Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Юбилей заслуженного полярника

23.09.2009

25 сентября исполняется 70 лет Артуру Николаевичу Чилингарову – депутату Госдумы РФ, Первому заместителю руководителя фракции «Единая Россия», Герою Советского Союза, Герою России, доктору географических наук, профессору, член-корреспонденту РАН, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток»; руководителю Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции «Арктика-2007», Президенту Ассоциации полярников России.

Артур Николаевич родился в Ленинграде в семье служащего. Окончив 10 классов, работал слесарем-монтажником на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе. В 1963 г. окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С.О.Макарова по специальности “океанолог”.

Вся деятельность А.Н.Чилингарова непосредственно связана с исследованиями Арктики и Антарктики. Начав в 1963 г. работу в Арктической научно-исследовательской обсерватории в поселке Тикси в качестве инженера-гидролога, он изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу. В 1965 г. был избран первым секретарем Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. С 1969 г. по 1971 г. возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21», являлся начальником дрейфующих станции «Северный полюс-19» и «Северный полюс-22».

В 1971 г. назначен начальником станции Беллинсгаузен 17-й Советской антарктической экспедиции. С 1974 по 1979 гг. А.Н.Чилингаров – начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. За разработку методики погрузо-разгрузочных работ на ледовый припал Ямала был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (1981). С 1979 по 1986 гг. он – начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В середине февраля 1985 г. научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» прибыло в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 метров в секунду. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 километров в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 километров. «Михаил Сомов» оказался прочно плененным в море Росса.

По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф.Родченко. Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В.Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.

Ударными темпами стали загружать ледокол «Владивосток» дополнительным горючим, продовольствием, комплектами теплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебедок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок.

А в это время судно «Михаил Сомов» было лишено подвижности. Руль и винт заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южно-полярной ночи. Температура воздуха – минус 20-25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.

Капитан В.Ф.Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника». Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодежная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там «Михаил Сомов»?». Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы, Ленинграда.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан В.Ф.Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».

Выйдя 10 июня 1985 г. из Владивостокского порта, ледокол «Владивосток», выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» А.Н. Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена.

На 36-й день не без риска и огромных трудностей «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана: его стихия – все-таки лёд) преодолел «ревущие» 40-е и «неистовые» 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещенный в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 г. встретились с «Павлом Корчагиным». Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах «Владивосток» пошёл таранить молодые льды. До «Михаила Сомова» оставалось 600 миль.

Весть о прибытии «Владивостока» обрадовала экипаж «Михаила Сомова». Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятеренной энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели «гоняли» круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.

26 июля 1985 г. «Владивосток» уже галсами «колесил» вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха – 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола.

В.Ф.Родченко понимал, что ухудшающаяся погода на раздумья, а тем более на «жаркую» встречу экипажей двух судов времени не отпускала. Поэтому, как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. Побыстрее от злополучного места «Михаил Сомов» уверенно последовал за своим освободителем. Два островка огней в южно-полярной ночи двигались вперед, к чистой воде, к далекой Родине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 г. за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10755).

С 1986 по 1992 г. А.Н.Чилингаров – заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1990 г. был избран Президентом Ассоциации советских полярников (ныне – Ассоциация полярников России). Руководитель научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу и трансконтинентального перелета «ИЛ-76» в Антарктиду.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ненецкого автономного округа трех созывов. Каждый созыв по итогам парламентских выборов избирался заместителем Председателя Государственной Думы, в 1999 г. – от депутатской группы «Регионы России». В декабре 2001 г. был утвержден членом Морской коллегии при Правительстве РФ. В декабре 2003 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва, а через четыре года, в декабре 2007 г., – депутатом Государственной Думы РФ пятого созыва.

А.Н. Чилингаров – крупный российский ученый-океанолог, автор более 50 научных работ по проблемам освоения Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН (с 2008) и РАЕН (с 1994), доктор географических наук (2001), профессор. Пользуется широкой международной известностью как видный деятель экологического движения, активный участник заключения Договора об Антарктике. Член международного Клуба исследователей, член Британского Королевского географического общества, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества.

Имя А.Н. Чилингарова занесено в Книгу рекордов Гиннесса – как первого человека, который в течение шести месяцев сумел побывать на обоих полюсах планеты – Северном и Южном.

Летом 2007 г. А.Н. Чилингаров, являвшийся специальным представителем Президента РФ по вопросам международного полярного года (каковым был объявлен 2007 год), возглавил российскую Высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию «Арктика-2007» на Северный полюс. В задачу данной экспедиции входило более детальное изучение строения дна в приполюсном районе самого северного на земле океана, а также проведение ряда уникальных научных исследований. Экспедиция под руководством А.Н. Чилингарова была призвана стать важным этапом в объединении усилий как российских, так и международных научных центров в изучении процессов, происходящих в современных условиях в Арктике и влияющих на климат всего северного полушария.

7 августа 2007 г. уникальная экспедиция была успешно завершена. На дне Северного ледовитого океана 2 августа 2007 г. с помощью глубоководного аппарата «Мир-2», с находившимися на его борту акванавтами: пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен, на глубине в 4261 м, с координатами 0 градусов 0,097 минут N; 0 градусов 0,018 минут E, был установлен флаг России и капсула с посланием к потомкам.

А.Н. Чилингаров в судовом журнале MVK экспедиции «Арктика-2007» сделал запись: «Погружение и всплытие без комментариев. Хорошо, что снова видим Арктику. Поздравляю всех россиян с покорением Северного полюса Земли!»

Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2008 г. № 4 за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции Артуру Николаевичу Чилингарову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

29 мая 2008 г. был избран член-корреспондентом РАН.

Указом Президента РФ от 8 декабря 2008 г. А.Н. Чилингаров был назначен специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Этим же Указом он был освобожден от должности специального представителя Президента РФ по вопросам Международного полярного года.

Артур Николаевич награждён советскими орденом Ленина (14.02.1986), орденом Трудового Красного Знамени (04.1981), орденом «Знак Почёта» (04.1976), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (12.06.2007), орденом «За морские заслуги» (27.01.2003), медалями, в том числе медалью «Символ Науки» (2007), именным пистолетом, а также орденами и медалями иностранных государств.

Он является Лауреатом Государственной премии СССР (1981), премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2008).

Указом Президента РФ № 145 от 11 февраля 2005 г. за заслуги в области метеорологии А.Н. Чилингарову присвоено звание «Заслуженный метеоролог РФ».

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru