Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Севморпуть

26.05.2010

25 мая в «Президент-отеле» состоялась международная конференция «Северный морской путь: стратегия возрождения».

С докладом на конференции выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин. В своем выступлении он отметил, что Арктика приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике. Министр назвал этот регион очень перспективным с точки зрения освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможности сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

И. Левитин сообщил о планах компании «Совкомфлот» осуществить экспериментальный рейс крупнотоннажного танкера с углеводородами из Мурманска в порты Юго-Восточной Азии с проводкой атомного ледокола.

«Эксперимент должен показать судовладельцам экономические преимущества Севморпути в сравнении с южным направлением, через Индийский океан, который по известным всем обстоятельствам, стал сегодня небезопасным, -- сказал И. Левитин. -- Наличие у России мощного ледокольного флота, в том числе и атомного, строительство специального флота для работы в Арктике, дают основания для расширения временных рамок навигации по трассам Севморпути».

И. Левитин заявил о необходимости воссоздания администрации Северного морского пути — организации, осуществляющей контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах Северного морского пути. Кроме того, по его мнению, целесообразно выделить Арктическую зону в самостоятельный объект государственной политики, так как в этом регионе сконцентрированы геополитические, оборонные, экономические, экологические и научные интересы страны.

В рамках конференции состоялись «круглые столы». В работе «круглого стола» «Северный морской путь – стратегическая транспортная артерия российского Севера» принял участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. По его словам, Севморпуть является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком, которая по сравнению с пролегающим через Суэцкий канал южным маршрутом позволяет сократить путь судов на 3860 морских миль, или на 34%.

«Севморпуть был и остается важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном, объединяющим в единую транспортную сеть крупнейшие реки Сибири, -- сказал глава Росморречфлота. – Он имеет решающее значение для освоения природных богатств региона. Поэтому важно не только восстановить объемы грузоперевозок по Севморпути, но и увеличить их за счет освоения природных ресурсов и продукции перерабатывающих предприятий».

Прогнозируемые последствия глобального потепления и активизация пиратских нападений на суда, следующие южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам. А. Давыденко привел экспертные оценки, согласно которым, потенциальный объем транзитных грузов по Северному морскому пути в восточном направлении составит 5-6 млн. тонн и в западном – 2-3 млн. тонн.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта А. Давыденко выступил с докладом на тему "Северный морской путь - комплексный инфраструктурный проект" на пленарном заседании Конференции, а также принял участие в работе круглого стола "Экономика, логистика, инфраструктура".

Председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарёв, выступая на международной конференции «Северный морской путь: стратегия возрождения», Шишкарёв отметил:

«Стратегические интересы нашей страны требуют возродить Северный морской путь на новом качественном уровне. Но развитие и использование самого пути должно сопровождаться развитием инфраструктуры арктических портов, систем связи и обеспечения безопасности мореплавания. При этом перевозчики не смогут обойтись без ледоколов и судов ледового класса.

Для своевременной и безопасной транспортировки грузов в ледовых условиях предусмотрено строительство ледокольного флота нового поколения. Арктика - это богатейший регион с огромными природными запасами нефти и газа, биоресурсов. Здесь сосредоточена половина всех запасов российского газа и 90 % углеводородов. Освоить эти богатства можно только при грамотной государственной политике в сфере транспорта.

23 апреля 2010 г. принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации. Этот законопроект предоставляет Росморречфлоту полномочия по ледокольному обеспечению мореплавания, в том числе по трассам Северного морского пути, и разрешает эксплуатацию на арктических трассах ледоколов только под российским флагом. Мы планируем доработать данный законопроект и обеспечить его принятие Государственной Думой во втором и третьем чтениях.

Одной из главных составляющих Северного морского пути является развитие портовой инфраструктуры. И здесь можно говорить о проекте, поддержанном на федеральном уровне – это Мурманский транспортный узел. Создание в порту Мурманск транспортного центра северной части Евразии рассматривается как комплексная программа, включающая развитие морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта, логистической и складской инфраструктуры. Действие такого комплекса определит перспективы Арктической зоны России и будет способствовать установлению взаимоотношений с американскими, европейскими и азиатскими партнерами. Транспортный маршрут «Нью-Йорк – Мурманск – Шанхай» составит 17 тысяч км, что позволит существенно сократить затраты и время на грузоперевозку».

Представитель Президента России по Арктике и Антарктике, член комитета Государственной Думы по обороне Артур Чилингаров сказал:

«Развернувшаяся в последние годы дискуссия вокруг Арктики порой приобретает излишне острый характер. Россию стали обвинять в стремлении никого не пускать в Арктику, захватить Северный полюс и расширить свои границы за счет других стран.

Утвержденные 18 сентября 2008 года президентом РФ «Основные направления государственной политики в Арктике до 2020г. и на дальнейшую перспективу» определили современные и будущие позиции России в этой части планеты. Одним из основных направлений государственной политики в Арктике является использование Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, являющейся ключом к освоению природных ресурсов региона.

Северный морской путь (СМП) является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. В то же время это альтернативный и кратчайший водный путь между Северо-западной Европой и северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады. Он должен обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности северных территорий России, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, включая надежный экспорт нефти и газа. Не случайно все, что связано с Северным морским путем, является важнейшей частью национальной политики России в области транспорта.

Напомню, что Главное управление Северного морского пути было учреждено 17 декабря 1932 года и наделено широкими полномочиями для решения комплекса хозяйственных, транспортных и научных задач. В состав Главсевморпути входили морские порты, аэродромы, Арктическое пароходство, гидрографическая служба, гидрометеорологическая сеть, полярная авиация, снабженческие службы, а также подразделения, управляющие морскими операциями, находящиеся непосредственно в Арктике - Западный и Восточный штабы морских операций. Работа Северного морского пути была рентабельной до 1991 года при объеме перевозок, превышающем 4,0 млн. тонн. Однако, после 1991 г. объем перевозок резко снизился, достигнув к 1998 году 1,4 млн. тонн в год. Восстановление в полном объеме судоходства по СМП является необходимым условием решения практических всех основных задач реализации государственной политики в Арктике. Для решения этой масштабной проблемы необходима целевая программа возрождения Севморпути, которая должна включать в себя задачи восстановления инфраструктуры магистрали, транспортного потенциала, обеспечения кадрами, определения мер государственной поддержки и регулирования, соответствующее законодательное обеспечение, проведение эффективной тарифной политики.

Мы до сих пор обладаем самым мощным на настоящее время ледокольным флотом. В его составе действуют 6 атомных ледоколов, из них 2 мелкосидящих атомных ледокола и четыре дизельных линейных ледокола. И что радует, в последние годы транспортный арктический флот обновляется в рамках федеральной программы «Модернизация транспортного флота». И не только за счет государственной казны. Крупные компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Норильский никель» и «Совкомфлот» также осуществляют постройку крупных танкеров и универсальных судов ледового класса. В результате к 2015 г. арктический флот будет включать до 100 единиц, что позволит обеспечить планируемый объем перевозок в 4 млн тонн. Одновременно с переоснащением арктического флота ведутся работы по совершенствованию систем навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения безопасности судоходства.

Задача возрождения Северного морского пути приобрела особое значение в условиях глобального экономического кризиса, как крупного приоритетного инвестиционного проекта, позволяющего сконцентрировать силы на развитии инфраструктуры.

Источник:

НИА-Природа, по информации Минтранса России, Росморречфлота, ER.RU

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru