставку Савинова и других чиновников, не имеющих никакого профессионального родства с лесом, таких как Глава Мослесхоза С.Гордейченко, готовых спасать лес от пожаров из-за рубежа.

Пожары заставили плакать народ, который на пепелище и на кладбищах вопрошал, как могла партия власти "Единая Россия" принять варварский Лесной кодекс, который позволил уничтожить отечественную систему лесного хозяйства, выбросил на улицу лучшие кадры, а это ни много ни мало, а 130 тысяч сотрудников лесной охарны. Реформаторы не побоялись уничтожить и самую эффективную в мире нашу авиационную охрану лесов, созданную в 1931 году.

Когда правительство отдавало русский лес на разграбление, оно еще не знало, что только за год хапуги арендаторы и чиновники-коррупционеры принесут бюджету страны около 3 миллиардов руб. убытка. Это от браконьерских рубок. А от пожаров ежегодный ущерб составляет около 40 миллиардов рублей.. Между тем, лес всегда давал весомый доход казне. Хищное, наплевательское отношение к лесу проявилось у высокопоставленных чиновников и тогда когда они обещали принять закон о запрете вывоза кругляка за рубеж, и тотчас забывали об этом, отменили высокие пошлины на вывоз кругляка, лишь бы угодить зарубежным партнерам-халявщикам. Проявилось это и во время пожаров, когда 3 августа с.г. правительство вдруг вспомнило про то, что 7 месяцев назад оно передало регионам полномочия по осуществлению пожарного надзора, а постановление о порядке осуществления пожарного надзора не утвердило. Вот вам и новоиспеченные кадры… Конечно, запоздавшее постановление подписали. Но забыли про другое, про то, что в этом году на охрану лесов в регионы спустили денег на 15 % меньше, чем в прошлом.

Пожары высветили бездарную и преступную реконструкцию лесного хозяйства, которая специально принималась для уничтожения крепкой, слаженной веками школы отечественного лесопользования, для массового сокращения нескольких десятков тысяч лучших лесников, для ликвидации лесной науки, скоординированной профессиональной защиты лесов, а также выхолащивания из сознания людей экологического понимания роли лесов, и все это проведено было в угоду некомпетентных чиновников, писавших Лесной кодекс, и безответственных бизнесменов-олигархов, жаждущих превратить лес в товар, в доллары, продать последний кедр, лишь бы разбогатеть любой ценой.

Пожары вынудили Президента подписать Указ, переводящий Рослесхоз в прямое подчинение правительству. Это, конечно, правильная, но полумера. Надеюсь, так понимает и Президент, ибо он признал, что действующая система охраны лесов «показала свои слабости», и дал указание новому главе Рослесхоза разработать за месяц программу по совершенствованию лесного хозяйства, пересмотреть численность работников лесного хозяйства, и самое главное - провести инвентаризацию законодательства о лесе, в первую очередь Лесного кодекса.

Пожары дали неуд правительству за борьбу а аномальными явлениями, и в первую очередь дали нелицеприятную оценку хвастовству Министра МЧС, заявившего о том, как его ведомство успешно справилось с природными пожарами. Стоило ему завить об этом, как через несколько дней огнем только в Саратовской и Волгоградской областях было уничтожено около 700 домов!. Это ли не свидетельство того, что МЧС оказалось не в состоянии оказать должное эффективное противодействие огню, что система предупреждения и противодействия стихийным бедствиям сегодня полностью разрушена. Лучше бы Шойгу доложил Путину и Медведеву, а также коллегам по правящей партии из «Единой России», почему у пожарных, ведомство которых он забрал под крыло МЧС, нет до сих пор в должном количестве пожарных рукавов, респираторов, бензопил, лопат, а 7 тысяч ранцевых огнетушителей было произведено лишь тогда, когда страну охватили пожары?!

Непонятно - по какой причине в МЧС, где только одних генералов больше 120-ти, не хватает квалифицированных и технически оснащенных пожарных. Почему нынешняя ситуация произвела эффект разорвавшейся бомбы, если только за последние десять лет подобные пожары полыхали как минимум трижды?!

Правительство обязано было знать о том, к чему приведет упразднение лесхозов, уничтожение Росавиации, какой трагедией обернется для страны потеря 35 тысяч пожарных машин, отсутствие в деревнях и дачных кооперативах противопожарных прудов. В огромной стране с миллионами гектаров леса функции охраны возложили на коммерческих пользователей! Более некомпетентного и недальновидного решения просто невозможно придумать и вина здесь лежит в первую очередь на руководстве МЧС и руководстве Минсельхоза, в ведении которого находилось агентство лесного хозяйства.

Пожары назвали причины, по которым им удалось так быстро уничтожить лес, погубить людей, спалить дотла населенные пункты. Этими причинами являются – принятие АнтиЛесного кодекса, который, напомню, был протащен в Думе исключительно усилиями "единороссов", закрытие Министерства леса и уничтожение в стране государственной экологической политики. И тут Президент, Правительство, Госдума должны задуматься серьезно над последствиями пожаров. Во избежание последующих трагедий нужно признать, что принятие нынешнего Лесного кодекса – это преступление перед лесом, перед жителями страны, перед будущими поколениями. Нужно незамедлительно восстановить Министерство леса и принять новый Лесной кодекс.

Но писать Лесной кодекс нужно поручить не безответственным и коррумпированным чиновникам и не коньюктурщикам-политикам, а профессиональным лесникам и экологам.

Однако, прежде чем депутаты Госдумы будут принимать Лесной кодекс среди них и прочих правительственных чиновников нужно провести экологический ликбез. Пора научиться воспринимать лес, не как товар и кругляк, а как единый живой организм. Надо заново сесть за учебники великого К.А.Тимирязева, и запомнить, как Отче наш, его слова о том, что «в природе все взаимосвязано и ничто не проходит бесследно. Уничтожили леса – понизили уровень грунтовых вод, обмелеют реки, ухудшится плодородие почвы, вымрут какие-то виды животных. В конечном итоге от того хуже станет людям».

Ученые уже подсчитали, что пожары сегодня нанесли ущерб экономике в размере 450 миллиардов рублей. Врачи дают свою горькую статистику – в Москве во время смога смертность только за сутки была в 4,5 раза больше. За июль дополнительная смертность в Центральном федеральном округе составила от 45 до 60 тысяч человек.

Пора ученым заявить о другом страшном ущербе – экологическом. Не подсчитан ущерб животному и растительному миру, насекомым, микрофлоре, то есть всей сложной и хрупкой экосистеме леса. Здесь и Минсельхоз должен посчитать ущерб, ибо лесная экосистема предотвращает засухи и ураганы, обеспечивает дожди.

Нынешние лесные пожары это серьезный вызов природе, а значит здоровью людей. Это серьезный тревожный звонок грядущего апокалипсиса. Климат будет меняться еще быстрее. Землю будет мучить засуха. Наука вопиет: чем меньше леса – тем меньше дождей.

Если мы хотим, чтобы природа нам не мстила за наши алчность, безответственность, за антиэкологическую политику надо срочно пересмотреть отношение хотя бы к лесу. Лес – это климат, лес – это кислород, лес – это вода, лес – это среда обитания животных, лес - это ретранслятор влаги и природный кондиционер, лес – это просто жизнь и здоровье людей.

Нам срочно нужен закон о защите водно-болотных угодий, ибо болота – это вторые легкие планеты, это могучий поставщик кислорода после леса и океана, это серьезный регулятор водообмена с атмосферой.

Срочно нужно принять специальную программу по восстановлению леса. То, что сгорело, а по сведениям с регионов - пройденная пожарами лесная площадь превышает 6 миллионов гектаров, теперь 10 лет не хватит, чтобы восстановить. Сгоревшие площади надо расчистить, окультивировать до следующего сезона, иначе там заведутся жуки-короеды, которые нанесут урон оставшимся деревьям. Не тронутый огнем лес заболеет. И нас ожидают новые экологические потери.

Конкретные предложения фракции Справедливая Россия:

1. Восстановить единый полноценный государственный орган управления лесным хозяйством страны в ранге министерства.

2. Восстановить федеральный контроль управления лесами, в составе которой обязательно предусмотреть отсутствующую ныне единую систему мониторинга и тушения лесных пожаров

3. Восстановить единую государственную систему лесной охраны, обеспечить космическое наблюдение в пожароопасный период, а также обеспечить постоянное авиапатрулирование. Сегодня один инспектор Росприроднадзора обслуживает 300 тысяч га леса. Ему это не под силу.

Если мы хотим видеть Россию не пустыней, а лесной державой, если мы хотим спасти климат, а не привести его в негодное состояние, если мы хотим чтобы наши крестьне, наши поля забыли, что такое засуха, - мы должны, мы обязаны сделать то, что предлагает фракция Справедливая Россия.

Источник:

НИА-ПРирода из официальных источников

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru