Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Росводресурсы: итоги и приоритеты

27.03.2009

18 февраля в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации прошла расширенная коллегия Росводресурсов, посвященная подведению итогов работы Федерального агентства водных ресурсов в 2008 году, планам и задачам на 2009 год.

На заседании присутствовали представители федеральных органов представительной и исполнительной власти: Контрольного управления Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Мин-природы России и входящих в него агентств и служб, Минсельхоза России, Федерального агентства морского и речного транспорта, а также представители администраций субъектов Российской Федерации из Вологодской и Рязанской областей, Республики Мари-Эл, Чувашской Республики. Участниками коллегии были руководители Института водных проблем РАН и Московского государственного университета природообустройства.

В работе коллегии приняли участие ответственные сотрудники центрального аппарата Росводресурсов, руководители бассейновых водных управлений и их заместители в субъектах Российской Федерации, директора федеральных государственных учреждений и предприятий Росводресурсов.

После открытия заседания и вступительного слова Руководителя Росводресурсов Р.З. Хамитова к участникам коллегии обратилась Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комарова, подчеркнувшая важность правовой основы для решения проблем эффективного и безопасного использования водных ресурсов: «Мы имеем базовый закон - Водный кодекс, однако отдельные его положения не имеют прямого действия и потребовали разработки большого количества нормативных актов, обеспечивающих его реализацию. В тоже время не все из них разработаны: имеются ввиду правила использования водохранилищ, а также безопасность гидротехнических сооружений (ГТС) и др. Нельзя не отметить, что создание таких документов – дело весьма трудоемкое.

В подготовленном Минприроды России Государственном докладе о состоянии и использовании водных ресурсов РФ содержится информация о состоянии ГТС. С целью обеспечения безопасности ГТС был разработан соответствующий Регламент, но в подготовке базового документа для внесения изменений в Федеральный закон о безопасности ГТС сделано не все».

Н.В. Комарова обратила внимание на наличие «белых пятен в законодательстве», которые позволяют нецелевое использование средств, о чем свидетельствует совместный анализ Комитета и Счетной палаты по практическому применению Водного кодекса.

В конце выступления Председатель комитета отметила, что после утверждения программы «Чистая вода» в 2009 году будет запущен процесс по решению одной из приоритетных задач обеспечения жителей РФ качественной питьевой водой, что также связано с совершенствованием нормативной базы. «Важнее всего не грандиозность планов, а насколько слаженно и решительно мы их выполняем!» - подчеркнула она.

В выступлении Председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды В.П. Орлова также подчеркивалось значение стоящей перед всеми общей задачи: в Федеральном Собрании – совершенствование законодательства, у Минприроды России и Агентства – выполнение законодательства и контроль за его выполнением. Совет Федерации готовит новый доклад о состоянии законодательства в сфере природопользования. Есть в нем раздел касающийся водного законодательства.

В.П. Орлов призвал накапливать материалы по совершенствованию законодательства в течении всего года, чтобы можно было проводить квалифицированный анализ и готовить предложения по внесению изменений. Говоря о текущих задачах, он отметил: «Мы живем в кризисное время. Надо быть готовым к антикризисным мероприятиям. У вас они есть, их нужно выполнять в каждом учреждении. В своем выступлении Президент России Д.А. Медведев сказал, что к ним будут отнесены и социально направленные. Они должны быть обязательно выполнены».

Председатель комитета обратил внимание на важность участия всех в разработке водной стратегии и сложностях учета на современном этапе экономической ситуации, необходимости представления перспективного плана развития охраны и использования водных ресурсов, значение которых трудно переоценить.

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Р. Леви отметил, что коллегия проходит накануне 5-летия образования Федерального агентства водных ресурсов, которое достойно и эффективно выполняет задачи по их использованию. Об экономической эффективности осуществляемых мероприятий говорит следующее соотношение – на 1 руб. вложений в 2008 г. получили 5,7 руб. выгоды от предотвращенного ущерба от наводнений и другого вредного воздействия вод.

С.Р. Леви с удовлетворением отметил активное сотрудничество Росводресурсов по выполнению решений, принятых по результатам совещания по повышению эффективности и обеспечению комплексного использования водных ресурсов (15 июля 2008 г., Ростов-на-Дону).

Росводресуры принимали активное участие в законотворчестве и активно сотрудничали в создании механизма сокращения расходов и мониторинге загрязнений.

Говоря о задачах на 2009 г., С.Р. Леви подчеркнул значение разработки проекта Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, которую необходимо завершить до 1 июня 2009 год. В ходе работы коллегии С.Р. Леви сообщил о том, что доклад Руководителя Росводресурсов Р.З. Хамитова об итогах работы в 2008 г. и основных задачах на 2009 г. в министерстве признан лучшим среди агентств и служб.

С аналитическим докладом на коллегии выступил Руководитель Росводресурсов Р.З. Хамитов.

Итоги работы Росводресурсов в 2008 году и основные задачи на 2009 год

(с сокращениями)

Основные направления развития водохозяйственного комплекса России сформулированы давно.

Цель: устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики.

Задачи составляют известную триаду: обеспечение потребности в воде, обеспечение качества воды, безопасность населения.

Р.З. Хамитов назвал российское водное законодательство либеральным. Его основные положения:

– минимальные сроки на выдачу решений и заключению договоров водопользования (2 месяца), в то время как мировая практика знает примеры, когда такие процедуры занимают годы;

– минимальная ставка платежей за забор воды и сброс стоков (100-500 руб. за 1000 куб.м);

— три вида платного водопользования: забор воды, выработка э/э на ГЭС, рекреация; остальные виды пользования — бесплатны;

— бесплатность водопользования для судоходства, сельского и рыбного хозяйств;

— эксплуатация водохранилищ ГЭС осуществляется государством;

— установлены минимальные размеры водоохранных зон и разрешена возможность полномасштабного строительства в них;

— имеет место отсутствие запретов на строительство на паводкоопасных территориях и в нижних бьефах водохранилищ;

— также имеет место отсутствие в законах нормы об обязательном инструментальном учёте забора воды и сброса стоков.

Известно ещё, что готовится закон об искусственно образованных территориях.

На данном этапе законодательство помогает развитию бизнеса в стране.

Управление водопользованием будет переносится постепенно на уровень бассейнового управления; создаются бассейновые советы.

В 2008 г. проведено водохозяйственное районирование территории РФ, продолжена работа по государственному мониторингу водных объектов, началось предоставление прав пользования водными объектами на основе договоров водопользования. В Госводреестре зарегистрировано 2929 договоров и 5475 решений. Объем поступления платы составил 2,13 млрд. руб.

Забор воды из природных объектов в целом по России не превышает 2% речного стока. Это около 80 кубических километров, причем потери достигают 7,9 кубических километров. При этом надо иметь виду, что для того, чтобы транспортировать такой объем воды затрачивается около 2% от всей вырабатываемой электроэнергии в стране.

В 2008 году структура водопользования в России стабилизировалась. Удельная емкость водопотребления стала примерно на одном уровне со странами, обладающими большими водными ресурсами, такими как США и Канада, почти в три раза больше чем с европейскими развитыми странами, например, с Германией.

Экономический эффект, достигнутый Росводресурсами от снижения ущерба от дефицита водных ресурсов за последние 4 года, благодаря работам, проведенным Агентством, составил 24,1 млрд. рублей.

Агентство отвечает за качество водных ресурсов. Техногенное давление на водные объекты продолжает увеличиваться. Ежегодно в водные объекты поступает свыше 10 млн. тонн загрязняющих веществ с ливневыми стоками городов, хозяйственно-бытовыми стоками, с мелиоративных полей, с судов и других загрязнителей. Из-за этого состояние 40% поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения стабильно не соответствует санитарным нормам. А по гигиеническим показателям состояние источников в последние годы даже заметно ухудшилось. Если в 2006 г. около 24% проб не соответствовало гигиеническим показателям, то в 2007 – 32%.

По санитарно-химическим показателям лидерами по загрязнению являются Дальневосточный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа. А ведь это территории избыточно обеспеченные водой. По микробиологическим показателям хуже всего дело обстоит в Дальневосточном округе.

Социальные последствия от воды плохого качества огромные. Высокая доля водопроводной воды с не соответствующими гигиеническим нормативам по санитарно-химическому составу в Республике Карелии, где тысячи озер. В крае, в котором никогда не было дефицита воды, почти 60% проб не соответствует нормам, такое же положение в Архангельской, Томской областях и Ханты-Мансийском АО. По микробиологическим показателям высокие доли проб несоответствия гигиеническим нормам в Ингушетии, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках — более 36%. Это горные республики, где есть чистейшая природная вода. Санкт-Петербург в результате внедрения новых технологий по очистке водопроводной воды улучшил свои показатели более чем в 2 раза.

Что предполагается делать для улучшения качества воды? Во-первых, формализовать всю цепочку, которая управляет процессом качества. Начиная с нормирования через бассейновые планы (СКИОВО), целевые показатели качества воды, нормативы допускаемого сброса. Уже выпущено более 2 тысяч таких документов с опорой на методику, основанную на предельно допустимых концентрациях. Надо создать экономический механизм, включающий методику оценки ущерба, и получить эффективную систему. На сегодняшний день мы только обозначили движение в этом направлении. Будем стимулировать предприятия по очистки стоков. И, начиная с 2014 г., плата за причиненный ущерб увеличится не в разы, а в десятки раз.

Крупным достижением 2008 г. является то, что управление всем комплексом качества водных ресурсов страны будет осуществлять Минприроды России. Уже видно взаимодействие руководителей центрального аппарата Ростехнадзора, Росгидромета, Росводресурсов. Также должны работать и на местах, а не ставить палки в колеса.

Проблема паводков. Почти половина территории страны входит в опасную паводковую зону. За прошедшие 2005-2008 гг. нами предотвращен вероятный ущерб почти на 150 млрд. рублей, причем в 2008 г. – почти на 60 млрд. руб. Затраты на работы, связанные с предотвращением вредного воздействия паводковых вод, составили 23,2 млрд. руб., в том числе в 2008 г. – 5,8 млрд. руб. Численность защищенного населения составила 1,9 млн. человек, а на их переселение из опасных территорий пришлось бы затратить около 300 млрд. руб. В 2008 г. были активизированы простые работы по предотвращению воздействия паводка: построено и реконструировано 146 сооружений инженерной защиты. Эффективность: почти 10 рублей вероятного предотвращенного ущерба на каждый рубль израсходованных бюджетных средств!

Всего за период 2005-2008 гг. было построено и реконструировано 511 объектов инженерной защиты. Известно, что порядка 10 тысяч ГТС относится к федеральной и муниципальной собственности. Из этих 10 тысяч 2,5 тысячи требовали ремонта и реконструкции и сейчас на более 1000 объектах работы завершены.

Экономическая эффективность мероприятий по осуществлению безопасности гидротехнических сооружений: затрачено в 2008 г. 3,5 млрд. руб., а вероятный предотвращенный ущерб равен 16,6 млрд. руб.

В целом, экономическая эффективность мероприятий, осуществленных Росводресурсами в 2008 г. следующая. При бюджетных затратах в 14,09 млрд. руб. предотвращенный ущерб составил 79,8 млрд. руб., т.е. эффективность 5,7 руб. на рубль вложений.

В 2008 г. большое внимание уделялось международной деятельности. Одним из крупных достижений является подписание соглашения и проведение первого заседания комиссии Россия — Китайская Народная Республика по вопросам охраны и использования трансграничных водных ресурсов. Решению этой проблемы предшествовали долгие и трудные переговоры. Сейчас идет формирование рабочих групп и с той и другой стороны, продолжение работ по мониторингу.

Есть еще один нерешенный вопрос – это делимитация госграницы России с Азербайджаном по реке Самур. По нашему мнению граница должна проходить по оси гидроузла и мы должны иметь полное право регулировать водопоток в этой пограничной реке.

Задачи 2009 года. Сейчас приходится работать в условиях финансового кризиса, вносить коррективы в планы. Но при этом надо выполнить необходимые работы, запланированные на 2009 год. Не будем открывать новых строек. Будут приниматься жесткие меры по контролю за текущими расходами. Мы в последнее время жили неплохо, у нас были возможности для существенного увеличения материальной базы.

В 2009 г. будут завершены работы по строительству 25 объектов инженерной защиты от вредного воздействия паводковых вод и обеспечению увеличения пропускной способности русел общей протяженностью 700 км. Планируется достижение показателя «Увеличение степени защищенности территории от наводнений и другого вредного воздействия вод» до 13,19%.

Также планируется привести в безопасное состояние 156 гидротехнических сооружений, находящихся на балансе Росводресурсов, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных.

Необходимо продолжить работы по реализации протокола совещания в Ростове-на Дону у Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

Основные выводы:

— водные ресурсы – один из стратегических факторов развития экономики России;

— сформировано законодательное и правовое поле;

— проводится практическая работа по защите людей от водных опасностей; количество защищенных людей приближается к 2-м миллионам человек (2005-2008 гг.);

— отремонтированы 900 плотин, находившихся в наихудшем состоянии;

— система управления водными ресурсами требует модернизации. Необходимы:

а) интегрированное управление водными ресурсами;

б) реализация бассейнового принципа;

в) обеспечение жесткой экономии и контроля расходования бюджетных средств.

Первый заместитель Губернатора Вологодской области В.В. Рябишин дал высокую оценку взаимодействию Федерального агентства водных ресурсов и Правительства Вологодской области в сфере охраны и рационального использования водных объектов. Он сообщил, что завершается подготовка нового соглашения о сотрудничестве.

В области принят целый ряд программ: «Чистые дороги», «Чистый лес» и, в 2002 г. программа «Чистая вода». Особое внимание уделяется проблеме загрязнения водных объектов, в том числе, такому источнику загрязнения, как сбросы с судов. Например, только по Волго-Балту в год проходит до 10 тысяч судов.

За период 2005-2008 гг., благодаря тесному сотрудничеству с Росводресурсами, удалось выполнить такие мероприятия, как укрепление правого берега р. Сухона в г. Великий Устюг, укрепление берега Шекснинского водохранилища в районе с. Вогнема, выполнены ремонтные работы на гидротехнических сооружениях, ледозащитных дамбах. Выполняется дноуглубление озер и расчистка русел рек. Ведутся работы по повышению водообеспеченности озерно-речных систем.

Заместитель руководителя Росводресурсов М.В. Селивёрстова остановилась на приоритетных задачах на 2009 год:

– продолжить формирование системы, нацеленной на результат который можно было бы достичь. В течение 4-х лет были составляли доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) на всех уровнях планирования и реализации мероприятий. Он должен стать жизнью системы Росводресурсов, включая БВУ, ФГУ и субъекты РФ;

– уделить особое внимание бюджетно-ориентированному результату (БОР), на каждый потраченный рубль необходимо получить максимальный результат;

– продолжить обеспечение мер системного контроля расходования бюджетных средств на всех этапах формирования бюджетных проектировок, финансирования и итогах использования. Поддерживать и укреплять ведомственный контроль, поддерживать стандарты бюджетного учета. Необходимо учиться выживать с имеющимися численностью и средствами;

— продолжить администрирование платы за пользование водными объектами. Это трудная работа тяжело воспринимается субъектами РФ, но совершенно необходима. Итог 2008 года — доходы с профицитом. Необходимо и дальше работать над внедрением административного регламента исполнения Агентством этой государственной функции.

Заместитель руководителя Росводресурсов В.Н. Курьянов отметил итоги совместной работы за 2008 г. как хорошие, обратил внимание на приоритетные направления в работе в 2009 г., которая будет проходить в условиях дефицита. Главное внимание выполнению полномочий, вытекающих из Водного кодекса:

— реализация полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений, включая предоставление водных объектов или их частей в пользование;

— главным инструментом будет договор водопользования, прежде всего контроль за соблюдением параметров водопользования, установка водомеров. Если условия не соблюдаются, надо проводить работу по расторжению договора. Положительным примером служит работа Верхне-Волжского БВУ. Здесь используются самые прогрессивные методы водопользования. Есть примеры и в Кубанском БВУ.

— завершение создания в первом полугодии бассейновых советов. Провести в первом полугодии первые заседания, создать секции по направлениям, в т.ч. секции малого предпринимательства. В.Н. Курьянов подчеркнул, что при формировании перечней НИР и НИОКР необходимо в первую очередь учитывать тематику для реализации практических задач и выполнения полномочий Росводресурсов в области водных отношений.

Директор ФГУП «Центр Регистра и Кадастра» С.Е. Беднарук представил отчет о выполнении работ по информационному обеспечению государственного управления использованием и охраной водных объектов в 2008 г., задачах и планах на 2009 и последующие годы по всем основным направлениям работ:

— ведение Российского регистра ГТС;

— гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

— разработка правил использования водных ресурсов водохранилищ;

— разработка системы информационного обеспечения оперативного управления водными ресурсами для бассейнов рек России на основе моделирования процессов формирования стока и функционирования водохозяйственных систем;

— информационное обеспечение работы межведомственной оперативной группы по Волжско-Камскому каскаду.

С.Е. Беднарук отметил снижение динамики наполнения Российского регистра ГТС. Доложил о завершении большой работы по гидрографическому и водохозяйственному районированию территории РФ, которая выполнялась в последний раз около 30 лет назад. Границы бассейновых округов и гидрографических единиц размещены в Интернете и публикуются в открытой печати.

С.Е. Беднарук представил последние разработки правил использования водных ресурсов Красноярского, Братского, Усть-Илимского и Зейского водохранилищ, разработку системы информационного обеспечения оперативного управления водными ресурсами и противопаводковыми мероприятиями для бассейнов р. Енисей, р. Волга в части бассейна р. Москвы, системы водохранилищ – источников водоснабжения г. Москвы и водохранилищ водораздельного бьефа канала им. Москвы.

На основе модуля ECOMAG Extention (разрешение 2х2 км)выполняется пространственная схематизация бассейна рек Волги и Лены, а бассейна р. Москвы уже с «разрешением» до 90х90 метров!

С.Е. Беднарук подробно доложил о регулировании режимов работы гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ, в результате чего удалось сбалансировать интересы основных водопользователей: сельское хозяйство, энергетиков, речной транспорт, рыбников, ЖКХ и т.д.

С.Е. Беднарук информировал о работах по уточнению высотных характеристик пунктов водомерных наблюдений с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS на оз. Байкал и водохранилище Иркутской ГЭС, о построении и увязке с государственной и глобальной системами высот и координат трехмерной модели Иркутского водохранилища и озера Байкал для использования при подготовке нормативных правовых актов и при решении оперативных задач регулирования уровней воды озера Байкал и сохранения его водных и около водных систем.

В конце доклада С.Е. Беднарук ознакомил с прогнозом паводкоопасной ситуации на весенний период 2009 г.

В докладе Руководитель Верхне-Волжского БВУ В.С. Дементьев сообщил, что «для обеспечения безопасного пропуска половодья и паводков 2008 г. Управлением сформированы бассейновые комплексные планы действий по предупреждению и снижению ущербов от наводнений, проведено предпаводковое обследование паводкоопасных участков русел рек, организован информационный обмен с территориальными органами МЧС России, Росгидромета, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора и другими.

В результате грамотно проведенных мероприятий удалось безаварийно осуществить пропуск половодья, наполнить водохранилища Верхне-Волжского каскада до отметок НПУ, предотвратить подтопление 692 населенных пункта, 48 028 домов, 130 136 человек, 29 промышленных предприятий и других объектов экономики, экономическая эффективность составила около 3,0 млрд. руб. В 2008 г. отремонтировано полностью 15 гидротехнических сооружений.

За счет Федеральной адресной инвестиционной программы выполнялись работы на 15 объектах, из них на 3 объектах работы завершены.

Протяженность расчищенных, углубленных участков русел рек составила 72,02 км, защищено от паводков 10,618 тыс. человек.

Начаты работы по разработке проектов НДВ.

Управлением организовано участие Росводресурсов в Международном научно-промышленном форуме «Великие реки».

В бассейне Верхней Волги расположено: 1469 водопользователей, 460 водозаборов (3890,77 млн. м3 и 1078 выпусков сточных вод (3892,18 млн. м3).

По состоянию на 01.01.2009 г. оформлено действующих лицензий 584, решений о предоставлении водных объектов в пользование 179, договоров водопользования 128.

Сумма, потраченная водопользователями на выполнение водоохранных мероприятий, составила 436,14 млн. руб.

Поступления в бюджетную систему РФ платы за пользование водными объектами по состоянию на 01.01.2009 г. составили 82273,53 тыс. руб., при плане 62238 тыс. рублей.

К сожалению, качество воды по бассейнам рек в целом за последние три года не изменялось.

Управлением выпущена книга «Мониторинг водных объектов. Оценка качества воды бассейна Верхней Волги».

Д.В. Козлов, ректор Московского государственного университета природообустройства, охарактеризовал состояние кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса (ВХК). «В 2001-2007 гг. в структуре профессионального образования (ПО) работников ВХК преобладали негативные тенденции:

– увеличилась доля молодых специалистов и специалистов пенсионного возраста;

– среди главных специалистов и специалистов основных служб снизилась доля молодежи;

– низкий уровень обеспеченности и формализм в организации формирования резерва руководителей;

– в 2007 г. до 15-20% должностей руководителей и специалистов организаций остаются вакантными или замещены лицами без соответствующего ПО.

Выпуск специалистов-водников по РФ составил около 2 тысяч, в т.ч. по специальности «комплексное использование водных ресурсов» – 785 человек, из которых трудоустроено (62%):

Основные проблемы кадрового обеспечения водного хозяйства России:

— отсутствие необходимых для инновационного развития водного хозяйства профессиональных компетенций и организационно-экономических возможностей повышения квалификации имеющихся кадров;

— отсутствие системообразующей среды и подходов, необходимых для интеграции в единый механизм возможностей образовательных учреждений ВХК для инновационного развития профессиональных компетенций, необходимых для целей управления водного хозяйства;

— несогласованность образовательных учреждений в вопросах подготовки кадров, отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением ВХК, способных эффективно сбалансировать спрос и предложение на современном рынке труда, обеспечить своевременное доведение современно подготовленных кадров до потребителя – организаций ВХК;

— неготовность вновь пришедших в водное хозяйство квалифицированных кадров к внедрению современных, инновационных технологий ведения производства, обусловленная быстро увеличивающимся разрывом между современными технологиями водохозяйственного производства и управления предприятиями, а с другой стороны - содержания программ профессионального водохозяйственного образования, деградирующей материально-технической базой (в т.ч., учебно-производственной) и стареющим профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений;

— оторванность профессионального образования от научных исследований, разработки технологий и инновационной деятельности, реализуемых в рамках программ и проектов ВХК.

С отчетами о работе структурных подразделений центрального аппарата Росводресурсов в 2008 г. и приоритетных задачах на 2009 г. выступили: и.о. начальника Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Д.В. Савостицкий, и.о. начальника Управления экономики, финансов и бюджетного учета, О.Н. Носова, начальник Управления делами, госслужбы и кадров С.С. Бачерикова, начальник Управления имущества, информатики и науки Н.И. Жуйков и начальник спецотдела Н.И. Черняков.

Руководитель Кубанского БВУ Г.В. Салов, Донского БВУ В.А. Никаноров, Ленского БВУ В.А. Агеев и Московско-Окского БВУ Н.И. Зубчинский в своих выступлениях ответили на отдельные вопросы по конкретным проблемам на территории своих бассейнов, которые задавал Руководитель Росводресурсов Р.З. Хамитов.

Организатор:

Росводресурсы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru