Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Резолюция Совета Социнтерна по итогам заседания «Поворотный момент на пути к устойчивому развитию: социал-демократический путь в будущее»

28.11.2009

ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ 2009 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНОМ, ЭКОЛОГИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТАХ НА 2010 ГОД

2009 год стал наиболее трудным годом в связи с глобальным кризом, повлекшим за собой многочисленные проблемы. Правительства большинства стран - будь то плотно населенные государства, такие как Китай и Индия; мощные в военном отношении государства, такие как США; экономически сильные государства, такие как Япония; группы объединенных государств, такие как ЕС или богатые сырьем государства, такие как Россия - не подвергают сомнению тот факт, что глобальному развитию требуется глобальный политический порядок. Кроме того, основным условием действенности глобального управления является такой глобальный политический порядок, в котором все граждане и их политические представители - богатые или бедные - имеют право влиять на ход событий посредством участия. Это соответствует нормам соблюдения политических прав человека, прописанных в международном праве. Только устойчивое глобальное развитие отвечает потребностям подавляющего большинства людей и способствует развитию мирового сообщества в его экономических, экологических, социальных и культурных аспектах. События 2009 года также подтверждают тот факт, что неолиберальная политика и капитализм казино не эффективны и не отвечают потребностям людей. Реальная альтернатива этой политике – социал-демократический подход к социальной справедливости, социальному единству и социальной защите. Политика социальной защиты не противоречит принципам конкурентного бизнеса, являющегося неизбежной частью современной конкурентоспособности. Социнтерн на своем XXII Конгрессе в 2003 году в Сан-Паулу провозгласил социал-демократический подход к глобальному управлению, являющийся всесторонним подходом, обеспечивающим основу для формирования действенных позиций, призванных противостоять вызовам и событиям 2009 года. Отчет Комиссии Социнтерна по устойчивому развитию мирового сообщества, под председательством Рикардо Лагоса и Горана Персона, подтвердил этот подход и далее развил его. Решение Совета Социнтерна, состоявшегося 6-7 ноября в Сантьяго, (Чили) назвать эту комиссию «Комиссией по устойчивому развитию мирового сообщества», было продиктовано необходимостью заявить о том, что население всей планеты является единым социумом, разделение людей на отдельные социальные группы не отражает существующей реальности, а также не отвечает общим политическим требованиям.

A.

Кризис повлек за собой серьезные проблемы в сфере занятости во всех государствах мира. В конце 2009 года миллиарды людей все еще страдают от последствий глобального кризиса, вызванного нерегулируемыми финансовыми рынками. Кризис начался в США и более развитых государствах, но в 2009 году он быстро распространился и в менее развитые страны. Государства с твердой банковской системой, не участвующие в опасных финансовых сделках, также испытывают на себе последствия кризиса, так как иностранные инвестиции в эти страны сокращаются, равно как и денежные переводы работающих за границей граждан. Вышесказанное можно отнести к странам Восточной Европы, включая Россию, а также Африку и государства Латинской Америки. Начиная с сентября МВП начал повышаться, но уровень безработицы пока не уменьшается, а во многих государствах продолжает расти.

Социнтерн проанализировал причины возникновения кризиса, занял определенные позиции по этому вопросу и внес предложения по усовершенствованию глобального финансового порядка. Предложения Социнтерна были разработаны по итогам работы Комиссии Социнтерна по глобальным финансовым вопросам под председательством Джозефа Стиглица. 17-18 ноября 2008 года на Совете Социнтерна в Мексике был принят план действий по выходу из мирового финансового кризиса «К новой финансовой архитектуре». 31 марта 2008 года Комиссия направила послание саммиту лидеров «большой двадцатки», который должен был состояться в Лондоне в начале апреля. 23 сентября 2009 года Президиум Социнтерна принял заявление о «Глобальном финансовом кризисе и Питсбургской встрече на высшем уровне».

В 2010 году Социнтерн сосредоточится на новых экономических и социальных стратегиях скоординированной глобальной политики по преодолению кризиса и его последствий. В основе этих стратегий лежит необходимость преодоления социальных проблем и преодоление глобального неравенства. Данные стратегии призваны увеличить снабжение слаборазвитых стран мировыми товарами. Использование экологически чистых технологий - перспектива будущего. Государствам следует вкладывать инвестиции в высокоэффективные энергосберегающие технологии, равно как и в образование.

B.

Мировое сообщество живет в ожидании результатов Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене, проведение которой намечено на декабрь 2009 года. В преддверии проведения этой Конференции Комиссия Социнтерна по устойчивому развитию мирового сообщества в сентябре 2009 года представила отчет «От высокоуглеродной экономики к низкоуглеродному обществу».

C.

Китай и Индия преодолели глобальный экономический кризис с лучшими показателями, чем государства Северной Америки и Европы. Северная Америка и Европа превышают допустимую норму выбросов парникового газа на душу населения, что приводит к изменению климата в мире. Очевидно, что более развитым государствам необходимо принять новое соглашение об уменьшении норм выбросов, в то время как менее развитые страны, такие как Китай и Индия, также должны отнестись к вопросу ограничения выбросов серьезно. К 2008 году структуры глобальной экономической политики, особенно «большая восьмерка», уже были не в состоянии справляться с вызовами современности. Создание «большой двадцатки» стало важным шагом на пути вовлечения большинства в процесс принятия глобальных политических решений. И, весьма справедливо, что Генеральная Ассамблея ООН призвала к участию в подобной организации все мировые государства, т.е. к созданию группы, в которую будут входить представители 192 мировых держав. Меньшие государства могут увеличить свое влияние, объединившись в пределах региона, повторив модель Евросоюза. Социнтерн поддерживает подобную регионализацию.

D.

Возрастающий уровень глобального неравенства – одно из последствий глобального кризиса. Существовали и до сих пор существуют неприемлемые социальные различия между государствами. Подобные различия были и остаются недопустимыми. Глобальный финансовый кризис взаимосвязан с рядом прочих кризисов, таких как продовольственный, топливный, пандемический, … Согласно показателям коэффициента Джини, из десяти самых густонаселенных государств в мире Бразилия, Соединенные Штаты и Китай имеют особо несправедливое распределение дохода.

E.

Глобальный финансовый кризис оказывает воздействие на все аспекты безопасности человека и устойчивого развития. Конфликты, происходящие по причине экономических факторов, оправдываются различиями в культурах и ценностях, что усложняет решение подобных конфликтов. Глобальная политика безопасности должна быть основана на принципе защиты универсальных прав человека. Стратегия гуманитарного вмешательства должна базироваться на мандате ООН, а также на включении противоборствующих сторон в процесс предотвращения и разрешения конфликтов.

Существует острая необходимость в развитии культурного диалога и сотрудничества с целью искоренения существующих непониманий и искажений трактовок происходящих событий. Диалог призван защитить универсальные права человека. Развитию культурного диалога препятствуют попытки «прикрыть» социальные конфликты, вооруженные захваты и военные вмешательства культурными различиями и ценностями.

1. Экономический аспект устойчивого глобального развития

1.1 Экономическая ситуация в конце 2009 года

С сентября 2009 года началось восстановление МВП, что уже отмечено Международным валютным фондом. Согласно прогнозу на 2010 год МВП увеличится на 2,5% - 3%, но даже такие цифры все еще значительно ниже средних цифр в течение десятилетнего предкризисного периода, тогда рост МВП составлял 4%. Предварительный итог на 2009 год - снижение МВП на 2% - 1%.

Увеличение МВП - результат проведения скоординированной глобальной политики. С сентября 2008 года на рекапитализацию банков, государственную помощь проблемным финансовым учреждениям и обеспечение гарантий по банковским вкладам стали выделятся внушительные суммы - 18 триллионов долларов США или почти 30% МВП. Многие государства также приняли планы по стимуляции экономики. В 2010 - 2011 гг. планируется потратить 2,6 триллионов или приблизительно 4% от МВП на восстановление мировой экономики.

Самый серьезный финансовый и экономический кризис со времен Второй мировой войны стал причиной значительного увеличения расходов на глобальном уровне. Размеры средств, необходимых для преодоления последствий кризиса, могут быть рассчитаны только после устранения посткризисных последствий. Уже сейчас известна приблизительная цифра - 10500 триллионов долларов США или 1500 долларов США на душу населения. Совершенно очевидно, что данных средств недостаточно для решения проблемы бедности и выполнения обязательств по установлению социальной справедливости. Проведение посткризисных мер по стабилизации мировой экономики может стать ошибочным триумфом неолиберального перераспределения в пользу богатых, так как фонды по борьбе с кризисом пополняются за счет уменьшения бюджетных выплат наиболее уязвимым слоям населения.

Сокращение МВП в 2009 году и медленный рост МВП в 2010 году связаны с повышением уровня безработицы. Ожидается дальнейшее повышение уровня безработицы - до 50 миллионов человек и более в следующие два года.

Многие государства и регионы в значительной степени отличаются друг от друга по уровню развития, что видно из размера ВВП на душу населения. Поэтому необходимо обратить внимание на тот факт, что менее развитые регионы и государства нуждаются в более высоких темпах роста, в то время как более развитые регионы и государства с недостаточным уровнем занятости должны сфокусироваться на перераспределении рабочих мест и переквалификации граждан, потерявших работу.

Численность населения 10 самых густонаселенных государств и Европейского союза вместе составляет 4500 млн человек или 2/3 всемирного населения, численность которого составляет 6700 млн. В Китае и Индии численность населения - 1330 и 1140 млн соответственно; население двух государств - 37% от численности мирового населения. Устойчивые высокие темпы роста в этих государствах – по оценкам на 2009 год, более чем 8% и 5% соответственно – подтверждают тот факт, что эти страны активно развиваются, внося свой вклад в устойчивое мировое развитие.

Причина высокого темпа экономического роста Китая в последние десятилетия – значительное увеличение доли экспорта. Также изменилась финансовая политика Китая, что, в определенной степени, послужило причиной дисбаланса на финансовых рынках. Снижение доли экспорта из-за слабого спроса в США и Европе увеличило в Китае уровень безработицы, а также усугубило социальные проблемы. В сложившихся обстоятельствах борьбы с последствиями кризиса стране необходима стимуляция внутреннего спроса и усовершенствование системы социального обеспечения. Так, Китай уже выделил на решение данной проблемы 450 млн долларов США. Эти средства направлены, в частности, на финансирование процесса реструктуризации и решение социальных вопросов, что, несомненно, содействует «выздоровлению» мировой экономики.

Китай и Индия должны нести большую долю ответственности за глобальное экономическое развитие и развитым государствам Северной Америки и ЕС необходимо это признать. Стабилизация глобального финансового порядка возможна только при условии активного участия Китая. Конструктивный подход должен быть скоординирован с предложениями Центрального Банка Китая по созданию нового запаса валюты; данные рекомендации сходны с рекомендациями, озвученными Экспертной комиссией по вопросам проведения реформы международной монетарной и финансовой системы при Президенте Генеральной Ассамблеи ООН.

Для других государств Азии, Африки и Ближнего Востока перспективы роста ВВП на 2010 год составляют более 4%, что гораздо выше, чем в Европе и США. Что касается государств Латинской Америки, то они остро нуждаются в ускорении темпов экономического роста в первую очередь с целью сокращения социального неравенства граждан.

1.2 Проект стратегии на 2010 год

Согласованная стратегия глобальной политики на 2010 год будет сформирована исходя из необходимости решать первоочередные задачи. Нескоординированное сокращение банковских гарантий могло привести к «перетеканию» капитала из государств, более не имеющих таких гарантий в государства, все еще предлагающие подобные гарантии. Сокращение пакета мер по стимулированию экономики является серьезным ударом. Непродуманные и преждевременные сокращения этих мер могут привести к замедлению или остановке процесса восстановления глобальной экономики.

Многие государства занимали значительные суммы с целью предотвращения усугубления кризиса. Даже без таких компенсирующих действий, дефициты увеличивались, просто потому, что спады ведут к более низким налоговым доходам и большим расходам. Подобные действия еще более ухудшили ситуацию, что привело к увеличению долгосрочного государственного долга некоторых государств.

Вполне закономерно, что правительства пытаются восполнить дефицитные бюджеты, сокращая расходы, но, ни в коем случае недопустимо сокращать социальные пособия беднейшим слоям населения и инвестирования в инфраструктуру, образование и развитие технологий. Иначе долгосрочные затраты на преодоление последствий кризиса лишь увеличатся, от чего пострадают невинные жертвы кризиса. Правительствам следует со всей осторожностью относиться к восполнению дефицита.

Реформирование финансового сектора должно быть направлено на обеспечение покрытия расходов на борьбу с кризисами в будущем. Иначе данное реформирование лишено всякого смысла и неэффективно. Постоянное финансирование субсидирует финансовый сектор, но такие субсидии способствуют перенасыщению сектора и подрывают стимулы. Президиум Социнтерна считает, что усовершенствование системы взимания подоходного налога будет способствовать не только повышению уровня социальной справедливости, но и стабилизации экономики.

1.3 Труд

Меры, принимаемые по стимулированию экономического роста, призваны обеспечить новые рабочие места и таким образом уменьшить уровень безработицы. Однако данные меры должны осуществляться согласованно с проведением жизнеспособной трудовой рыночной политики. Для менее развитых стран это означает переход к цивилизованному рынку занятости, что стимулирует становление государства, основанного на принципах социальной солидарности, а также является эффективной мерой по борьбе с бедностью. Комитет Социнтерна по экономической политике, трудовым и природным ресурсам занимается решением проблемы интеграции трудовой деятельности, социальной сферы, а также защитой социальных интересов на глобальном уровне. Комитет подготовит свои предложения к первому Совету Социнтерна в 2010 году.

1.4 Торговля

Объем мировой торговли снизился. По предварительным итогам на 2009 год, снижение объемов торговли составит 12%, в 2008 году объем торговли увеличился на 3%, в 2004 – 2007 годах ежегодный рост составлял 8%. Снижение уровня торговли в 2009 году является самым серьезным за период с 1930-х годов. В 2010 году прогнозируется увеличение объема мировой торговли лишь на 2%.

Протекционистские меры, принятые более развитыми государствами представляют самую большую опасность для менее развитых государств, так как данные меры направлены на сокращение экспортных возможностей. Африка, Юго-Восточная Европа, Мексика и многие другие страны пострадают от проведения подобной политики. Некоторые меры по стимулированию экономики подразумевают несправедливые методы торговли, обеспечивая субсидии и стимулируя лишь государственные фирмы. Это сдерживает восстановление менее развитых государств, не имеющих ресурсов для стимулирования своей экономики и оказания поддержки внутренним отраслям промышленности.

Социнтерн поддерживает соглашения, принятые на саммите «большой двадцатки» в Лондоне и Питсбурге, о прекращении наложения новых экспортных ограничений, или осуществления мер, расходящихся с мерами ВТО по стимуляции экспорта. Социнтерн призывает страны, входящие в «большую двадцатку» придерживаться подписанных обязательств.

Социнтерн выступает за то, чтобы предоставить доступ менее развитым государствам к рынкам более развитых государств. Соглашение по данному вопросу должно быть принято в Дохе на встрече стран-членов ВТО в 2010 году, что будет способствовать осуществлению скоординированной глобальной политики. «Справедливая торговля» - главный принцип при принятии решения по этому вопросу.

1.5 Глобальная политика потребления

С момента начала кризиса цена многих товаров и услуг понизилась. Это, возможно, является положительным моментом для потребителей, особенно в более развитых странах, но в любом случае это является негативным моментом для производителей, что можно проследить на примере стран СНГ, Южной Америки и Ближнего Востока. Это особенно проблематично, если страна-производитель относится к категории менее развитых стран.

Во многих случаях связи между спекуляцией на финансовых рынках и спекуляцией на потребительских рынках товаров и услуг стали более явными. Меры по устранению этой тенденции до сих пор не включены в новые положения по установлению глобального экономического порядка. Социнтерн повторяет предложения о создании государственных фондов, призванных обеспечить долгосрочный доход от реализации предметов потребления, что должно способствовать экономическому развитию государств. В связи с этим целесообразно рассмотреть создание Всемирного фонда потребительского рынка.

В течение нефтяного финансового кризиса и кризиса других природных ресурсов нефтяные государства стремятся увеличить предупредительные сбережения, что подрывает мировой совокупный спрос и создает условия для развития спекуляции. В данной ситуации скоординированный глобальный налог на доходы от прироста капитала призван предотвратить спекулятивную деятельность. Что касается накопления предупредительных сбережений, то государства, не имеющие стабильного постоянного дохода, поступают вполне разумно, создавая подобные фонды.

Сельскохозяйственные предметы потребления являются одними из важнейших. Социнтерн поддерживает решение «большой восьмерки» помочь фондам небольших фермерских хозяйств в размере 15 млрд долларов США.

Субсидирование сельскохозяйственного экспорта индустриальными государствами в развивающиеся государства должно быть прекращено. Главной причиной беспокойства является закупка сельскохозяйственных угодий в менее развитых государствах более развитыми государствами. Подобное положение дел может лишь усилить несправедливое распределение ресурсов продовольствия. Обеспечение сельскохозяйственными товарами регионов, где населения выращивает урожай, имеет приоритетное значение по сравнению с торговлей сельскохозяйственными товарами.

Необходимо бороться с незаконными захватами земли и природных ресурсов в контексте военной оккупации. Необходимо гарантировать людям право получать прибыль от своих собственных природных ресурсов, а реализация продуктов, полученных на оккупированной территории, должна быть запрещена.

2. Социальный аспект устойчивого глобального развития

В сентябре МВФ охарактеризовал глобальный социальный кризис, последующий за финансовым кризисом. Среди его неизбежных последствий особо отмечается увеличение безработицы. Крайне необходимо обеспечить устойчивые рынки занятости во всех государствах. Но проблема безработицы является далеко не единственной. Существуют и более серьезные проблемы в социальной сфере. Глобальный финансовый кризис стал причиной многочисленных последствий, которые негативно скажутся, прежде всего, на молодом поколении.

Бедность – позорное явление для мирового сообщества, среди граждан которого миллионы богатейших людей. В 2000 году все государства приняли соглашение о Целях развития тысячелетия, основными пунктами которых стали борьба с голодом и бедностью. Финансовый кризис и его последствия ставят под угрозу возможность достижения поставленных Целей. 100 миллионов людей обеднеют или так и останутся за чертой бедности. Социнтерн призывает правительства и парламенты всех государств сделать все возможное для достижения поставленных Целей.

Сегодня более чем когда-либо необходимо, чтобы страны-доноры увеличили финансовую поддержку успешного устойчивого развития. Ни в коем случае под предлогом международного экономического кризиса не должна уменьшаться международная помощь. Необходимо, чтобы страны-доноры без задержки выполнили обязательства по пожертвованию 0,7% от ВВП к 2015 году. Кроме того, налоги от проведения международных финансовых операций должны быть использованы в целях развития.

Эффективность помощи, направленной на развитие, также зависит от правильного и демократического управления в менее развитых государствах и от скоординированного сотрудничества между донорами и получателями. Однако недостаточная эффективность не является оправданием для уменьшения размера помощи. Более справедливое распределение МВП – главное условие продуктивности устойчивого развития в независимости от качества управления.

Глобальный финансовый кризис особенно сказался на положении трудовых мигрантов. В среднем, в различных государствах, более четверти недавно ставших безработных граждан являются трудовыми мигрантами. Кроме того, безработным мигрантам всегда приходится жить в более трудных условиях, чем безработным, являющимися гражданами государства, так как трудовые мигранты практически лишены помощи родных. По этой причине Социнтерн обеспокоен последствиями круговой иммиграции. Он поддерживает планы добровольного возвращения, а также право этих граждан на социальную защиту по принципу равенства возможностей. Социнтерн согласен с Докладом о развитии человеческого потенциала, прозвучавшего в рамках Программы ООН по развитию в 2009 году, где рассматривался вопрос трудовой миграции. Социнтерн поддерживает предложения ООН.

Социнтерн знаком с принципами социальной политики во всем мире, но особенно в высоко населенных государствах. Население Китая и США, двух мощнейших государств мира, составляет вместе более 20% мирового населения. Эти два государства инициировали реформы, целью которых является улучшение социальной интеграции экономически слабых граждан.

Усилия президента США Барака Обамы по введению более эффективной и более социально ориентируемой системы здравоохранения - важный шаг на пути решения проблем в социальной сфере.

Правительство Китая инвестировало существенные средства в стабилизацию внутреннего спроса и усовершенствование систем социального обеспечения. Это явилось первым шагом в решении социальных проблем, реструктурирования социальных условий жизни и обеспечения более справедливого распределения дохода в Китае, китайского государственного благосостояния.

3. Экологический аспект устойчивого глобального развития

На Конгрессе в Афинах в июле 2008 Социнтерн объявил об одобрении соглашения о недопущении повышения среднемировой температуры на 2 градуса по Цельсию, принятого сообществом государств. До вступления в силу данное соглашение должно быть подтверждено на Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 года. В течение следующих 10-15 лет, глобальная эмиссия парниковых газов должна быть пересмотрена в соответствии с принятой целью в 2 градуса Цельсия. Комиссия Социнтерна по устойчивому развитию мирового сообщества в октябре 2009 представила доклад «От высокоуглеродной экономики к низкоуглеродному обществу». Сокращение эмиссии парникового газа на глобальном уровне возможно только при переходе к новым технологиям и наращиванию потенциала по переработке и уменьшению количества выбросов. Финансирование новых технологий и потенциала по уменьшению количества выбросов является важным условием достижения поставленной цели, поэтому более развитые государства должны оказать необходимую техническую и финансовую поддержку менее развитым странам при решении данной проблемы.

4. Культурный аспект устойчивого глобального развития

Культурным аспектом устойчивого глобального развития является всеобщее образование. Население всех регионов и государств - особенно более молодое поколение - должно получить элементарные знания технологий и понятия о человеческих ценностях. Предложения Социнтерна по направлению дохода от реализации предметов потребления в развитие и улучшение глобального распределения могут быть осуществлены, если этим будут заниматься квалифицированные специалисты. Социнтерн обсудит идеи о связи глобальной политики использования природных ресурсов и глобальной политики образования.

5. Более демократическая политическая система мирового сообщества

Успешная реализация всех четырех аспектов глобального устойчивого развития возможна лишь при условии демократически эффективной институализации мирового сообщества. Демократическое глобальное управление является срочной необходимостью. Международным институтам, являющимся частью единой многосторонней и многоуровневой глобальной политической системы, необходимо предоставить возможность, гибкость и власть для того, чтобы они могли действовать на благо создания безопасного и жизнеспособного будущего. Но подобные институты должны увеличить демократическую легитимность, повысить уровень доверия, действуя более открыто и прозрачно.

Продолжающиеся политические конфликты препятствуют глобальному развитию во всех его аспектах. Подобные конфликты оказывают негативное влияние не только на местном, но и на региональном и глобальном уровнях. Для устранения подобных конфликтов, необходимо разобраться в причинах их возникновения, что является важным условием обеспечения успешного экономического, социального и экологического развития. Деятельность по борьбе с возникновением конфликтов потребует применения международного права, гарантирующего уважение к правам человека, в целях предотвращения растущих неравенств. Успешная стратегия развития должна включать действия, направленные на предотвращение возникновения конфликтов и гарантирование прав людей.

Социнтерн поддерживает рекомендации Экспертной комиссии по вопросам проведения реформы международной монетарной и финансовой системы при Президенте Генеральной Ассамблеи ООН.

Рекомендации демонстрируют тот факт, что решение институционных проблем возможно параллельно с разработкой новых правил деятельности глобальных финансовых рынков, особенно принимая во внимание соотношение «большой двадцатки» к системе учреждений ООН.

Соглашение «большой двадцатки», принятое в Лондоне по предоставлению новых ресурсов менее развитым государствам демонстрирует тот факт, что «большая двадцатка» движется к расширению ответственности за глобальное экономическое развитие. «Большая семерка или восьмерка» больше не способны определять направление глобальной экономической политики.

Однако формат проведения встреч «большой двадцатки» исключает участие в них беднейших государств. Мировой порядок, действующий на основе принципов, прописанных во Всеобщей декларации прав человека, охватывающей как гражданские, так и политические права, не может полноценно функционировать без участия всех регионов и граждан всего мира.

Предложения Комиссии Социнтерна по устойчивому развитию мирового сообщества - «Новое определение и преобразование глобального управления, создание международных политических институтов» - внесут свой вклад в построение демократической политической системы мирового сообщества.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru