Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Резолюция II северного социально-экологического конгресса

23.04.2007

Второй Северный социально-экологический конгресс проходил с 19 по 21 апреля 2006 года в городе Сыктывкаре. Тема состоявшегося форума – «Горизонты экономического и культурного развития». В центре внимания участников конгресса был широкий круг проблем и стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным во время его визита в Республику Коми, который состоялся в преддверии форума – 6 апреля 2006 года.

Северный социально-экологический конгресс был организован Правительством Республики Коми, Уральским отделением РАН, Коми научным центром и Советом ректоров Республики Коми при деятельной поддержке Администрации Президента России, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В подготовке конгресса участвовали ведущие научные центры и вузы страны, Общенациональный экологический форум России, МОД «Коми войтыр» и ряд других отечественных и зарубежных общественных организаций культурной, социальной и экологической направленности.

Сопредседателями Конгресса являются Глава Республики Коми, доктор социологических наук В.А.Торлопов и председатель Уральского отделения РАН, председатель Общенационального экологического форума России, академик РАН В.А.Черешнев.

Накануне пленарных заседаний состоялся День науки, культуры и бизнеса Республики Коми. Торжественное открытие его мероприятий и работы Конгресса было проведено Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым. В День науки, культуры и бизнеса были проведены:

o Совместное расширенное заседание Оргкомитета Конгресса, Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации, Российской Академии наук и Торгово-промышленной палаты России;

o Выездное расширенное заседание Бюро Совета Российской Академии наук по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров;

o Расширенное заседание Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства;

o Серия встреч на предприятиях, в научных центрах и вузах столицы Республики Коми. Северный социально-экологический конгресс актуализировал проблематику перспективных исследовательских программ, инновационных проектов и образовательных стратегий, связанных с изучением и освоением Российского Севера, о чем свидетельствует тот факт, что в его рамках прошло свыше 50 научно-практических конференций в Республике Коми и в других северных регионах страны. Среди проблем, которые были предметом конструктивных дискуссий – этнокультурные аспекты экономического освоения и обживания северных регионов и, в частности, особая роль финно-угорского измерения внутренней и внешней политики России.

С участием Научного экспертного совета при Исполкоме Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации состоялся «Круглый стол» по проблематике финно-угорского этнокультурного фактора в процессах взаимодействия государства и институтов гражданского общества в условиях полиэтнического Севера России.

Участники Конгресса ознакомились с масштабными стратегическими проектами, реализация которых способна изменить облик северных регионов России, повысить конкурентоспособность России на мировых рынках и качество жизни северян. В частности, обсуждались перспективы реализации мегапроекта "Ямал" (в границах Республики Коми, исполнитель ОАО Газпром), строительства глиноземного завода в Республике Коми (заказчик проекта – ЗАО "Коми Алюминий", входящее в Холдинг "Группа СУАЛ") и Усинского нефтеперерабатывающего завода (ООО «Енисей-Усинск»).

Особое внимание было уделено проблемам совершенствования государственной лесной политики и приоритетным направлениям развития лесной промышленности и лесного хозяйства. Представители делового лесного сообщества и ТПП Республики Коми провели в рамках конгресса серию заседаний «Круглого стола» по теме: «О перспективах развития лесопромышленного комплекса России, Северо-Запада и Республики Коми: государственное регулирование, ценовая и тарифная политика, Лесной Кодекс РФ в формате задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на совещании в Республике Коми (г. Сыктывкар 6 апреля 2006 года)».

Организация пленарных заседаний позволила сгруппировать доклады на два тематических блока: «Экономическая политика, экология и стратегическое планирование» и «Социальная стратегия, национальное наследие и этнокультурные аспекты политики». Углубленному анализу поставленных проблем были посвящены стендовые доклады.

В рамках Конгресса работало 8 секций:

1. «Ответственный бизнес и новый этап в освоении Севера»;

2. «Стратегическое планирование и прогнозирование в области социально-экономического развития северных территорий»;

3. «Этнокультурное и конфессиональное пространство Российского Севера в условиях экономического роста»;

4. «Север – общество знания»;

5. «Экологические аспекты демографической политики и проблемы здравоохранения на Российском Севере»;

6. «Социальная и экологическая экспертиза программ освоения северных территорий»;

7. «Черновские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения известного геолога - исследователя полезных ископаемых Европейского Северо-Востока Г.А.Чернова»;

8. «Северная стратегия: возможности альтернативного планирования» (молодежная секция конгресса).

На двух Пленарных заседаниях и в ходе работы секций, круглых столов и выездных заседаний было заслушано около 300 докладов российских и зарубежных участников конгресса.

Всего в работе конгресса приняли участие свыше 500 ученых и специалистов из ведущих научных и промышленных организаций 21 региона России, а также гости из зарубежных стран – США, Канады, Финляндии, Эстонии.

Исходя из понимания той роли, которую играет северная стратегия России в обеспечении ее конкурентоспособности, а также устойчивого и безопасного развития, участники Конгресса особо отметили:

1. Высокий научный, культурный и политический потенциал Северного социально-экологического конгресса, позволяющий не только эффективно координировать работу ведущих вузовских и научных центров северных регионов, но и сделать Конгресс постоянно действующей площадкой для открытого и квалифицированного обсуждения отраслевых, транссекторальных и международных стратегий долгосрочного развития Российского Севера;

2. Необходимость соединить в рамках долгосрочного стратегического планирования, направленного на интенсивное освоение ресурсов Севера, три целевых установки – на стабильный экономический рост, сохранность среды обитания и эффективную защиту жизненных интересов местного населения, для чего требуется действенная политическая поддержка сохранения уникального этнокультурного социума Циркумполярного Мира, развитие социально ориентированного бизнеса и реализация опережающих экологических программ;

3. Назревшую потребность в создании «северного варианта» Экологической стратегии Российской Федерации, разработанной Общенациональным экологическим форумом по поручению Президента России, а также целесообразность скорейшего завершения работы над проектом Социальной доктрины России, учитывающим природную и этнокультурную специфику Российского Севера, что позволит поставить во главу угла социально-экономической политики повышение качества жизни местного населения;

4. Социальную востребованность начатой Конгрессом совместной работы научного сообщества, представителей бизнеса, институтов гражданского общества и политической власти по продвижению проектов, способных существенно повысить уровень научного обеспечения северной политики России, которая до сих пор не может преодолеть инерцию однобокого «сырьевого» развития;

5. Актуальность постоянного и поэтапного усиления международного сотрудничества северных стран с учетом особых возможностей, которые открывает культурное и языковое родство многих народов Севера и, в частности, содружество финно-угорских народов.

По мнению участников Конгресса, всестороннее укрепление приоритетных экономических и культурных связей между родственными народами не только не ослабляет, но многократно усиливает исторически сложившееся цивилизационное единство России, поскольку в северных странах уважение к среде обитания, к культурам локальных сообществ и культурообразующим конфессиям всегда являлось высшей ценностью.

Участники Конгресса едины и в понимании «северного измерения» в сфере внутренней и внешней политики России, которая должна опираться, прежде всего, на признании того факта, что и природа северных территорий, и сами северяне имеют право на особую заботу государства и законодательно закрепленные гарантии.

По этой причине в числе основных задач российского государства всегда на первом месте должна стоять этнокультурная политика, гарантирующая северным народам не только сохранность и доступность их культурного наследия, но и право на сбережение природного наследия во всей его полноте, необходимой для поддержания и восстановления жизненных укладов северных этносов. Защита прав природы и жизненных интересов местного населения – две стороны одной медали. Одним из основных гарантов устойчивого развития северных территорий должно стать компетентное гражданское общество, ядро которого составляет содружество ученых.

Северный социально-экологический конгресс – постоянно действующий научный форум, призванный укрепить ряды этого содружества.

Тип:

Конференции, съезды

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru