Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Столетие плана ГОЭЛРО

06.02.2021 00:15:00

22 декабря 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял исторический план ГОЭЛРО – Государственной комиссии по электрификации России, не имеющий аналогов в мировой экономической и научно-технической практике и позволивший в короткие сроки вывести страну в число самых развитых стран мира.

К концу 1913 г. в России было построено несколько сотен ТЭС, а также ряд ГЭС общей мощностью 1100 МВт. Однако в пересчёте на душу населения в 1913 г. в России вырабатывалось всего 14 кВт.ч, в то время как в США этот показатель составлял 236 кВт.ч. И хотя уровень оснащенности российских электростанций и их мощность были вполне сопоставимы с западными, все электростанции в России имели ограниченное (до нескольких десятков) число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Кроме того, наблюдался колоссальный разброс величин их тока и частот.

И это при том, что отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. С 1899 по 1913 гг. состоялось семь всероссийских электротехнических съездов. Поскольку в центральной России имелись крупнейшие запасы бурых углей и особенно торфа, непригодного для перевозки и в качестве топлива практически не применявшегося, то на последнем съезде было принято решение строить тепловые электростанции в месте их добычи, а электроэнергию передавать по линиям электропередач.

Опыт по созданию таких районных станций, работавших на местном топливе, был впервые реализован в 1914 г. под Москвой вблизи Богородска (ныне г. Ногинск) на торфяной электростанции «Электропередача» с подачей энергии в Москву по высоковольтной линии.

В 1915 г. на заседании по проблемам использования подмосковного угля и торфа директор станции «Электропередача» Глеб Максимилианович Кржижановский (24.01.1872-31.03.1959) в докладе на тему «Областные электрические станции на торфе и их значение для Центрально-промышленного района России» определил важнейшие направления энергостроительства в России, которые спустя пять лет легли в основу плана ГОЭЛРО: глобальное строительство государственных районных электростанций на основе местных топливных и гидроэнергетических ресурсов, а также необходимость их объединения в крупные электроэнергетические структуры.

Однако никакого бы плана ГОЭЛРО не было без «великого толкача дела электрификации» – В.И. Ленина, как о нём образно сказал Г.М. Кржижановский. В.И. Ленин интересовался электроэнергетикой еще задолго до революции. Его работы «Развитие капитализма в России» (1899) и «Аграрный вопрос и "критики" Маркса"» (1908) содержали анализ преимуществ электроэнергии по сравнению с другими видами энергии. А в самый разгар Гражданской войны – в январе 1918 г. – под патронатом Ленина прошла Первая Всероссийская конференция работников электропромышленности, итогом которой стало создание в мае «Электростроя» и образование Центрального электротехнического совета (ЦЭС) – преемника и продолжателя всероссийских электротехнических съездов. В состав его вошли крупнейшие российские энергетики: И.Г. Александров, А.В. Винтер, Г.О. Графтио, Р.Э. Классон, А.Г. Коган, Т.Р. Макаров, В.Ф. Миткевич, Н.К. Поливанов, М.А. Шателен и др. В апреле 1918 г. в статье «Набросок плана научно-технических работ» Ленин предложил Академии наук образовать ряд комиссий для реорганизации экономики, указывая на необходимость акцентирования внимания на электрификации промышленности и транспорта, а также применении новых технологий в земледелии.

В 1918 г. В.И. Ленин рекомендует своего товарища по минусинской ссылке – Г.М. Кржижановского (далеко не все знают, что он автор текста песни «Варшавянка» и др.) на должность руководителя Комитета государственных сооружений, а в 1919 г. – еще и на место председателя Главэлектро ВСНХ.

В 1919 г. в процессе обсуждения различных вопросов электрификации с ведущими энергетиками Ленин окончательно убедился в необходимости разработки единого плана электрификации страны. В январе 1920 г. Г.М. Кржижановский представил В.И. Ленину проект статьи «Задачи электрификации промышленности». Ленин одобрил статью и попросил Кржижановского подготовить популярную брошюру на эту тему, которая вышла в свет уже в начале февраля 1920 г. под названием «Основные задачи электрификации России».

21 февраля 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил, а В.И. Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО – Государственного плана электрификации России. Комиссия состояла из 19 учёных: Г.М. Кржижановский – председатель; А.И. Эйсман – зампредседателя; А.Г. Коган, Б.И. Угримов – товарищи председателя; Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников – заместители товарищей председателя; Г.О. Графтио, Л.В. Дрейер, Г.Д. Дубелир, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин – члены; Д.И. Комаров, Р.А. Ферман, Л.К. Рамзин, А.И. Таиров, А.А. Шварц – заместители членов.

Во главе Комиссии ГОЭЛРО Г.М. Кржижановский проявил себя прекрасным организатором и руководителем. В течение февраля он сумел провести переговоры с ВСНХ, ЦЭС, Каширстроем, Центротекстилем, Гостехнадзором, Электротрестом, Центральным тепловым комитетом, др. и получил согласие 240 человек для работы над планом. Положение о Комиссии было утверждено уже 24 февраля. На постоянной основе в Комиссии было занято около 90 человек, остальные привлекались по мере необходимости. Перед каждым из участников поставлена персональная задача и определены сроки ее выполнения, а отчёты о проделанной работе заслушивались на еженедельных заседаниях, проходивших только под его председательством. Для информирования общественности о ходе работы издавались Бюллетени Комиссии ГОЭЛРО.

Досрочно к ноябрю 1920 г. составление плана было в целом завершено. План ГОЭЛРО объёмом 650 стр. с картами и схемами был напечатан в течение 19 дней в 5 типографиях Москвы тиражом в 5 000 экземпляров.

22 декабря на VIII Всероссийском съезде Советов в Большом театре Г.М. Кржижановский представил презентацию плана электрификации Советской России. На освещение макета карты электрификации страны (с многочисленными лампочками в точках строительства будущих электростанций, огненными полосами были обозначены линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали) ушла почти вся мощность Раушской электростанции. Пришлось отключить электричество даже в Кремле.

План состоял из двух частей: в программе «А» намечались пути восстановления и реконструкции уже действовавших – построенных до революции – электростанций, а в программе «Б» обосновывалась необходимость строительства 30 новых крупных ГРЭС общей мощностью 1750 МВт, в т.ч. Днепровской и Волховской ГЭС, Каширской, Шатурской, Лисичанской и Челябинской ГРЭС.

Впервые в России в плане ГОЭЛРО было предложено экономическое ее районирование исходя при этом из соображений близости источников сырья (в т. ч. энергетического), сложившегося территориального разделения и специализации труда, а также удобного и хорошо организованного транспорта. Было выделено семь основных экономических районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, а также Западной Сибири и Туркестана. Впечатляет комплексность подхода к разработке и реализации плана электрификации, который применялся впервые и дал шансы развития всем территориям, вошедшим в состав страны.

Фактически план ГОЭЛРО стал в России первым государственным планом и положил начало всей последующей системе планирования в стране, предвосхитив теорию, методику и проблематику будущих пятилетних планов. В июне 1921 г. Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на ее основе создали Государственную общеплановую комиссию – Госплан, руководивший с этого времени всей экономикой страны в течение долгих десятилетий во главе с Г.М. Кржижановским. В должности председателя Госплана Г.М. Кржижановским были разработаны теория и методология стратегического, среднесрочного и оперативного планирования развития народного хозяйства. Созданная под его руководством система государственного планирования получила практическое воплощение в подготовке и реализации первого пятилетнего плана (1928-1932), вошедшего в историю как программа индустриализации СССР. В 1929 г. он был избран академиком и вице-президентом АН СССР.

Также академиками стали члены Комиссии ГОЭЛРО: Иван Гаврилович Александров (1875-1936) – главный инженер и автор проекта строительства ДнепроГЭС, член президиума Госплана, основатель направления комплексного использования водохранилищ; Борис Евгеньевич Веденеев (1884-1946) – один из руководителей строительства Днепровской и Волховской ГЭС; Александр Васильевич Винтер (1878-1958) – начальник Днепростроя, а затем управляющий Главэнерго; Генрих Осипович Графтио (1869-1949) – участник создания Волховской и Нижнесвирской ГЭС, главный инспектор по строительству ГЭС в СССР. Но не у всех судьба сложилась благополучно, так только из руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО 5 человек были репрессированы: Николай Николаевич Вашков (1874-1953); Григорий Дмитриевич Дубеллир (1874-1942); Георгий Константинович Ризенкамф (1886-1943); Борис Эрнстович Стюнкель (1882-1937); Борис Иванович Угримов (1872-1941).

В 1935 г. Г.Кржижановский возглавил Энергетический институт АН СССР. Следует отметить, что по некоторым данным в основу плана ГОЭЛРО были положены наработки созданного в 1916 г. Отдела энергетики Комиссии по изучению естественных производительных сил России (как известно КЕПС был создан в 1915 г. по инициативе академика В.И.Вернадского), преобразованного в 1930 г. в Энергетический институт.

Как председатель Госплана Г.М. Кржижановский руководил и реализацией плана ГОЭЛРО, который был выполнен к 1931 г., в минимальный намеченный Комиссией 10-летний срок. Уже 4 июня 1922 г. была пущена Каширская районная ТЭЦ – первая электростанция, работавшая на подмосковном угле, построенная по плану ГОЭЛРО. 8 октября 1922 г. состоялось торжественное открытие Петроградской электростанции «Уткина заводь» (ныне – ТЭЦ-5 «Красный Октябрь») – одна из первых электростанций на торфе, построенных по плану ГОЭЛРО. Были построены Штеровская, Челябинская районные ТЭЦ, а также ГЭС – Нижегородская, Волховская, Днепровская, две ГЭС на р. Свири и др.

Уникальность, привлекательность и практическая реальность плана ГОЭЛРО стали причиной попыток (1923-1931 гг.) копирования его ведущими странами мира: США (разработчик Фран Баум), Германии (Оскар Миллер), Англии (комиссия Вейера), Франции (Велем, Дюваль, Лаванши, Мативэ и Моляр), а также Польши, Японии и т. д. Но все они еще на стадии планирования и технико-экономических разработок закончились неудачей.

Николай РЫБАЛЬСКИЙ,

Евгения МУРАВЬЕВА,

НИА-Природа

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru