Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




«Для России как для морской державы вопросы рыболовства очень важны»

25.08.2010

В ходе свой рабочей поездки на Дальний Восток Председатель Правительства России В.В.Путин 24 августа посетил Южно-Камчатский федеральный заказник. В.В.Путин объехал заказник на катере по Курильскому озеру, часть пути Глава Правительства лично управлял судном. Как рассказал Премьеру директор заказника Т.И.Шпиленок, приходящие сюда на нерест до 2 млн особей лосося позволяют восполнить тот объём рыбы, который добывается в промышленных целях.

Премьеру показали места в заказнике, где медведи охотятся на лосося. В.В.Путин спросил, насколько актуальной является проблема браконьерства и сколько, по мнению специалистов, браконьеры истребляют медведей за год на Камчатке? Директор заповедника ответил, что дать оценку сложно, но приблизительно это около 600 особей. По его словам, в 2007 году в районе поселка Озёрный был задержан контрабандный груз, содержавший 400 медвежьих лап - соответственно, браконьеры убили порядка 100 медведей. Тем не менее за счёт режима федерального заказника в его границах сформировалась самая большая охраняемая популяция бурых медведей в мире, которых к берегам озера привлекает изобилие рыбы.

Всего на Камчатке обитает около 19 тыс. бурых медведей, что составляет 5% от популяции всех медведей мира.

Южно-Камчатский заказник - часть Кроноцкого заповедника, окружает Курильское озеро, которое образовалось более 8 тыс. лет назад в результате мощного вулканического извержения. Курильское озеро - крупнейшее в мире нерестилище лосося. Из озера вытекает единственная река Озёрная, по которой в него из Охотского моря приходит нерка.

В тот же день 24 августа в ходе поездки по Камчатскому краю В.В.Путин побывал на рыболовецком траулере «Михаил Старицын» и побеседовал в кают-компании с рыбаками. В ходе беседы с рыбаками В.В.Путин сообщил, что в ближайшее время судам, осуществляющим ловлю в прибрежных водах, будет разрешено выходить на промысел в исключительную экономическую зону РФ, - соответствующее решение будет оформлено постановлением Правительства в течение недели. Как отметил глава Правительства, это решение уже получило поддержку на заседании Правительственной комиссии 17 августа. Вместе с тем, по словам В.В.Путина, чтобы не нарушить биологический баланс, крупным рыболовецким судам будет по-прежнему запрещено осуществлять промысел в прибрежной зоне.

В.В.Путин сообщил, что Правительство намерено ускорить строительство пограничной инфраструктуры, необходимой для оформления улова, «передвинув» финансирование этого инфраструктурного проекта на конец 2010-начало 2011 года. Как заявил также Премьер, Правительство приняло решение об упрощении санитарного контроля в рыбопромышленной отрасли.

В.В.Путин: Я хочу ещё раз вас поприветствовать, добрый вечер! У вас здесь поздновато. Мы сейчас пока ощущаем себя по московскому времени, не перейти пока с московского времени.

Вы знаете, что мы достаточно регулярно обращаемся к проблемам отрасли, наверняка вы это видите, слышите: это вас касается напрямую, это ваша работа, ваша жизнь. Хотел бы отметить, что видим отдачу от такого внимания - рыбаки показывают всё лучшие и лучшие результаты. Если в прошлом году у нас, несмотря на так называемый глобальный кризис, везде было приемлемо, но всё-таки с потерями, то в рыбной отрасли, наоборот - рыбаки сработали с плюсом. Общий объём роста составил более 9%.

В этом году за первое полугодие текущего года рост составил уже девятнадцать с лишним процентов. Если в прошлом году вы добыли, по-моему, 3,5-3,7 млн тонн, то в этом году за первое полугодие - уже 2,5 млн тонн, то есть прогресс очевидный. Есть вопросы, которые мы за последнее время, я считаю, решали и продвинулись в их решении. Есть наверняка и те, которые нужно ещё дополнительно рассмотреть, вместе с вами их проанализировать и двигаться дальше в принятии этих решений. Это касается и снятия различных административных барьеров, это касается и совершенствования правовой, законодательной базы, это касается и финансовых условий деятельности.

В общем, мы сегодня и с руководителями различных регионов, которые имеют прямое отношение к отрасли, и с руководителями соответствующих ведомств будем обсуждать темы, ради которых мы с вами здесь сегодня собрались.

Но перед тем, как встретиться с ними и поговорить уже на официальном уровне, я попросил встречи с вами, с тем чтобы вас послушать, послушать тех, кто непосредственно работает на судах, в отрасли. Если у вас есть какие-то соображения, озабоченности, замечания, предложения - пожалуйста, сформулируйте их. Мы будем это иметь в виду на сегодняшнем совещании.

Вот, пожалуй, и все мои вступительные слова. Я «шайбу» вам хочу перебросить. Пожалуйста, прошу вас.

Вопрос: Владимир Владимирович, большое спасибо Вам за то, что Вы оказали помощь, поддержку в решении проблем по ярусному флоту. Теперь мы можем выходить в море и заниматься промыслом, зарабатывать деньги, обеспечивать свои семьи. Тем не менее 5 из 12 ярусоловов стоят на сегодняшний день у пирса. Нам объясняют это тем, что отсутствует квота на вывод. Что возможно предпринять, чтобы эти суда, наконец, смогли приступить к промыслу?

В.В.Путин: Если я Вас правильно понял, то речь идёт о тех судах, которые были приобретены в рамках немецкого кредита?

Реплика: Абсолютно правильно

В.В.Путин: Их всего 27, насколько я помню?

Реплика: Да, 27.

В.В.Путин: Значит, 12 из них уже оформлены, 7 сейчас находятся в море и работают. Пять из них пока действительно ещё не работает. Вопрос - и в квотах, и в окончательном оформлении акцизов. Часть из них... Вот сколько у нас? 12 здесь, а всего 27 - значит, 15 еще за границей - в портах Китая и Южной Кореи и нужно их переводить сюда. Кстати говоря, и Вы наверняка это знаете, когда был получен кредит по немецкой кредитной линии под гарантии Правительства Российской Федерации, суда были приобретены, но не были зарегистрированы в Российской Федерации, а были зарегистрированы за границей, в частности на Кипре. Потом они оказались в портах Китая и Южной Кореи. Мы сейчас создаём условия для того, чтобы рыбаки работали здесь, под нашим флагом и только под нашим флагом имели возможность получать эти квоты. Квоты достаточно большие, мы делали это тоже по вашей просьбе, с тем чтобы эти квоты можно было использовать при закладке судов и приобретении другого оборудования, с долгим циклом изготовления. Надеемся, что и оставшиеся суда тоже будут переведены под российский флаг, вовлечены здесь и начнут нормально работать. Да и деньги надо возвращать, конечно, кредитные. Но мы договорились о том, что мы создадим комфортные условия для возврата. Там на сегодняшний день, я знаю, собственники просили рассрочку 20 лет - им предоставили рассрочку на пять лет. Причём если обслуживание кредита будет идти без сбоев, то будут списаны все пени и штрафы.

Это очень, я бы сказал, дружественный, льготный режим. Нужно просто работать. Что касается квот, то вопрос, конечно, вроде бы простой, их нужно просто где-то взять. Здесь руководитель Росрыболовства сидит, я ему уже такое поручение давал. Как обстоят дела сейчас?

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, квоты у нас разделены все, 100%, на 10 лет, поэтому решение по пяти ярусоловам предлагается такое: надо дать поручение Внешэкономбанку и разрешить ему передать эти суда другим компаниям Дальнего Востока или Камчатки, или эти суда продавать. Потому что у нас нет квот по прилавкам, мы не можем достать и «Акросу» отдать.

В.В.Путин: Вы все распределили уже на 10 лет?

А.А.Крайний: До 2017 года распределены все квоты. Причём эта мера, которая была предпринята, - мы принимали решение, рыбаки не дадут мне соврать, - это дало горизонт планированию компании.

В.В.Путин: Я знаю, это по их просьбе было сделано.

А.А.Крайний: И инвестиции пошли в отрасль. И вот здесь, даже на Камчатке, мы подготовили альбом, что за последние два года сделано, - это абсолютно была правильная мера. Но досталось «Акросу»: не хватает квот - это действительно правда. Для того чтобы обслуживать кредит, надо работать семью судами, а пять судов надо передать другим компаниям Камчатки.

В.В.Путин: Но можно это сделать на условиях лизинга, аренды...

А.А.Крайний: Совершенно справедливо.

В.В.Путин: Необязательно продавать.

А.А.Крайний: Нет, их можно передать в аренду, конечно, но это должен разрешить Внешэкономбанк.

В.В.Путин: Росрыболовство уже никакое перераспределение квот не планирует?

А.А.Крайний: Нет. Я Вас уверяю: все, кто сидит за этим столом, вообще все рыбаки России, будут категорически против предложения переделить квоты. Коллеги, я, по-моему, всё правильно говорю, да?

В.В.Путин: Вы хотите сказать, что те, кто оказался за границей, те просто...

А.А.Крайний: Нет-нет, у этих компаний, которые оказались за границей, есть квоты, Владимир Владимирович. Проблема с квотами не решена только по пяти ярусоловам. У тех 15 стеркодеров, которые находятся в Циндао и в Пусане есть квоты, их надо просто вернуть сюда, дать российскую юрисдикцию, дать российский флаг, и они будут спокойно работать. У этих компаний квоты есть.

В.В.Путин: Пускай приходят и работают. Они же стоят в море, насколько мне известно, с 2005 года вообще в море не выходят. Они просто будут потеряны, и всё.

А.А.Крайний: Сейчас Сахалин работает. Вы давали поручение губернатору Сахалина А.В.Хорошавину совместно с Внешэкономбанком этот вопрос проработать. Насколько я знаю, эта работа идёт, и, думаю, в течение недель этот вопрос будет решён.

В.В.Путин: Вот с этими судами, которые здесь стоят, - это вопрос только флота, да?

А.А.Крайний: Да, все суда в российской юрисдикции, под российским флагом.

В.В.Путин: Надо помочь.

А.А.Крайний: Здесь было легче: они не уходили с Камчатки, они все стоят здесь.

В.В.Путин: Все равно.

А.А.Крайний: Почему Внешэкономбанк тяжело идёт на решение торговых судов, которые находятся в Корее или в Китае? Потому что есть опасения, что как только мы снимем обеспечение, залог с этих судов, для того чтобы перевести в российский реестр...

В.В.Путин: ...они будут проданы.

А.А.Крайний: ...могут возникнуть так называемые требования третьих лиц.

В.В.Путин: А здесь какая проблема? Сами судовладельцы не против передать их в лизинг, аренду?

А.А.Крайний: Нет. Судовладельцы готовы эти суда эксплуатировать, их только надо сюда привезти.

В.В.Путин: Нет, нет. Я имею в виду те пять, которые здесь находятся.

А.А.Крайний: Я разговаривал с владельцем этой компании, они готовы.

В.В.Путин: Дело в решении со стороны Внешэкономбанка?

А.А.Крайний: Да.

В.В.Путин: Он должен дать такое решение? Хорошо. Обсудим.

А.А.Крайний: Более того, на Камчатке уже есть компания, которая готова взять один ярусолов в аренду и его эксплуатировать.

В.В.Путин: Хорошо. Я с руководством Внешэкономбанка поговорю.

Реплика: Суда в нормальном техническом состоянии, готовы в принципе к выходу в рейс, если будут в наличии квоты.

В.В.Путин: Хорошо. Обязательно переговорю с руководством Внешэкономбанка. Так, пожалуйста.

Вопрос: Владимир Владимирович, в последнее время много говорят о расширении зоны промышленного прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке. Конечно, это будет очень выгодно тем предприятиям, которые имеют свою перерабатывающую базу на берегу. Скажите, пожалуйста, какие будут изменения в правилах промышленного рыболовства в этой области?

В.В.Путин: Этот вопрос рыбаки ставили уже неоднократно, в том числе и рыбаки Дальнего Востока. Мы такое решение уже приняли по Баренцеву морю. Такое же решение фактически уже принято и в отношении Дальнего Востока, в том числе Камчатки. Совсем недавно, по-моему, 17 августа состоялось заседание соответствующей комиссии, которая приняла положительное решение. Решение заключается в том, чтобы разрешить тем, кто работает в прибрежной зоне, выходить в исключительную экономическую зону для работы.

Это решение будет оформлено постановлением Правительства Российской Федерации буквально в течение недели-десяти дней. Но решение принято.

Да, но это не значит, что обратно можно заходить большими судами.

Реплика: Нет, про это разговор не идёт. Большие суда нельзя пропускать, это я как раз прекрасно понимаю.

В.В.Путин: Как раз комиссия, когда принимала такое решение, она из этого и исходила. Чтобы не нарушить биологический баланс в прибрежной зоне. Тем, кто работает в прибрежке, можно выходить и осуществлять там лов, а крупные суда всё-таки не должны заходить со своими крупногабаритными снастями в прибрежную зону для лова.

В.П.Васильев (капитан траулера «ХХ съезд ВЛКСМ»): Владимир Владимирович! Такой вопрос у рыбаков: в январе 2009 года вышло постановление о том, что вся продукция, которая выработана исключительно в зоне добычи, должна проходить через ближайший русский порт. У нас на Камчатке только один порт - это Петропавловск-Камчатский. Допустим, с Берингова моря четыре дня до Петропавловска, день на решение всех этих проблем открытия границ и два дня - возвращаться на приёмку груза с дальневосточного побережья, то есть потеря - семь суток. Это очень большие потери в экономике любого рыбацкого предприятия.

Неоднократно наши рыбаки собирались с администрацией Камчатского края. Решение этой проблемы мы, рыбаки, выдвигали - это открытие новых восточных побережий: залив Корфа и Тиличики. Пусть это будет некрупный порт, но хотя бы на время промысла, то есть на начало навигации - с мая по октябрь. Западное побережье Камчатки - это Усть-Хайрюзово, Октябрьский и Озёрная. Выдвигались такие предложения. Но структура пограничников - это отдельная, серьёзная структура, поэтому они пока на это дело не идут.

В.В.Путин: Идут.

В.П.Васильев: Я так думаю, что без Вашей помощи не добиться.

В.В.Путин: Я только что разговаривал по телефону с руководителем Пограничной службы. Я представлял себе, что такая тема может быть поднята в ходе нашей беседы. Я с ним разговаривал. Он сказал: мы не возражаем, вопрос - в капитальных вложениях: нужно строить пограничную инфраструктуру.

В Пограничной стратегии, в развитии пограничной инфраструктуры страны, предусмотрено такое строительство и на Камчатке, но, к сожалению, там, по-моему, с 2013- 2014 года. Мы передвинем, вопрос - в финансировании. Я постараюсь «передвинуть» деньги на конец этого - на начало следующего года, с тем чтобы начать строительство таких пограничных пунктов для обслуживания судов.

В.П.Васильев: Спасибо.

В.В.Путин: Но пограничники не возражают. Они понимают и знают.

В.П.Васильев: Дело в деньгах.В.В.Путин: Дело в том, что там нужно людей разместить, оборудование поставить, нужно, чтобы место было, где они могут работать, это всё понятно. Я не думаю, что это так уж дорого, мы постараемся деньги «передвинуть» на это.

Вопрос: Владимир Владимирович, такой у меня не вопрос - пожелание. У фирмы есть квоты во внутренних морских водах (терводах) и в исключительно конвенционной зоне. Суда - вот у нас, например, восемь типов судов, шесть имеют право работать и там и там. Но вот эта проблема - постоянное оформление с пограничниками - 560-й приказ от 2007 года. За трое суток подаётся заявление с соответствующими документами. Три рабочих дня рассматривается, потом даётся разрешение или отказ. Получаем разрешение, вызываем наряд, наряд приезжает, оформляет судно, судно выходит. Работает сутки, двое, приходит назад. Вызываем за четыре часа наряд. Наряд опять осматривает судно, даёт разрешение выгружаться, выгружаем рыбу-сырец, потом опять наряд вызываем, опять оформляется, опять судно уходит. Здесь очень большие потери идут.

В Советском Союзе таких проблем не было. Судно оформлялось (портнадзор, карантинные власти, портконтроль) и идёт: работайте здесь или в Охотском море, в Беринговом море - всё, работай. А здесь выходит, что маленькие суда, большие суда оформляются дольше, чем судно, которое оформляется и идёт в инпорты или работать в зоны иностранных государств. Как бы этот вопрос решить, снять вот эти ограничения?

В.В.Путин: Там нужно два решения принять: нужно сделать дополнение в действующее законодательство «О границе» и поменять то распоряжение Правительства, о котором Вы упомянули - тоже внести туда дополнения.

Речь идёт об уведомительном порядке пересечения госграницы. В целом, пограничники тоже не возражают. К 1 сентября обещали внести проект закона. Один из предметов моих разговоров с погранслужбой сегодня был как раз этот. Я вам расскажу больше: они уверяют, что проект закона находится уже в Правительстве, но я пока его там не видел. Но мы с этим разберёмся. В любом случае, они обещали до 1 сентября этот проект внести.

Реплика: Это было бы хорошо.

В.В.Путин: Единственное, о чём бы я хотел сказать, чтобы вот этот уведомительный принцип пересечения госграницы не использовался крупными судами для ловли рыбы в прибрежной зоне. Понимаете, что я имею в виду? Я уведомляю: я иду для разгрузки либо для дозаправки. Пересёк эту прибрежную зону, тралы выпустил и начал работать.

Реплика: Есть такой приказ Федерального агентства - перечень судов, которые имеют право работать...

В.В.Путин: Понятно, мы же вас не проконтролируем, вы тралы выпустили или нет, мы же не знаем.

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, это так быстро не выпустишь, так быстро не соберёшь. И рыбаки знают: сегодня квоты дали на 10 лет, нарушил правила рыболовства - жёлтая карточка на первый раз, на второй - красная. Лишаем квот.

В.В.Путин: Ну, хорошо. Если руководитель ведомства так считает.

А.А.Крайний: Я считаю, что они не будут плавать.

В.В.Путин: Ну и всё. Сейчас пограничники вносят закон, мы примем решение - изменим постановление Правительства, если вы все согласны, мы так и сделаем. Мы же стараемся защитить ваши интересы. Иногда государство делает это с излишней прытью, создаёт условия для коррупции и неразворотливости, излишних административных барьеров, но мы, как видите, пытаемся что-то с этим делать в последнее время. Будем двигаться в этом направлении.

Реплика: Просто здравый смысл это подсказывает сделать.

В.В.Путин: Понимаете, ведь когда я подписываю соответствующие документы, я же опираюсь на мнение специалистов. И когда специалисты говорят, что нет, нельзя крупными судами ловить в прибрежной зоне, иначе мы всё вычерпаем, уничтожим, вот как японцы у себя всё вычерпали...

Реплика: Нужно вводить систему мониторинга.

В.В.Путин: Система есть. А рыбы... У них тоже система есть, сейчас капитан показывал: вся техника японская на этом судне стоит. А рыбы у них там нет, и крабов всех уничтожили, всё подчистую вычерпали. Нам просто аккуратнее нужно с этим быть. Что касается этих избыточных административных барьеров, я с вами полностью согласен.

Реплика: Как бы цель-то одна: эффективность использования флота. Правильно? Зачем трое-четверо суток куда-то бежать, когда ты вот подошёл... Это безопасность.

В.В.Путин: Будем работать в этом направлении. Пожалуйста, ещё какие есть пожелания?

Вопрос: Владимир Владимирович, сегодня при отгрузке продукции на внутренний рынок приходится проходить очень сложный ветеринарный контроль. Очень большие затраты. Высокие требования контролирующего органа, экспертизы. И порой, естественно, нам легче отправить продукцию - и дешевле, и быстрее - за рубеж, чем на внутренний рынок. Можно ли избежать и снизить затраты, в частности по ветеринарному оформлению?

В.В.Путин: Можно. В целом решение тоже принято у нас по этому вопросу, дооформим в ближайшее время. Эта система начнёт работать. В чём она заключается? От района промысла до берега эту функцию будет исполнять Росрыболовство. От берега до потребителя - Роспотребнадзор. Всё.

Реплика: Получается на оформление одного парохода уходит до 100 тыс. рублей. Только на оформление одних документов.

В.В.Путин: И хочу отметить, что такой порядок, по сути, мы будем внедрять по вашей рекомендации, по рекомендации самих рыбаков.

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, документы в Правительстве все. Сессия откроется - мы сейчас ждём просто начала работы Госдумы - и вносим в Госдуму законопроект.

Реплика: Невозможно работать.

Реплика: Когда ветеринарный контроль - здесь мы предъявляем продукцию, получаем разрешение - и всё. Везём во Владивосток - там не принимают эти документы...

В.В.Путин: Вот для этого мы стараемся упростить, внести соответствующие изменения в действующее законодательство - два органа, которые будут принимать окончательное решение. Повторяю: от промысла до берега - Росрыболовство, от берега до потребителя - Роспотребнадзор. И всё. Одно решение для всей продукции.

Е.Л.Садовников (капитан траулера «Михаил Старицын»): Владимир Владимирович, вот мы сейчас прошлись по пароходу. В общем-то, основу всего промыслового флота сейчас составляют суда этого поколения - разных типов, но поколение одно. Они устарели как морально, так и физически. Ну а это, естественно, влечёт за собой... Мы должны за ними как-то следить, вкладывать в судоремонт, мы должны вкладывать в модернизацию, чтобы увеличивать мощности для конкурентоспособности. К примеру, вот это судно потребляет в сутки 18 тонн мазута. Это много, конечно.

Да, в эти два кризисных года Правительство, конечно, помогало по выплате тех же лизинговых платежей, части их, процентов по кредитам. Будет ли Правительство далее помогать нам в этом направлении? Будет ли Правительство нам помогать в осуществлении, может быть, программы судостроения? Но опять же хотелось бы, чтобы это было, если отечественное, то конкурентоспособное судостроение, потому как мы, в общем-то, привыкли работать на хорошей аппаратуре и хотелось бы работать экономически целесообразно. Сейчас очень большие затраты. Как Правительство видит помощь нам? Мы сами, нашими средствами, не справимся.

В.В.Путин: Евгений Львович, мы исходили из этого в 2009 году, когда было всем тяжело, в том числе рыбакам. Вы правильно заметили: мы субсидируем кредитные ставки по кредитам, которые берутся для приобретения судов, оборудования и так далее. Субсидируем выплаты по лизинговым платежам и так далее. Это всё у нас заложено в Федеральную целевую программу, которая будет работать до 2014 года. У нас предусмотрено на это, по-моему, 32 млрд рублей. Эта программа будет работать.

Что касается субсидирования, то на 2009 год было заложено, на 2010-й есть и на 2011 год тоже будет заложено. Сколько там, не помните?

Реплика: На 2011 год заложено порядка 700 млн на выплату двух третьих ставки.

В.В.Путин: Да, значит, если 700 млн, то я могу сказать, что в 2009 году это было чуть побольше 1 млрд - 1,07 млрд рублей. В 2010 году - это 600 млн, а в 2011-м - значит, будет чуть больше, чем в этом.

Реплика: Владимир Владимирович, причём многие регионы две трети субсидируют, а многие регионы, допустим Камчатка, субсидируют одну треть ещё - получается 100%. В.В.Путин: Евгений Львович интересовался тем, что будет делать Правительство. Так что это будем делать. Вопрос строительства современных судов - это, конечно, капитальный вопрос, очень сложный, большой. Для этого мы пошли на выдачу квот на 10 лет, с тем чтобы можно было вот это квотирование использовать для работы с банковскими учреждениями.

Я думаю, что Евгений Львович прав. Надо продумать дополнительные меры поддержки по рыболовному специальному судостроению. Это, кстати говоря, та ниша, которую мы вполне можем заполнять, - по судам крупного тоннажа. В Южной Корее есть, в Пусане, а у нас нет - это, собственно, в мире мало где есть. А вот по рыболовецким судам мы точно можем делать современные суда. И это должна быть отдельная программа в рамках работы вновь созданного общества - акционерного, государственного.

Е.Л.Садовников: Владимир Владимирович, в продолжение этой небольшой темы. Вот проходит 10 лет, на которые мы получили наши квоты. Нас немножко пугает такая постановка вопроса, что по истечении этого срока квоты будут разделяться при условии закупки, скажем так, спонсирования нашего судостроения, которое, к сожалению, сейчас неконкурентоспособно. Мы уже убедились, что лучше именно здоровая конкуренция, и на данный момент дешевле и экономически выгоднее покупать за границей, к сожалению.

В.В.Путин: Евгений Львович, у нас этот вопрос носит универсальный характер. То же самое мне говорят наши авиационные перевозчики. Говорят: дайте нам возможность покупать «Аэрбасы» и «Боинги», обнулите ввозные таможенные пошлины на авиационную технику. Уважаемый Евгений Львович, если мы так сделаем грубо - у нас никогда не будет своего собственного авиастроения, Россия утратит все навыки и компетенцию в этой сфере. Поэтому здесь должна быть такая золотая середина. Нужно на каком-то этапе позволять что-то закупать по импорту, но сказать потенциальным заказчикам, что в такие-то сроки будет вот такая программа по отечественному судостроению, и мы будем постепенно закручивать, закручивать и закручивать гайки, связанные с завозом импорта. То же самое, что мы делаем по автомобильной технике. Мне кажется, аналогичным образом надо поступать и в этой сфере.

Е.Л.Садовников: Тогда понятно, по принципу американского кризиса, Be american - buy american. Но мы за нашего производителя. Всеми руками «за».

В.В.Путин: Евгений Львович, я и говорю, что на каком-то этапе можно и нужно разрешать покупать, но должен быть определенный горизонт планирования и у судостроителей и у потребителей судостроительной техники. Все должны знать, с какого времени для них будут создаваться, прямо скажем, преференции по мере роста качества их продукции.

Реплика: Владимир Владимирович, у нас в самом начале лета во Владивостоке проходило большое совещание, были рыбаки со всей России. У нас уже есть проекты, новые проекты, совместные российско-норвежские. Договорились о том, что сначала, в первые годы, нужно беспошлинно ввозить технологическое оборудование, которого мы пока не делаем. Но надо строить у нас и надо просто привлекать импортные технологии.

В.В.Путин: Вот сейчас мы собираемся две верфи закладывать, одна верфь с японцами, другая - с южнокорейцами. Там современные технологии, современное оборудование.

Реплика: Да, вот и решение. Сюда привлекать норвежцев, испанцев, корейцев.

В.П.Васильев: Владимир Владимирович, такой вопрос. В недавнем прошлом наш флаг, страны нашей, во всех океанах был. В настоящее время мы потеряли, насколько неизвестно, этот приоритет в рыбалке. Надо там ловить рыбу, а свою рыбу мы всегда выловим. Как страна наша думает на счёт этого?

В.В.Путин: Молодец, Владимир Петрович, правильно! Надо сначала съесть у соседей, а потом своё.

В.П.Васильев: Суда нужны, новые суда. И государственная поддержка.

В.В.Путин: Видите, мы и так стараемся поддерживать. Всё это субсидирование стоит немалых денег для государственного бюджета.

А.А.Крайний: Коллеги, если позволите, я несколько слов скажу. Во-первых, мы ничего не потеряли, слава Богу. Мы со всеми странами переподписали соглашения - и с Марокко, и с Мавританией, и в Африке, с Намибией...

В.В.Путин: Они, кстати, и ведут себя очень по-дружески, по-товарищески...

А.А.Крайний: Причём намибийцы до сих пор помнят о том, как мы помогали им, когда они боролись с ЮАР, то есть у нас хорошие отношения. Мы сейчас восстановили свое присутствие в Центрально-Восточной Атлантике в полной мере. Вот сейчас с Перу будем подписывать соглашение, в перуанскую зону пойдём. У нас сейчас в Перу идёт научное судно. Но, конечно, нужен новый флот... И, конечно, государство нас будет поддерживать. Но, Владимир Владимирович, свою зону мы всегда успеем поэксплуатировать. То, что мы сейчас все навалились на 200-мильную зону, свою собственную, - она, конечно, богатая: и Баренцево, и Берингово море, -но эксплуатировать так - это подрывать свою зону. Надо ловить в других краях. Мы там ничего не потеряли с точки зрения международной практики - мы переподписали все соглашения.

Е.Л.Садовников: Владимир Владимирович, вот такой вопрос, может, не очень актуальный, но за державу обидно. Мы смотрим телевизор, наблюдаем, как награждают наших заслуженных людей - артистов, спортсменов. Вот здесь представители разных предприятий, скажите, кого когда наградили за последние лет 10, а то и 15 правительственными наградами? - рыбаков я имею в виду. А заслуженных людей у нас много.

В.В.Путин: Я могу вам прямо сейчас показать, кто в этом виноват.

А.А.Крайний: Владимир Владимирович, только когда будете показывать, не ошибитесь, пожалуйста. Потому что я представляю губернатора.

В.В.Путин: Почему это Вы - губернатор? Вы же руководите отраслью.

А.А.Крайний: Я представляю по процедуре. Но я вам могу сказать, коллеги.

В.В.Путин: Ну и губернатор здесь, можно и на него тоже показать.

А.А.Крайний: Камчатка в этом смысле действительно край обделённый. Но, справедливости ради, только что Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым были подписаны Указы. Награждена большая группа калининградцев, мурманцев и большая группа приморцев. Поэтому нужно вам, вашим профсоюзным организациям, вашим региональным директорам...

В.В.Путин: Ну что они скажут: наградите меня, я хороший?

А.А.Крайний: Директор предприятия должен подавать...

В.В.Путин: Секундочку! Это вы как руководитель отрасли, губернатор, должны смотреть, что происходит на судах.

А.А.Крайний: Согласен. По Камчатке подготовим проект указа. Но это единственный регион, кстати, сейчас остался. Вопрос такой поднимался год назад, и мы достаточно оперативно отреагировали. Потому что у нас раньше, конечно, и капитаны были герои соцтруда, а лодки были действительно заслуженными. Это влияет на имидж отрасли, потому что работа очень тяжёлая. Поэтому упрёк принимается, проект указа будет подготовлен.

В.В.Путин: На самом деле, Евгений Львович поднял важный вопрос. Это для порядочного человека моральный стимул, часто бывает важнее материального.

А.А.Крайний: Согласен. Владимир Владимирович, мы большое количество и на Камчатке ведомственными наградами награждаем. У нас есть и знак ветерана рыбной отрасли, и медаль двух степеней, и грамоты почётные, и благодарности. Ко Дню рыбака, например, по отрасли 1150 человек наградили ведомственными наградами.

В.В.Путин: Я во всяком случае вам очень благодарен за сегодняшнюю беседу.

Голоса: Спасибо вам.

В.В.Путин: Большое вам спасибо.

***

Затем Председатель Правительства России провёл в Петропавловске-Камчатском совещание «О мерах по развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». Он обратился к собравшимся с вступительным словом:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

В этом году мы с вами обращаемся к проблемам рыбной отрасли достаточно регулярно, как и на протяжении последних двух или трех лет. И надо сказать, что отрасль отвечает нам позитивной работой. На июль этого года общий вылов водных биоресурсов составил около 2,5 млн тонн - это больше, чем за аналогичный период прошлого года, то есть положительная динамика налицо: примерно на 160 тыс. тонн выловили больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако, как мы все хорошо понимаем, хороший улов - это только начало. А за ним следует целая производственная цепочка - переработка, транспортировка, реализация. В конечном счёте главный показатель успеха - это рост доли отечественной продукции на нашем собственном рынке.

В 2009 году, для справки, доля отечественной продукции в потреблении составляла 72,4%, а к 2014 году она должна увеличиться как минимум до 80,5%.

Вопросы развития рыбохозяйственного комплекса для нас являются одним из приоритетов. Несмотря на то, что возможности федерального бюджета ограничены, мы приняли решение сохранить объёмы финансирования отраслевой Федеральной целевой программы (это свыше 32 млрд рублей) и приняли решение продлить её ещё на один год, до 2014 года включительно.

Мы субсидируем, как вы знаете, кредиты, которые предприятия взяли на строительство и модернизацию судов, на развитие инфраструктуры переработки и хранения рыбопродукции. Средства направляются и на создание специализированных рыбных рынков в российских регионах. Кстати, было бы любопытно услышать сегодня, где планируются первые такие рынки. Руководители отрасли имеют на этот счёт определённые планы.

Подчеркну: решая проблемы рыбохозяйственного комплекса, Правительство поддерживает постоянный диалог с предприятиями и отраслевыми объединениями, стремится максимально учитывать их пожелания и их экономическое положение и оказывать содействие в реализации деловых инициатив и планов развития. Например, по просьбе участников рынка было принято решение о расширении района прибрежного рыболовства в Баренцевом море, да и здесь принимается такое решение. Мы 17 августа на заседании комиссии такое решение приняли, сейчас уже оформим его в решение Правительства.

Также весьма полезным оказалось апрельское совещание в Мурманске, в ходе которого был поставлен ряд вопросов, связанных с устранением избыточных административных барьеров и совершенствованием системы государственного управления в отрасли. В результате мы вышли на конкретные решения. Речь идёт об отмене таможенного оформления добытой продукции при ввозе её на территорию России. Мы вот только сейчас, перед нашим совещанием, ещё раз посоветовались, и, по мнению экспертов, достаточно будет принять дополнительно ещё одно постановление Правительства, для того чтобы снять взимания таможенных платежей за ввозимую морскую биологическую продукцию. Мы уберём таможенный сбор.

Это действительно несправедливо, когда в нашей исключительной экономической зоне рыбаки ловят рыбу, а потом платят таможенный сбор, как будто это какая-то импортная продукция. Чушь какая-то! Абсолютно с этим согласен. Это надо будет устранить.

Но, видимо, нужно будет внести ещё и соответствующие поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Думаю, что наши казахстанские и белорусские коллеги возражать не будут, потому что для них это вообще никакого интереса не представляет.

И необходимо оптимизировать государственный ветеринарный контроль. Я только сейчас с рыбаками встречался, и они этот вопрос ещё раз поставили. Я и им сказал: у нас это решение практически принято. И хочу здесь вас проинформировать: мы устраним всякие дополнительные виды контроля. От места промысла до берега все нормы санитарного контроля будет контролировать Росрыболовство, а от берега до потребителя - Роспотребнадзор. Кроме того, мы договорились создать действенную систему мониторинга производства рыбной продукции.

И просил бы сегодня представителей заинтересованных ведомств доложить, как идёт исполнение этих поручений, включая подготовку необходимых правовых актов.

Также рассчитываю услышать ваши предложения по дальнейшему совершенствованию контрольных и других административных процедур в рыбной отрасли.

Здесь нужно ещё подумать (рыбаки сейчас ставили этот вопрос) о том, как нам избавиться от избыточных - я хочу подчеркнуть: не от всех подряд, а именно от избыточных - пограничных процедур. С тем, чтобы наша граница была на замке, что называется, но и с тем, чтобы процедуры были необременительными для рыбаков. То есть за 34 дня им нужно посылать какое-то уведомление, потом ещё ждать группу на судно в течение пары дней. Потом ещё идти, ещё там что-то оформлять. Ну это, конечно, никуда не годится. Главное - что и сами пограничники не возражают. Нужно просто эти процедуры отработать.

Кроме того, полагаю важным сегодня ещё раз обсудить вопросы береговой переработки и логистики. Наша задача - чтобы рыба, выловленная здесь, на Дальнем Востоке или на Севере страны, несмотря на большие расстояния, без помех попадала во все регионы России и при этом была качественной и доступной по цене.

* * *

И подвел итог совещания:

Понятно, что для России как для морской державы вопросы рыболовства очень важны и они носят комплексный характер. Это и добыча - здесь и рыбаки, и их семьи, и уровень доходов. Это и снабжение населения нашим собственным продуктом питания, причём очень важным и нужным продуктом питания в общей таблице. Это и транспортные проблемы - доставка в основные места и регионы потребления. Это и промышленность. Я уже говорил о том, что здесь, конечно, существует такое естественное противоречие. В данном случае рыбаки хотят покупать хороший и качественный флот (а сегодня он - за границей), а промышленность (судостроение) хочет, чтобы наши рыбаки, которые вылавливают нашу рыбу, покупали на наших верфях.

Я обращаю ваше внимание: это тоже наши люди и там есть семьи, и там есть производственный потенциал - и вообще-то там будущее страны. Где у нас будущее? Атомная энергетика, энергетика вообще, судостроение, авиастроение, космос, нанотехнологии, высокие технологии вообще.

Если мы не будем думать о том, как это развивать, мы будем третьестепенной - даже не второстепенной! - третьестепенной державой. И это, в конечном итоге, отразится на всех, в том числе и на рыбаках, и на промышленниках, и так далее. Но повторяю ещё раз: это должно быть соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но дает шанс развитию судостроения.

Знаете, есть одно золотое правило: сегодня - и надо это прямо признать - сегодня в части гражданского судостроения, так же как и в области гражданского авиастроения, мы ещё далеко не лидеры, мягко говоря. Вот в боевой авиации мы явно лидеры, в части боевого флота, особенно по подводным лодкам, по некоторым типам, мы тоже лидеры. Здесь - пока нет.

Но это тоже наша ниша, это точно наша ниша, мы должны здесь работать. И вот в чём заключается фокус: если иностранные производители - а люди там (наши коллеги, партнёры и друзья) умные, иначе бы они не были такими эффективными, - они понимают, что, если у них не будет ограничений на российском рынке, они никогда сюда не придут с технологиями, а эти технологии нам нужны, поэтому они должны знать, что с какого-то этапа определённые ограничения на российском рынке будут. И это должны знать все. Это должны быть прозрачные долгосрочные правила нашего общего взаимодействия.

Мы сформулируем сегодня эту задачу в общем виде и будем решать её сообща, совместно и с руководителями регионов, которые здесь сидят и которые заинтересованы в том, чтобы развивалась рыбная отрасль и судостроение, и с рыбаками, и с вашими союзами. Но я прошу только, чтобы это была действительно совместная корпоративная работа без ведомственного лоббирования и без ведомственного эгоизма, я бы так сказал, причём и судостроительного, и рыболовного. Это должна быть общая совместная работа, которая бы удовлетворяла, поэтапно удовлетворяла бы всех и давала бы ясные перспективы и горизонты, куда, какими этапами мы будем двигаться.

Повторяю, здесь можно говорить о том, о чём губернатор Камчатского края сказал: будем создавать условия для завоза комплектующих, технологического оборудования, будем стимулировать наших партнёров на создание совместных предприятий, даже на создание на нашей территории предприятий со 100-процентным иностранным капиталом. Но я хочу, чтобы вы поняли: наши партнёры должны знать, что или они сюда приходят, или рынок для них будет закрыт. Но это должны быть наши общие решения. И я скажу ещё более точно: мы рассчитываем на то, что, когда мы с вами выработаем общее решение, чтобы не было внутренней «бузы», чтобы западный производитель не лез сюда, не ковырял здесь кочерёжкой и эту «бузу» не вызывал - мы будем принимать это решение вместе с вами. Но когда мы его примем, исхожу из того, что вместе будем его исполнять.

Спасибо.

Источник:

Интернет-портал Правительства России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru