Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Российско-норвежская акватория

28.04.2010

27 апреля на переговорах Дмитрия Медведева с Премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом в Осло достигнута предварительная договорённость по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничества двух стран в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Соответствующее заявление было подписано министрами иностранных дел России и Норвегии. Приводим его текст:

Совместное заявление Министра иностранных дел Российской Федерации и Министра иностранных дел Королевства Норвегия по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничества в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, Осло, 27 апреля 2010 года

Признавая нашу взаимную решимость укреплять наши добрососедские отношения, обеспечить стабильность и расширять сотрудничество в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, мы рады объявить, что наши делегации достигли предварительной договоренности по вопросу разграничения морских пространств между двумя государствами в упомянутых районах, что было предметом многолетних переговоров.

Как заявлено в Илулиссатской декларации приарктических государств от 28 мая 2008 года, Российская Федерация и Норвегия привержены обширным правовым рамкам, применимым к Северному Ледовитому океану, а также надлежащему порядку урегулирования любых возможных конкурирующих притязаний в отношении морских пространств.

На переговорах были рассмотрены все относящиеся к разграничению морских пространств вопросы. Обе делегации рекомендуют в дополнение к установлению линии разграничения морских пространств принять договорные положения, которые бы поддерживали и расширяли сотрудничество в сферах рыболовства и управления углеводородными ресурсами. С этой целью предусмотрено заключение всеобъемлющего Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Такой договор не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам, участниками которых являются и Российская Федерация, и Королевство Норвегия.

Делегации рекомендуют установить линию разграничения на основе международного права в целях достижения справедливого решения. В дополнение к релевантным факторам, идентифицированным в этих целях в международном праве, включая эффект значительной несоразмерности длин соответствующих побережий, делегации приняли во внимание прогресс, достигнутый между сторонами в ходе длительных переговоров, направленных на достижение соглашения. Делегации рекомендуют установить линию, которая делит весь спорный район на две части примерно равного размера. С учетом развития ситуации в Северном Ледовитом океане и роли наших двух государств в этом регионе подчеркивается важность двустороннего сотрудничества в вопросах определения внешних границ континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

В области рыболовства делегации отмечают особое экономическое значение живых ресурсов Баренцева моря для Норвегии и Российской Федерации, а также населения их прибрежных регионов. Подчеркивается необходимость избегать какого-либо нарушения в экономике прибрежных регионов, население которых обычно вело рыбный промысел в этом районе. Более того, подчеркивается традиционный характер российского и норвежского рыболовства в Баренцевом море. Отмечается также первостепенные интерес и ответственность Российской Федерации и Норвегии в качестве прибрежных государств в отношении сохранения и рационального управления живыми ресурсами Баренцева моря и Северного Ледовитого океана, в соответствии с международным правом. Таким образом, заключение Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане не должно оказывать негативного влияния на возможности каждого из государств в области рыболовства. В этих целях рекомендуются договорные положения, предусматривающие продолжение тесного сотрудничества двух государств в области рыболовства и сохранение относительной стабильности рыболовной деятельности. То же касается продолжения сотрудничества в рамках Совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, а также необходимых договоренностей на переходный период.

По вопросам сотрудничества в сфере углеводородных ресурсов делегации рекомендуют принять подробные правила и процедуры, обеспечивающие эффективное и ответственное управление их углеводородными ресурсами в тех случаях, когда любое нефтяное или газовое месторождение простирается за линию разграничения.

Напоминая о нашем совместном желании завершить разграничение морских пространств, мы выражаем наше твердое намерение принять в соответствии с требованиями законодательства каждого из государств все необходимые меры для того, чтобы заключить Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в ближайшее возможное время.

***

Серьёзный прогресс в решении вопроса отмечается также в совместном заявлении Дмитрия Медведева и Йенса Столтенберга. В котором в частности говорится:

...

Россия и Норвегия подчеркивают большое значение эффективности международной борьбы с глобальным изменением климата, будут обеспечивать выполнение своих обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу к ней. Стороны поддерживают «Копенгагенское соглашение» и рассматривают его в качестве важной основы для дальнейшей работы по достижению нового глобального юридически обязывающего соглашения по климату на период после 2012 года. С учетом итогов Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене (декабрь 2009г.) они подтвердили намерение приложить все усилия в целях наращивания международного консенсуса и содействия прогрессу в разработке такого документа на основе «Копенгагенского соглашения» и «Балийского плана действий», исходя из того, что этот документ должен быть всеобъемлющим по характеру, универсальным по кругу участников и признавать научную точку зрения, заключающуюся в том, что увеличение глобальной температуры должно быть ниже 2°С.

Россия и Норвегия вместе с другими государствами Арктического региона несут особую ответственность за сохранение Арктики в качестве зоны мира и за всемерное развитие в этом регионе международного сотрудничества в двусторонних и многосторонних форматах. Они ссылаются на Илулиссатские договоренности 2008 года и исходят из того, что существующие международно-правовые инструменты являются достаточной основой для обеспечения возможностей и решения вопросов, которые могут возникать в Арктике, и формируют прочную основу для развития взаимодействия между государствами, расположенными в этом регионе и за его пределами.

Стороны констатируют, что роль Арктики в мировой политике и экономике неуклонно возрастает и что изменение климата и увеличивающаяся человеческая активность ставят перед государствами Арктического региона новые общие задачи, в том числе в области охраны окружающей среды. Они подтверждают готовность тесно взаимодействовать в интересах укрепления мира и безопасности, содействия устойчивому развитию региона, охраны окружающей среды и живых ресурсов, развития сотрудничества в поиске и спасании и углубления взаимопонимания и доверия между его жителями. Стороны выражают намерение расширять сотрудничество и обмен информацией в исследованиях Арктики.

Стороны придают большое значение укреплению и дальнейшему развитию взаимодействия между ними на Севере, межрегионального и приграничного сотрудничества, в том числе в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, Арктического совета, Совета государств Балтийского моря, «Северного измерения». Подписание Соглашения между правительствами государств – членов СБЕР о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации стало вехой в Баренцевом сотрудничестве, и стороны будут создавать условия для дальнейшего развития практического трансграничного взаимодействия в данной области.

Россия и Норвегия будут тесно сотрудничать в двустороннем формате, а также в рамках универсальных и региональных международных организаций в целях поощрения соблюдения и защиты прав человека.

Россия и Норвегия являются крупными производителями и экспортерами энергоносителей, и обе страны осознают значение конструктивного диалога между производителями, потребителями и транзитерами для обеспечения хорошо функционирующего, транспарентного и предсказуемого режима в энергетическом секторе. Обе страны признают важность многостороннего механизма международного энергетического сотрудничества, учитывающего интересы производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Обе страны заинтересованы в том, чтобы действующее законодательство отражало изменившиеся глобальные рамочные условия в энергетическом секторе, и считают нужным изучить, как соответствующие организации могут быть модернизированы и охватить как можно больше стран. Российская сторона подчеркивает, что решению этих задач, укреплению международной энергетической безопасности призван способствовать Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, предложенный Президентом Российской Федерации в апреле 2009г.

Стороны едины в том, что для укрепления международного мира и безопасности важнейшее значение имеет наращивание многосторонних усилий в рамках помощи развитию и экономическому прогрессу стран мира, включая достижение Целей развития, одобренных на Саммите тысячелетия ООН.

Стороны высоко ценят динамичное и поступательное развитие двусторонних связей и сотрудничества в политической и торгово-экономической областях, по военной линии, на межрегиональном уровне, в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, сохранения и развития коренных народов, охраны окружающей среды, энергетики, безопасности на море, ядерной и радиационной безопасности, туризма. Постоянно расширяется и совершенствуется система международно-правовых документов, на которые опирается многоплановое взаимодействие между Россией и Норвегией. Тем самым уплотняется и становится более прочной материальная ткань имеющих многовековую историю российско-норвежских добрососедских отношений.

Стороны приветствуют подписание министрами иностранных дел Российской Федерации и Королевства Норвегия Совместного заявления о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Стороны с удовлетворением отмечают взаимопонимание, достигнутое ими в связи с представлением Россией и Норвегией в Комиссию по границам континентального шельфа документации на континентальный шельф за пределами 200 морских миль.

Россия и Норвегия намерены продолжать и углублять двусторонний энергодиалог и взаимодействие по следующим направлениям: состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли в обеих странах, расширение сотрудничества в области электроэнергетики, энергетическая политика и законодательство, регулирующее сферу топливно-энергетического комплекса, а также вопросы экологической безопасности.

Особое внимание будет уделено сотрудничеству в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. В этой связи стороны приветствуют подписание Меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством нефти и энергетики Королевства Норвегия о сотрудничестве в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.

Стороны намерены и дальше содействовать наращиванию коммерческого сотрудничества в энергетической сфере между хозяйствующими субъектами двух стран. Подтверждена взаимная заинтересованность в сотрудничестве нефтегазовых компаний России и Норвегии по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.

Россия и Норвегия придают большое значение тесному сотрудничеству в области обеспечения безопасности на море. В этой связи стороны ссылаются на Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством рыболовства и по делам береговой администрации Королевства Норвегия об укреплении сотрудничества в целях дальнейшего повышения уровня безопасности мореплавания на морских путях Норвежского и Баренцева морей и отмечают, в частности, важную работу, которая проделана для усиления наблюдения за морскими перевозками.

Стороны ссылаются на положительный опыт по удалению части морских перевозок от побережья и будут сотрудничать в целях принятия Международной морской организацией (ИМО) подобных мер также в Норвежском и Северном морях.

Стороны с удовлетворением отмечают высокую эффективность сотрудничества между ними в управлении рыбными ресурсами в Баренцевом и Норвежском морях в рамках двусторонних соглашений по рыболовству от 11 апреля 1975г. и от 15 октября 1976г. и подчеркивают центральную роль в реализации этих задач Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК) и ее рабочих органов. Стороны привержены продолжению и дальнейшему повышению действенности работы СРНК.

Россия и Норвегия придают большое значение принятию единых технических мер регулирования промысла в Баренцевом и Норвежском морях на основе общего научного анализа, а также осуществлению работы по совместной оценке общего объема изъятия трески и пикши Россией, Норвегией и третьими странами в Баренцевом и Норвежском морях в соответствии с Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции в портах.

Стороны придают важное значение морским научным исследованиям для обоснованного управления морскими ресурсами и будут способствовать продолжению конструктивного и давнего сотрудничества между Норвежским институтом морских исследований и Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), а также Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), в том числе поощрять совместные научные работы в области морской биологии и совместные исследования в морских районах, находящихся под их юрисдикцией. Стороны также придают большое значение стимулированию многостороннего сотрудничества в области морских исследований, в том числе посредством участия в Международном совете по исследованию моря (ИКЕС).

Стороны отмечают, что сотрудничество в борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом приносит свои плоды. Завершение подготовки Согласованного протокола договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов, будет дополнительно способствовать большей эффективности такого сотрудничества. Стороны выражают большое удовлетворение тем, что в 2009 году не было зарегистрировано случаев незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла.

Россия и Норвегия отмечают большое значение взаимной торговли рыбой и рыбной продукцией и будут способствовать тому, чтобы эта торговля развивалась и дальше в стабильных торгово-политических условиях. Обе страны будут прилагать необходимые усилия для поддержания качества продукции на высоком уровне и тем самым создавать условия для продолжения положительного развития взаимной торговли рыбой и рыбной продукцией. Стороны приветствуют увеличение инвестиций в рыбоперерабатывающие предприятия в обеих странах.

Норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности.

Россия и Норвегия подчеркивают важность дальнейшего развития широкого сотрудничества в области охраны окружающей среды, которое координируется соответствующей смешанной российско-норвежской комиссией, по следующим направлениям: охрана морской среды, изучение радиоактивного загрязнения окружающей среды, изменение климата в Баренцевом регионе, сохранение биоразнообразия Баренцева региона, включая арктические острова; снижение уровня загрязнения; приграничное сотрудничество; охрана культурного наследия; развитие «чистого производства». Стороны приветствуют подписание Меморандума о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды Королевства Норвегия и Министерством окружающей среды Финляндской Республики о сотрудничестве в области развития Зеленого пояса Фенноскандии. Стороны указывают на особое значение сотрудничества в области охраны морской среды и необходимость разработки совместной программы мониторинга состояния окружающей среды всего Баренцева моря как основы ее сохранения и обеспечения экологически безопасной экономической деятельности в северных регионах.

Стороны согласны с тем, что отходы от производства никеля в Печенгском районе Мурманской области вызывают озабоченность и должны быть снижены до уровня, который не наносит ущерб здоровью и окружающей среде в приграничном районе. Российская сторона в этой связи будет способствовать принятию необходимых мер для сокращения выбросов. Стороны согласились сотрудничать в целях получения объективной информации по уровню выбросов, усиления последующего контроля и повышения эффективности мониторинга состояния окружающей среды в приграничном районе.

Стороны приветствуют подписание Протокола между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Норвежским метеорологическим институтом о сотрудничестве в области гидрометеорологии.

Россия и Норвегия отмечают успешное сотрудничество в исследованиях природной среды Арктики, в том числе в период Международного полярного года 2007–2008 годов, и придают большое значение совместной деятельности по наращиванию потенциала молодых ученых в этой области. В этой связи стороны указывают на те возможности, которые предоставляет новый Центр климатических и экологических исследований в г.Тромсе, в частности, как платформа для российско-норвежского научного сотрудничества в области изучения климата.

Стороны отмечают важность двустороннего и многостороннего сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности. Эта работа приносит значительные положительные результаты и строится на соглашениях о сотрудничестве между Россией и Норвегией, в настоящее время – на соглашении между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Министерством иностранных дел Королевства Норвегия. Совместная Российско-Норвежская комиссия по ядерной и радиационной безопасности ежегодно проводит заседания и способствует установлению тесного контакта между российскими и норвежскими компетентными органами. Сотрудничество между профильными органами имеет большое значение и должно способствовать защите здоровья, окружающей среды и повышению безопасности. Это важно для поддержания в обеих странах готовности к чрезвычайным ситуациям.

Стороны приветствуют результаты завершившегося российско-норвежского проекта по замене радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) на маяках Северного флота и Министерства транспорта Российской Федерации в Мурманской и Архангельской областях и в Ненецком автономном округе на солнечные батареи. Опыт этой работы используется в рамках нового российско-норвежско-финского проекта по замене РИТЭГ в регионе Балтийского моря, начатого в 2009 году.

Российская сторона высоко оценивает содействие Норвегии в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава российского Военно-Морского Флота, в сооружении и реконструкции объектов временного хранения радиоактивных отходов на бывшей базе Северного флота в губе Андреева (Мурманская область).

***

Переговоры завершились подписанием ряда двусторонних документов. Помимо совместного заявления Президента России и Премьер-министра Норвегии, а также заявления по разграничению морских территорий подписан ряд межведомственных соглашений в таких областях, как образование, энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии, гидрометеорология, подготовка управленческих кадров.

На итоговой пресс-конференции глава Российского государства подчеркнул, что достижение договорённости по разграничению морских территорий будет способствовать развитию совместных экономических проектов, в том числе в энергетике. Делегации двух стран продолжат переговоры, с тем чтобы завершить техническую подготовку необходимых документов и выйти на финальное подписание договора.

Президент также отметил, что Россия рассчитывает на продолжение сотрудничества с Норвегией в Арктике: и с точки зрения безопасности, в том числе экологической, и с экономической точки зрения.

Важное место в ходе российско-норвежских переговоров было отведено вопросам развития торгово-экономических связей. Дмитрий Медведев назвал перспективными такие направления взаимодействия, как нефтегазовый комплекс, судостроение и строительство морской техники, а также информационные технологии и телекоммуникации. Глава государства выразил удовлетворение развитием диалога в сфере рыболовства.

Обсуждались возможности расширения сотрудничества в инновационных областях. По словам Дмитрия Медведева, для взаимодействия в этой сфере существует хорошая договорно-правовая база, которая постоянно пополняется.

Источник:

Пресс-служба Президента России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru