Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




VI Всероссийская конференция по экологическому образованию

26.11.2019 22:19:00

30 октября – 1 ноября в Москве состоялась VI Всероссийская конференция по экологическому образованию «От экологического образования к экологии будущего», организованная Фондом имени В.И. Вернадского и Всероссийское общество охраны природы при поддержке Минприроды России.

Всероссийская конференция по экологическому образованию – крупнейшая в нашей стране площадка, демонстрирующая мировые тенденции, научные достижения, актуальные  концепты и эффективные практики экообразования на всех его уровнях. Это ключевое мероприятие для обсуждения задач и обмена опытом по актуальным проблемам экологического образования и просвещения, ставшее уникальной дискуссионной платформой для всех заинтересованных сторон.

За десять лет проведения образовательно-дискуссионного мероприятия 2019 год стал рекордным – на мероприятие зарегистрировалось более 1000 участников из всех регионов России и 10 зарубежных государств, представители 800 учебных заведений России и стран СНГ.

1 ноября в Актовом зале Минприроды России состоялось пленарное заседание Конференции. Спикеры во главе с Министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным и Президентом Фонда имени В.И. Вернадского и Росэкоакадемии, Председателем Центрального совета ВООП Владимиром Грачевым обсудили роль экологического образования в процессе реализации Нацпроекта «Экология», создание «школы, отвечающей на вызовы времени», реализацию непрерывного экологического образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития России и другие темы. Было отмечено, что тема пленарного заседания «От экологического образования к экологии будущего» актуальна и точно отражает стратегическую важность задач, стоящих перед экологическим образованием на современном этапе.

Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что именно экологическое образование является тем интегрирующим и системообразующим фактором, который формирует мировоззрение современного человека, способного осознать негативные последствия своих воздействий на окружающую среду, сохранить хрупкий экологический баланс, сберечь природные богатства планеты. Глава Минприроды России поблагодарил организаторов и участников Конференции за вклад в формирование высокой экологической культуры.

Владимир Грачев отметил, что сегодня повышенное внимание уделяется экологическому образованию и перед специалистами в области экообразования стоит задача определить правильный вектор развития экологического образования. «На сегодняшний день специалисты в области экообразования проводят большую работу по формированию экологической культуры, но в то же время есть ряд методических вопросов, которые требуют обсуждения и обмена опытом. И Конференция, которая на протяжении десяти лет проходит при поддержке Минприроды России, является площадкой, где специалисты могут поднимать эти вопросы», – отметил В. Грачев.

В этот день актуальность темы экологического образования и воспитания поднимали в приветственном слове в адрес участников Конференции представители Минприроды ресурсов и экологии России, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Госдумы по образованию и науке, Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

В числе приоритетных тем, которые обсуждали спикеры в рамках пленарного заседания – концепция экологического образования. Эксперты говорили о том, что в России существует достаточно много качественных методических наработок, но нет единой комплексной программы. В рамках пленарного заседания, а также панельной дискуссии, которая прошла во второй половине дня, ставился вопрос, что необходимо выработать концепцию непрерывного междисциплинарного экологического образования и воспитания, которая бы охватывала все уровни – от детского сада до высшей школы.  

Президент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, первый вице-президент РГО, академик Николай Касимов выделил основные проблемы высшего экологического образования в России. В их числе – необходимость разработки квалификационных требований (отраслевой рамки квалификаций) для выпускников экологических направлений подготовки. Зампрезидента Российской академии образования Игорь Павлов остановился на теме эковоспитания в условиях информационной среды. Он выделил наиболее эффективные методы экологического воспитания: детский туризм, который включает в себя участие в экологических экспедициях и научно-исследовательскую деятельность. Председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты РФ Артем Метелев рассказывал о потенциале экологического волонтерства в сохранении природы.

В рамках Конференции состоялось чествование победителей II Всероссийского конкурса «Лучший эковолонтерский отряд». В этом году на рассмотрение жюри была направлена 1721 заявка из всех регионов страны. Лидеры по количеству заявок – Оренбургская, Кемеровская, Свердловская области, г. Москва, ХМАО, Республика Дагестан.

Награды победителям конкурса вручили Дмитрий Кобылкин и Владимир Грачев. «Рад принять личное участие в отборе конкурсных работ наших дорогих волонтерских команд. То, что делают ребята у себя в городах и поселках, достойно уважения и поддержки. С таких малых инициатив начинаются большие добрые дела и перемены», – отметил Министр. Владимир Грачев подчеркнул широкую географию участников конкурса и масштаб работ, выполненных эковолонтерскими отрядами во всех регионах России.

Номинация «Эковолонтеры города» (проекты волонтерских отрядов по благоустройству дворов и улиц городов) стала самой популярной среди участников конкурса. Второе и третье места, по количеству поданных заявок, заняли номинации «Мусору – нет!» (проекты волонтерских отрядов по решению проблемы мусора) и «Эковолонтеры – рекам и озерам» (проекты волонтерских отрядов по очистке берегов водных объектов). Эковолонтерскими отрядами – участниками конкурса 2019 г: собрано более 700 тонн мусора; высажено 3,5 млн деревьев; очищено от мусора и бытовых отходов 340 км береговых линий рек и озер; обустроено 240 эколого-туристических троп; проведено более 1 000 эколого-образовательных и эколого-просветительских мероприятий. В экоакциях и мероприятиях, инициированных и организованных участниками конкурса 2019 года, приняло участие более 1 млн человек по всех регионах России.

Решением жюри в шести номинациях определены 17 победителей конкурса.

В номинации «Помогаем заповедникам»: 1) эковолонтерский отряд «Экогвардия», Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет и Омское РО ВООП, г. Омск; 2) команда «Greengas» ООО «Газпром Трансгаз Чайковский», г. Чайковский, Пермский край; 3) объединение «Живой мир», Центр внешкольной работы №2, г. Иваново.

В номинации «Эковолонтеры – рекам и озерам»: 1) эковолонтерский отряд школьного лесничества «Кедр», школа №6, г.о. Заречный, Свердловская обл.; 2) экоотряд «Экос», школа им. ст. лейтенанта В.В. Зиненко, г. Александров, Владимирская обл.

В номинации «Волонтеры леса»: 1) эковолонтерский отряд «Эколидеры», Пензенское РО ВООП; 2) школьное лесничество «Экошкола», школа №3, г. Назарово, Красноярский край; 3) Великоустюгское школьное лесничество «Сосенка», Великоустюгский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Великий Устюг, Вологодская обл.

В номинации «Эковолонтеры города»: 1) экоотряд ООО «Газпром добыча Уренгой», г. Новый Уренгой, ЯНАО; 2) эковолонтерский отряд «ЛООС», завод химконцентратов, г. Новосибирск.

В номинации «Мусору – нет!»: 1) международный проект эковолонтеров Арктики «Дух Заполярья», молодежный центр технологий занятости, г. Салехард, ЯНАО; 2) экоотряд «Адреналин», школа №46, г. Верхотурье, Свердловская обл.; 3) Мальтинское добровольное экообъединение «искра», районный центр внешкольной работы, с. Мальта, Иркутская обл.; 4) волонтерский отряд «Торнадо», дом культуры Арсентьевского поселения, Кемеровская обл.

В номинации «Эковзгляд»: 1) экоотряд «Зеленый мир», школа №4, г. Нефтеюганск, ХМАО; 2) эковолонтерский отряд «Мой Кургальский», Ленинградское и Санкт–Петербургское отделения ВООП; 3) проект «Мир вокруг нас», Хабаровский промышленно–экономический техникум, г. Хабаровск.

Также в этот день были отмечены лучшие педагоги. Им вручили благодарственные письма Государственной Думы ФС РФ.

Официальная часть пленарного заседания Конференции завершилась подписанием Договора о сотрудничестве между Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и Федеральным детским эколого-биологическим центром Минпросвещения России.

В рамках Конференции была запланирована насыщенная деловая программа.

В «нулевой день», 30 октября впервые в рамках Конференции прошла плодотворная онлайн-дискуссия по актуальным вопросам экологического образования, в которой принимали участие эксперты из России и стран СНГ. Состоялось онлайн-обсуждение докладов участников, размещенных на сайте конференции в рамках: секции №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»; секции №2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»; секции №3 «Взаимодействие государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом просвещении населения России. Эковолонтерство сегодня». На сайте www.вкэо.рф можно ознакомиться с докладами всех участников, которые принимали участие в Конференции. Это сделано для того, чтобы онлайн-обмен опытом позволил вести в регионах еще более эффективную и качественную работу, направленную на экологическое воспитание подрастающего поколения.

31 октября на базе Государственной публичной научно-технической библиотеки России развернулось пять дискуссионных площадок с участием 230 педагогов со всех регионов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в Конференции использовался новый формат работы – эко-батл между стипендиатами Фонда имени В.И. Вернадского и профессорами ведущих вузов.

Актуальная дискуссия развернулась на секции, в рамках которой обсуждали инновационные формы экологической работы в системе общего и дополнительного образования (пути мотивации школьника к занятиям исследовательской деятельностью; критерии оценки в рамках конкурсов исследовательских работ, поддержка детской исследовательской деятельности).

Большой интерес у собравшихся вызвало обсуждение форм взаимодействия школы и заповедной системы с участием начальника информационного обеспечения и методологии экологического просвещения и взаимодействия с общественными организациями ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Вероники Лещинской, начальника Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» Екатерины Колесовой и др.

 

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru