IV съезд водников и мелиораторов
23.06.2009

5 июня в Москве прошел IV съезд Союза водников и мелиораторов. В нем приняли участие более 200 представителей строительных, эксплуатационных, научных, проектных организаций и учебных заведений из 62 субъектов Федерации и приглашенные представители федеральных органов исполнительной власти. Съезд заслушал и обсудил доклад о деятельности Союза в 2008 г., принял Устав в новой редакции с наделением некоммерческого партнерства «Союз водников и мелиораторов» функциями саморегулируемой организации, принял новых членов, избрал руководящие органы и утвердил рабочие документы Союза в области саморегулирования. Особую атмосферу работе съезда придавало то обстоятельство, что проводился он накануне Дня мелиоратора, отмечаемого профессионалами в первое воскресенье июня, несмотря на неофициальный статус.
По поручению Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник на съезде с приветствием выступил замминистра Александр Беляев, который подтвердил оценку руководства Министерства роли мелиорации, как стабилизирующего фактора в сельхозпроизводстве, позволяющем получать высокие урожаи при неблагоприятных климатических условиях. А. Беляев охарактеризовал современное состояние мелиоративных земель и вытекающих из этого задачах Министерства по повышению плодородия почв, защите земель от эрозии, рациональному использованию биоэнергетического потенциала, повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений. На эти цели предусматривается значительное увеличение финансирования на все виды мелиоративных мероприятий.
Георгий Гулюк, директор Департамента мелиорации Минсельхоза России дал высокую оценку деятельности Союза. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что созданный в 2006 г. Союз водников и мелиораторов существенно окреп, набрал силу и способен влиять на принятие необходимых для развития мелиоративный отрасли решений. Союз выиграл тендер и с участием ВНИИГиМа и ряда других институтов проводит научные исследования по состоянию мелиоративных фондов и внутрихозяйственных систем с целью разработки ведомственной целевой программы восстановления систем для развития кормовой базы животноводства. Занимается вопросами образования на базе Союза саморегулируемой организации для оформления и выдачи разрешений на ведение организациями производственной деятельности по направлениям взамен отмененного с 2010 г. лицензирования. Ведет проработку ряда других вопросов, связанных с улучшением положения в отрасли, оказывая тем самым существенную помощь в деятельности Департаменту мелиорации.
Примечательно, что Союз объединяет руководителей и специалистов, мелиоративных и водохозяйственных организаций, выполняющих на протяжении многих лет крайне необходимые для успешного функционирования сельского хозяйства работы, связанные с мелиорацией земель и повышением плодородия почв, улучшением качественного состояния сельскохозяйственных угодий. Далее Г. Гулюк дал характеристику водохозяйственного комплекса Минсельхоза России, который представлен 60 тыс. гидротехнических сооружений с балансовой стоимостью сооружений 140 млрд. руб., что составляет 40% от общей балансовой стоимости сооружений и систем всех форм собственности. В их составе 232 водохранилища, 43 из которых особо крупные – свыше 10 млн. куб. метров, более 2 тыс. регулирующих гидроузлов, 134 плотины, 1,7 тысячи подающих и откачивающих воду стационарных насосных станций, более 40 тыс. км водопроводящих и сбросных каналов, свыше 3 тыс. км защитных валов и дамб и другие объекты. Водохозяйственными сооружениями ежегодно забирается из водных объектов и подаётся на нужды АПК около 21 млрд. куб. метров водных ресурсов, что составляет 18% в структуре использования воды другими потребителями.
С целью безаварийного пропуска половодья и паводков определены особо опасные объекты, к которым относятся в целом по России 250 крупных ГТС, в том числе 135 – в Южном федеральном округе. В зоне возможных затоплений расположено более 670 населённых пунктов с общей численностью населения 1,4 млн. человек. По данным проведённой инвентаризации водохозяйственных объектов необходимо реконструировать сооружения 72 водохранилищ, 240 регулирующих гидроузлов и 1,2 тыс. км защитных дамб и валов, имеющих износ основных фондов 50% и более.
Требуется проведение работ по реконструкции на оросительных системах на площади 2 млн. га (46% к наличию) и осушительных системах на площади 1,2 млн. га (25%). В 2006-2008 гг., то есть с начала реализации программы повышения почв осуществлено строительство и реконструкция более 300 мелиоративных объектов и ГТС, из них введено в действие после реконструкции свыше 130 объектов. Г. Гулюк перечислил завершенные строительством и сданные в эксплуатацию крупные объекты мелиоративного и водохозяйственного назначения.
За этот период предотвращено от выбытия из сельхозоборота свыше 2 млн. га сельскохозяйственных угодий и вовлечено в сельхозоборот 2,3 млн. га ранее неиспользуемых угодий. В 2008 г. по индикатору предотвращение выбытия сельхозугодий из оборота впервые за последние годы достигнут уровень, равный ежегодному выбытию угодий из оборота.
На встрече с главой Минсельхоза России 8 мая состоялось обсуждение разработанной Водной стратегии АПК, технического состояния фондов и имеющихся проблем в отрасли мелиорации, получено понимание, одобрение и поддержка наших действий.
Г. Гулюк ознакомил с этапами реализации Водной стратегией АПК до 2020 года. На первом этапе (2010-2015 гг.) предусмотрено обеспечить восстановление и реконструкцию имеющихся мелиорированных земель, повысить их продуктивность. На втором этапе (2016-2020 гг.) – довести площади орошаемых и осушенных земель до уровня.
Кроме того, необходимо выправить сложившуюся парадоксальную ситуацию на мелиоративных системах, при которой федеральная часть системы способна подать воду, а внутрихозяйственная часть, находящаяся на балансе сельхозтоваропроизводителей, в силу её неработоспособности и отсутствия средств у хозяйств на ее восстановление не в состоянии принять воду и обеспечить полив, что в конечном итоге ведёт к потере урожая. Единственно правильным решением этой проблемы может быть субсидирование части затрат на восстановление и реконструкцию внутрихозяйственных систем.
На упомянутой выше встрече с Министром было подчеркнуто, что нам необходимо иметь в перспективе не менее 15% наличия мелиорированных земель от площади пашни (сегодня 8%) с целью полного удовлетворения потребности страны в продовольствии за счет собственного производства. Крайне важно обеспечить софинансирование программных мероприятий наряду с федеральным бюджетом и по возможности не допустить недофинансирования. Несмотря на непродолжительный период работы Министра и ее команды, в кризисный период на развитие АПК страны в 2009 г. определен объем финансирования 191,7 млрд. руб., в том числе на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства с учетом субсидирования по направлениям – 157,7 млрд. руб., на реализацию ФЦП повышения плодородия почв – 15,8 млрд. руб., или 10% от объема Госпрограммы.
Г.Г. Гулюк выразил уверенность, что решения съезда послужат новым импульсом в дальнейшем развитии и укреплении отрасли.
С докладом о деятельности Союза выступил его Председатель Николай Сухой.
В состав Союза входят 252 организации, представляющие 74 субъекта Федерации, из них более половины строительные организации, остальные проектные, научно-исследовательские, сельхозтоваропроизводители. Союз получил признание среди общественных организаций России, федеральных ведомств, Федерального Собрания. У нас установились деловые отношения с Аграрным союзом России, Союзом работодателей, Профсоюзом работников АПК, Российским аграрным движением, Государственным университетом природообустройства. Мы постоянно координировали свою работу с Департаментом мелиорации Минсельхоза России, и я хочу выразить глубокую благодарность руководителю департамента Георгию Григорьевичу Гулюку за его помощь и активное участие в работе Союза.
Главным направлением деятельности Союза была выработка и проведение активной аграрной политики в вопросах мелиорации земель, а также участие в различных мероприятиях по водным проблемам. Основной документ, которым руководствовался Союз в своей работе – договор с Минсельхозом России от 29 апреля 2008 г. заключенный на 5 лет. В соответствии с договором Союз активно участвовал в разработке и реализации госпрограммы развития сельского хозяйства на период 2007-2012 годы, в составе которых удалось отстоять основные показатели ФЦП «Сохранение и восстановление земель се6льскохозяйственного назначения на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Здесь не только удалось сохранить ресурсы по данной программе, но и нарастить дополнительные объемы.
В конце прошлого года Минсельхозом России совместно с Союзом была проведена коллегия по проблемам мелиорации земель в России. В решении коллегии многие проблемы прозвучали. Вместе с тем отдельные вопросы, которые ставились Союзом при разработке госпрограммы, особенно это касается субсидий госбюджета на реконструкцию и ремонт внутрихозяйственной сети, пока не решены. Острой проблемой остается поставка поливной и мелиоративной техники, оплата труда в отрасли.
Мы и сейчас постоянно поднимаем эти проблемы. В частности на заседании президиума Российского аграрного движения эта тема обсуждалась с заместителем председателя Правительства России Виктором Алексеевичем Зубковым.
Мы приступили вместе с 5 нашими научно-исследовательскими институтами к разработке ведомственной программы «Развитие кормовой базы для животноводства на мелиорируемых землях». Первый этап работы мы планируем завершить уже в этом году.
Союз участвовал в разработке, рассматриваемой в настоящее время Правительством РФ Водной Стратегии. Думаю, что в ближайшее время она будет утверждена и более масштабно предусмотрена в федеральных бюджетах на последующие годы. Будем надеяться, что после утверждения Стратегии будут решаться и базовые проблемы водной отрасли: внесение серьезных изменений в «Водный кодекс»; укрепление Федерального органа управления водным хозяйством; будут пересмотрены принципы финансирования мероприятий на водных объектах страны.
Неоднократно поднимались вопросы сельхозводоснабжения. В результате в Госпрограмме предусмотрено значительное увеличение средств на внутрипоселковые водопроводы и в настоящее время разрабатывается подпрограмма сельскохозяйственного водоснабжения. Вместе с тем положение здесь отчаянное. Сегодня более 60% сельского населения потребляет воду не соответствующую санитарным нормам. Во многих регионах идет истощение и загрязнение подземных горизонтов артезианских вод. На днях Минэкономики России завершило разработку госпрограммы «Чистая вода» на период 2009-2017 годы. В указанной программе дана объективная оценка состояния водоснабжения в России и, особенно в сельских населенных пунктах. Программой предусматривается ежегодное выделение средств из федерального бюджета по разным направлениям от 20 до 40 млрд. рублей. Я называю эти две программы, в которых нам пришлось участвовать – «Водная стратегия» и «Чистая вода» для того чтобы мы организовали серьезную работу на местах, особенно это касается нашего строительного комплекса, чтобы эти проблемы решались бы нашими специализированными организациями.
Организации Союза активно участвуют в разработке нового закона «О мелиорации земель», но здесь имеются определенные опасения: в стране пока не завершена земельная реформа; не сформировался класс землепользователей – главных потребителей услуг мелиораторов; не сложились экономические отношения в аграрном секторе, вследствие чего нельзя выстроить конкретную систему финансирования мелиоративных мероприятий.
Советом Союза и исполнительной дирекцией велась активная работа с нашими организациями. Мы рассматривали каждое обращение, с которым выходили к нам члены Союза, таких обращений было более 200. Оказывалась поддержка в загрузке наших организаций, правовая помощь, защита интересов наших организаций в различных структурах власти.
В течение этого года Союз и Ассоциация водохозяйственного комплекса совместно со строительными и проектными организациями при активной поддержке наших федеральных государственных учреждений и Департамента мелиорации Минсельхоза России занимались вопросом создания саморегулируемых организаций в нашей отрасли. Принятие Союзом полномочий по саморегулированию не должно радикальным образом поменять нашу деятельность.
Водное хозяйство и мелиоративный комплекс России являются важнейшими отраслями народного хозяйства страны, от состояния которых в значительной степени будет зависеть жизнь наших людей. Вместе с тем в этих отраслях накопилось большое количество проблем, разрешение которых возможно только в тесном контакте с государственными органами, общественно-политическими организациями и обязательно при активной, организованной и консолидированной работе Союза водников и мелиораторов России.
Выступление Полада Полад-заде, Гендиректора АО «Водстрой», как всегда было ярким, страстным, аргументированным, затронувшим самые острые проблемы водохозяйственного комплекса страны. По его мнению не находят решения давно назревшие вопросы и в, находящейся сейчас в стадии рассмотрения в высших эшелонах исполнительной власти, Водной стратегии РФ на период до 2020 года. Не намечается радикальных изменений в управлении водохозяйственным комплексом страны, нет органа, который бы координировал работу между разными структурами. Необходимо обеспечить людей в конкретные сроки качественной питьевой водой, решить амбициозную задачу к 2020 г. исключить сброс загрязненных сточных вод, внести серьезные изменения в Водный кодекс РФ, разработать государственную программу мелиорации земель до 2020 г., создать при Правительстве РФ Межведомственную комиссию по водному хозяйству.
В сообщении Владимира Соколова, директора ФГУ «Саратовмелиоводхоз» дан анализ положительной роли мелиоративных земель в производстве сельхозпродукции в области. Обслуживаемая ФГУ площадь орошения составляет более 257 тыс. га, в области 23 крупных водохранилища, десятки насосных станций. В. Соколов поддержал деятельность Союза в выработке и проведении активной аграрной политики в вопросах мелиорации земель.
Дмитрий Козлов, д.т.н., проф. ректор МГУП остановился на проблеме формирования кадрового потенциала при реализации общесистемных задач Водной стратегии РФ до 2020 г., а также на формировании научно-технического потенциала, экологическом воспитании и повышении осведомленности населения. Обратил внимание на необходимость создания развитой системы послевузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Д. Козлов кратко изложил концепцию создания национального корпоративного исследовательского университета водного хозяйства и природообустройства.
Геннадий Кулик, зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам обосновал востребованность мелиорации в самое ближайшее время, т.к. поставленная в стране задача по замещению импорта животноводческой продукции возможна только на основе развития кормовой базы. Он отметил, что позади понятие о сельском хозяйстве, как о «черной дыре». Средний экспорт зерна в последние годы около 14 млн. т – это третья позиция в мире, а по пшенице вторая после США. «В 2008 г. темпы прироста сельхозпроизводства (8%) – самые высокие среди всех отраслей. Сельское хозяйство в условиях кризиса играет роль локомотива. Единственной отраслью, давшей прирост в первом квартале 2009 г. (2,7%), стало сельское хозяйство. Необходимо развивать сельские территории – это особенно важно для молодежи. Если в 2005 г. закончили год рентабельно 43% хозяйств, то в 2008 г. уже 80%», – отметил Г. Кулик.
Борис Кизяев, академик РАСХН директор ВНИИГиМ информировал о разработанной и переданной в Минприроды России Водной стратегии агропромышленного комплекса России на период до 2020 г. для включения в проект Водной стратегии РФ до 2020 года. В представленном документе систематизированы проблемы, сформированы принципы, цели, задачи, целевые показатели развития мелиоративно-хозяйственного комплекса страны, разработана система мероприятий по приоритетным направлениям развития и механизмы реализации Водной стратегии АПК России на период до 2020 года.
Виктор ОМЕЛЬЯНЕНКО, НИА-Природа