Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Дегазация шахт

24.05.2010

21 мая на пленарном заседании Госдумы Депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и Закон Российской Федерации "О недрах". Изменения касались введения условий по проведению обязательной дегазации шахт.

С докладом выступил член Совета Федерации Сергей Шатиров. Содоклад сделал председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов.

Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий Липатов, представляя законопроект на пленарном заседании, заявил, что «действующие "Методические рекомендации о порядке дегазации угольных шахт" (РД-15-09-006) носят рекомендательный характер. Мировая же практика устанавливает допустимый порог газоопасности угольных пластов на законодательном или нормативном уровне. Такой подход обязывает собственников перед ведением горных работ удалить основную массу газа из горной выработки. В этом контексте авторы законопроекта ставят правильный вопрос о введении дегазации в закон прямого действия, обеспечивающий на российских шахтах взрывобезопасные условия труда, сохраняя в будущем самое дорогое – жизнь шахтеров».

Ю. Липатов также отметил, что в отзыве Правительства Российской Федерации была дана положительная оценка данной законодательной инициативы и поступило предложение доработать текст до рассмотрения законопроекта в первом чтении После совместного совещания авторов и заинтересованных представителей министерств и ведомств появился сбалансированный, согласованный текст.

«Комитет поддерживает определение термина "дегазация", который вносится дополнительным абзацем в статью номер 1 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", а также новую редакцию статьи 14 "Государственное регулирование и условия безопасности ведения горных работ по добыче (переработки) угля (горючих сланцев)". Требования к безопасности ведения горных работ являются обязательными для организаций, занимающихся добычей угля и определяются законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Условия проведения дегазации угольных шахт устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере промышленной безопасности: при подписании Президентом Российской Федерации закона он вступит в силу через 90 дней, которые отводятся для создания данного нормативно-правового акта», - подчеркнул председатель Комитета Госдумы по энергетике.

По законопроекту выступили Александр Фокин, Сергей Решульский, Владимир Кашин, Иван Грачев.

Принятие данного закона повысит эффективность организации производственного процесса на предприятиях угольной промышленности, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин:

«Безусловно, законопроект о дегазации шахт своевременен и очень важен сейчас для угольной промышленности. В рамках этого закона определены пути снижения вероятности возникновения взрывов на шахтах угольной промышленности при добыче и переработке угля и горючих сланцев. Принятие данного закона повысит эффективность организации производственного процесса на предприятиях угольной промышленности, усилит уголовную и административную ответственность работодателя, а так же снизит вероятность возникновения взрывов и аварий на угольных шахтах. Эти меры особенно актуальны в связи с произошедшей трагедией на шахте Распадская в городе Междуреченске.

Сегодня, учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо принять этот закон как можно скорее, не уходя на осеннюю сессию. Законодательная норма - это не главное, необходимо так же установить жесткую ответственность лиц, виновных в ее неисполнении. Иначе закон не будет работать. Поэтому предлагаю ко второму чтению дополнить кодекс по административным правонарушениям, где предусмотреть максимальную, а не формальную, ныне существующую, материальную ответственность за неисполнение или некачественное исполнение работ по дегазации. И третье – необходимо предусмотреть в уголовном кодексе статью, ужесточающую ответственность лиц, некачественно выполняющих дегазацию».

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН В.И.Кашин сказал следующее:

Актуальность рассматриваемого законопроекта не вызывает сомнений. Да, действительно, загазованность шахтных выработок создает реальную угрозу жизни шахтеров и борьба с загазованностью, использование попутного газа при добыче угля сегодня требует в том числе и законодательного подкрепления.

В этой связи хотелось бы отметить некоторую странность реакции на происходящее. Как говорится, пока жареный петух не клюнет, у нас тишь да благодать. Но как только совершается трагедия так повсеместно – и здесь, Государственной Думе, и в правительстве начинаем проявлять невиданную активность, организуем проверки, вносим поправки в законы, ищем виновных в центре и на местах.

Вместе с тем мы должны понять, что на бумаге можно написать все что угодно. Вопрос в том, будут ли наши законодательные благие намерения выполняться? Могу с уверенностью прогнозировать - не будут, если не предпринять кардинальных мер по изменению сложившейся системы безответственности. Точно также как не выполняются приказы Ростехнадзора, изданные в 2007 году о запрете отработки пластов с газоносностью более 9 м куб на тонну и эксплуатации шахт без проведения дегазации с природной газоносностью более 9 м куб на тонну угля. Эти приказы были изданы, как всем известно, после аварий на ряде шахт (Ульяновская и Юбилейная ОАО "Южкузбассуголь"), в результате которых погибло 149 человек. Тогда тоже было много шума и всякого рода праоверок, грозных указаний и т.д. Но аварии продолжаются. Нас потрясли последние аварии на шахтах "Алексеевская" и "Распадская". На шахте "Распадская" снова погибло 66 человек, 24 человека считаются пропавшими, хотя каждому понятно, что после 12 дней пребывания под землей в загазованной атмосфере, где бушует пожар, выжить невозможно. Все это наносит колоссальные материальные потери. Только аварией на Саяно-Шушенской ГЭС нанесен ущерб почти в 8 млрд. рублей. Но главное – человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.

Как показывает реальная практика, система обеспечения безопасности труда работает неэффективно, хотя казалось бы и контролирующих органов и законов у нас предостаточно. Число травм, аварий на производстве и число жертв не уменьшается, а наоборот растет. Об этом свидетельствует даже официальная статистика. В последние время в среднем в год совершается 13-15 аварий в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 14-17 - в угольной отрасли, 10-12 - в химической, 7-9 - в горнорудной промышленности, 5-6 - в металлургической промышленности. Несмотря на то, что значительно сократилось в стране число действующих предприятий и производств, ежегодно травмируется от 60 до 90 тысяч человек. Погибает на производстве ежегодно 2,5-3,5 человек. Еще около 8 тысяч человек подвергаются отравлению и профессиональному заболеванию. Т.е. каждый год на производстве подвергается опасности жизнь примерно 100 тысяч человек. По численности пострадавших это большой город.

Причины неблагополучного положения с охраной труда заключаются не только в несовершенстве законодательства в этой сфере или системы в целом по обеспечению безопасности труда. Всплеск травматизма и гибели людей на производстве во многом определяется социально-экономическими обстоятельствами. Одно из главных из них – смена формы хозяйствования, когда на смену государству, как собственника, пришел частник. Зачастую это некомпетентные люди, подобно Чубайсу, главная цель которых – получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и за счет грубого нарушения существующих правил по технике безопасности. Нередко «хозяева» пытаются сэкономить на системах защиты, на запасных частях, на планово-предупредительных ремонтах и т.д. Сегодня в промышленности износ оборудования фактически достиг почти 70%. А это чревато новыми авариями и новыми человеческими жертвами. Сколько можно умываться кровью рабочего человека?

Существенно снизилась требовательность со стороны надзорных органов к надлежащему состоянию техники безопасности и охраны труда: надзорные органы начинают проявлять активность только тогда, кода трагедия уже случилась. Практически никто из владельцев предприятий, на которых произошли крупные аварии с человеческими жертвами, не привлечен к уголовной ответственности. В лучшем случае находят «козла отпущения», как это имеет место с директором шахты «Распадская», на которого и сваливается вся ответственность истинных виновников. Мыслимо ли дело, чтобы в России могли привлечь к ответственности за гибель людей кого-нибудь из олигархов, тем более такого как Абрамович, который, как оказалось, владеет почти 15% акций шахты «Распадская»? Или иностранных владельцев российских предприятий, которые и являются основными собственниками шахты «Распадская» и тысяч других предприятий в России?

Отстранившись от ответственности за происходящее на производстве, власть демонстрирует полное бессилие с наведением элементарного порядка. Тот же губернатор не может вмешиваться в действия владельцев предприятия, даже если он видит творимые безобразия. Особенно это ярко проявляется в поездках председателя правительства по местам аварий. Попытки свести всю совокупность проблем к материальным выплатам семьям пострадавших циничны по форме и по содержанию. Власть превратила рабочего в бесправного раба. Из него работодатель выжимает последние соки, вынуждая зачастую рисковать собственной жизнью ради копеечной заработной платы. Новое трудовое законодательство в виде Трудового кодекса, принятого депутатами «Единой России», практически лишило рабочего элементарной защиты, его в любой момент могут вышвырнуть на улицу, лишило возможности создавать рабочие независимые профсоюзы, отстаивать при их поддержке свое право на безопасный труд и достойную его оплату.

Сложившаяся ситуация требует не просто полиативных решений, предлагаемых рассматриваемым законопроектом. Нам необходимо серьезно задуматься как изменить всю систему, изменить существующее положение в корне, как сделать, чтобы принимаемые нами законы работали. Сегодня требуется внести существенные поправки в Трудовой кодекс, восстановив права профсоюзов и наемных работников в части защиты рабочего от произвола работодателя, в создании безопасных условий труда, в достойной его оплате. Рабочие должны участвовать в управлении предприятием, для чего в трудовом законодательстве необходимо предусмотреть возможность создания Советов трудовых коллективов, деятельность которых была успешно апробирована в советское время. Ведь все это унас уже было в советское время, и мы все хорошо это помним.

Необходимо внести поправки и в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности всех причастных к той или иной аварии, повлекшей человеческие жертвы, не взирая на их гражданскую принадлежность или ранги. Реальная жизнь и события все в большей мере доказывают, что частный владелец далеко не самый эффективный собственник как в обеспечении высокой продуктивности производства, так и в его безопасной организации. Сложившаяся ситуации сегодня требует серьезного обсуждения на самом высоком уровне вопроса о возврате в государственную собственность опасных производств и отраслей, таких как горнодобывающая, нефтегазовая и нефтеперерабатывающая, энергетика, металлургическая, машиностроительная и др. Необходимо прекратить всякие попытки приватизации в атомной промышленности пока не случился еще один Чернобыль. Главная контролирующий орган - Ростехконтроль необходимо преобразовать в самостоятельную организацию с непосредственным подчинением правительству Российской Федерации. Необходимо вывести из-под ведомственного управления и органы статистики. Восстановив вертикаль управления, мы добьемся того, что и законы будут нормально работать и мы всегда будем иметь объективную информацию о состоянии дел, в том числе и в сфере обеспечения безопасности труда.

Созданная система безопасности труда в совокупности с отменой стандартов, обязательной сертификации и ограничением числа контрольных проверок соответствующими органами надзора, как бы по причине борьбы с коррупцией и чтобы не создавать неудобств для бизнеса, грозит новыми серьезными и масштабными авариями и несчастными случаями с человеческими жертвами. В этой системе жизнь работника никого не интересует, главное – удовлетворить хозяина, обеспечив ему спокойное существование и громадную прибыль. Такая система не имеет права на существование. Я ещё раз хочу сказать, если мы действительно задались целью защитить не просто кого-то абстрактно, а хотим действительно защитить, как и обязаны это делать как законодатели, человека труда, обеспечив его безопасность, давайте мы тогда сделаем рассматриваемый закон полнокровным, базовым, системным и таким образом дать возможность пойти дальше в работе нашему промышленному комитету. Т.е. сделать всё для того, чтобы, в конце концов, создать базовый закон о безопасности труда, вернуться ко многим вопросам безопасности труда не только через технические регламенты, но и через технические стандарты.

В итоге законопроект принят в первом чтении, «за»его принятие проголосовало 404 депутата.

Прнятие законопроекта прокомментировал Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

«Трагедия на шахте «Распадская» потрясла всю страну. Причины аварии должны быть, безусловно, тщательно проанализированы с тем, чтобы сделать необходимые выводы и принять меры для повышения безопасности шахтерского труда.

Эти меры будут комплексными, в том числе связанными с изменением действующего законодательства. Сегодня на рассмотрение Государственной Думы представлены такие инициативы. Законопроект, посвященный вопросам дегазации шахт, внесен членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы – членами фракции «Единая Россия».

Речь идет о закреплении на уровне федерального закона и подзаконных актов новых требований к работодателям, дополнительных норм и гарантий в части повышения безопасности при организации горных работ по добыче угля.

Мы считаем, что экономить на безопасности людей недопустимо. Также недопустимо ставить работников в такие условия, когда ради заработка они вынуждены рисковать своей жизнью».

Пресс-служба ЛДПР сообщила по поводу принятие законопроекта, что эти законодательные меры активно разрабатываются после аварии на шахте «Распадская». Выступая по этому вопросу, Председатель ЛДПР В. Жириновский обратил внимание на тот факт, что в Госдуму уже вносился законопроект об основах безопасности в угольной промышленности. «Тот закон, который напрямую связан с безопасностью, не принимается уже третий год. Ведь ясно, что хозяева шахт не хотели принятия этого закона, поскольку это требовало лишних расходов. Зато сейчас мы спешно вносим поправки в действующее законодательство», - заявил Владимир Жириновский. Он отметил, что ЛДПР поддерживает требования горняков, связанные с повышением зарплаты, обеспечением соцгарантий и соблюдением техники безопасности на шахтах.

Источник:

НИА-Природа, по информации Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, пресс-служб Единой России, КПРФ, ЛДПР

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru