Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Итоги Климатической конференции ООН

27.02.2019 22:32:00

Ключевым вопросом 24-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), которая проходила 2-15 декабря в Катовице (Польша), было принятие руководящих указаний по правилам реализации Парижского соглашения. Разработка правил реализации Парижского климатического соглашения осуществлялась под эгидой РКИК ООН, т.е. с полноправным участием России.

Росгидрометом обеспечено участие российской делегации и группы экспертов российской делегации в Климатической конференции. В состав группы экспертов российской делегации вошли – представители Росгидромета, Минприроды России, МИДа России, Рослесхоза, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторга России, Минтранса России и ОК РУСАЛ. Руководитель делегации – Р.С.-Х. Эдельгериев, Советник Президента РФ по климату.

Основным достижением переговоров является сохранение согласованности правил реализации с самим текстом Парижского соглашения: инициатива развивающихся стран, жестко продвигаемая на переговорах с 2016 г., по ослаблению обязательств к развивающимся странам и ужесточению их для развитых стран по всем основным направлениям провалилась.

Ключевой позицией в своде правил является блок по прозрачности отчетности по действиям и поддержке в рамках Парижского соглашения. Детальное руководство практически повсеместно носит обязывающий характер, сопоставимый с уровнем детальности отчетности развитых стран в рамках РКИК ООН и Киотского протокола, что налагает новые жесткие обязательства на развивающиеся страны.

Решения Конференции Сторон и Совещания сторон по Парижскому соглашению устанавливают режимы Отчетности и ее рассмотрения, в основном основанные на действующих в настоящее время правилах Конвенции. Национальная отчетность в обязательном порядке должна будет включать:

- кадастр выбросов и поглощений парниковых газов (представляется ежегодно развитыми странами и раз в два года развивающимися);

- двухгодичный доклад по транспарентности;

- национальное сообщение, представляемое раз в 4 года;

- документ по определяемым на национальном уровне вкладам (ОНУВ), подаваемый 1 раз в 5 лет.

На добровольной основе предусмотрено представление сообщения по вопросам адаптации, для которого в правилах Парижского соглашения проработано руководство. Сообщения по вопросам адаптации предусматривают также добровольный выбор документа, с которым подается это сообщение (ОНУВ, национальные сообщения, национальные планы по адаптации). Сообщение по вопросам по адаптации направлено на подачу планируемых мер в области адаптации и анализ необходимости и нужд в области адаптации, в то время как информация, подаваемая в двухгодичном докладе по транспарентности, должна содержать достигнутые результаты в области адаптации. Сообщение составляется на основе общего перечня элементов отчетности, единого для всех Сторон и носящего рекомендательный характер.

Для стран, не ратифицировавших Парижское соглашение, сохраняются действующие правила отчетности в рамках РКИК ООН.

Таким образом, для России в рамках Парижского соглашения новым обязательством будет отчетность по ОНУВ.

Решение устанавливает единые для всех стран Парижского соглашения правила подготовки и порядок учета информации, представляемой в ОНУВ. Принятые правила и процедуры подготовки и представления ОНУВ должны применяться ко вторым и последующим вкладам и, по возможности, при подготовке и представлении вкладов к 2020 году. Предусмотрена возможность корректировок результатов снижения выбросов во избежание двойного счета. В приложении, определяющем правила подготовки вкладов, указана информация, необходимая для обеспечения ясности, прозрачности и понимания национально определяемых вкладов, в том числе цель по сокращению выбросов, сектора, парниковые газы, категории источников и поглотителей, а также методологические подходы, использованные для оценки и учета выбросов.

Следует отметить, что в результате планомерной работы Российской делегации в течение 2016-2018 гг. правила учета вклада лесного сектора в выполнение национальных обязательств не содержат искусственных ограничений (в отличие от правил в рамках Киотского потокола).

Финансовая отчетность будет носить добровольный характер для стран, добровольно предоставляющих такую помощь. Проведение рассмотрения (проверки) этой информации группой международных экспертов будет необязательным и будет проводиться только с согласия страны.

Следует также отметить, что по итогам Климатической конференции остался несогласованным пакет решений по рыночным (торговля квотами) и нерыночным механизмам (выполнение совместных проектов) в рамках Парижского соглашения. Дальнейшее согласование этих документов будет проводиться в рамках Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам РКИК ООН по заданию Совещания Сторон Парижского соглашения. Россия может участвовать в обсуждении данного вопроса, однако решающий голос будут иметь только Стороны, ратифицировавшие Парижское соглашение.

На Конференции был представлен Специальный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о воздействиях глобального потепления на 1,5°C над доиндустриальными уровнями и соответствующих траекториях эмиссий парниковых газов в контексте усиления глобального ответа на угрозу изменения климата, устойчивого развития и усилий по искоренению бедности. Были попытки придать политическую значимость этому докладу МГЭИК с целью сфокусировать усилия на ограничение потепления на 1,5оС, что, по сути, подменяет цель Парижского соглашения, которая сформулирована как «удержание потепления не выше 2°С и приложения усилий к ограничению в 1,5°С. России, Саудовской Аравии, США и Катару удалось согласовать сдержанный тон в отношении данного доклада в тексте решения Конференции Сторон. Следует отметить, что это дискуссия не имела целью обсуждение научного содержания данного доклада.

На 24-ой Конференции Сторон, как и в предыдущие годы, делегацией Украиной был поднят вопрос о двойном учете выбросов парниковых газов, связанный с территориальной принадлежностью Крыма. Так, в ходе обсуждения доклада о компиляции и синтезе вторых и третьих двухгодичных сообщений Сторон приложения I РКИК ООН, также отчета по данным национальных кадастров парниковых газов Сторон Приложения I делегация Украины выступила с требованием к секретариату РКИК ООН не считать относящимися к России материалы и данные по Республике Крым и г. Севастополю, представляемые Российской Федерацией в своих национальных отчетах. Аналогичные требования были выдвинуты в отношении документов групп экспертов РКИК ООН по рассмотрению национальных отчетов (кадастров выбросов парниковых газов, национальных сообщений и двухгодичных докладов). В ответном выступлении российская делегация указала на недопустимость и контрпродуктивность политизации работы Вспомогательного органа обеспечения (ВОО) РКИК ООН в целом, и подтвердила свою приверженность принципам отчетности РКИК ООН, в т. ч. принципу полноты охвата национальной территории. В ходе последовавших консультаций, проведенных председателем ВОО, российская делегация заявила о намерении заблокировать принятие заключений ВОО, если они будут отражать требования Украины или содержать политические элементы. В результате, обсуждение вопросов было перенесено на следующую сессию вспомогательных органов РКИК ООН.

В ходе Конференции по инициативе Польши были приняты три декларации:

– Силезская декларация о «солидарности и справедливом переходе», которую подписали 37 стран (Россия к Декларации не присоединилась) – Декларация провозглашает переход к низкоуглеродной экономике и создание новых рабочих мест (разработка и принятие Декларации объясняется стремлением смягчить негативное отношение компаний угольной отрасли к климатической политике ЕС);

– Декларация по электромобильности, которая является результатом совместной инициативы Польши и Великобритании (Россия к Декларации не присоединилась) – Декларация предлагает ускорить переход к транспортным средствам с нулевыми выбросами благодаря международному сотрудничеству, стимулированию потребителей и нормированию выбросов;

– Министерская Катовицкая декларация о роли лесов в борьбе с изменениями климата (Россия к Декларации присоединилась) – первая политическая договоренность в отношении роли лесов в борьбе с изменением климата, принятой на высоком уровне с момента принятия Парижского соглашения. Признавая важную роль лесов в качестве поглотителей и накопителей парниковых газов в смягчении последствий изменения климата, Стороны, включая Россию, призвали научное сообщество к продолжению изучения вклада поглотителей и накопителей парниковых газов на управляемых землях, включая леса, достижения баланса между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого столетия, а также изучения путей увеличения этого вклада.

В рамках высокого сегмента от лица Российской Федерации участвовали: глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, Руководитель Росгидромета, Национальный координатор по РКИК ООН в России Максим Яковенко, Советник Президента РФ, спецпредставитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев.

В выступлении Руслан Эдельгериев выразил мнение России о необходимости ориентироваться на универсальность правил Парижского соглашения и гармонизированные подходы для всех стран в отношении его реализации; о необходимости совместных усилий по предотвращению глобального потепления; о подготовке национального плана по адаптации к изменениям климата; о выделении Российской Федерацией добровольных взносов в Целевой фонд МГЭИК и в Зеленый климатический фонд.

В ходе Конференции от имени России проходила серия параллельных мероприятий (сайд-ивент, выставка), также работал российский павильон. В рамках работы павильона был проведен «Российский лесной день» (Рослесхоз); мероприятие по теме «Российская климатическая наука: в фокусе – высокие широты» (Росгидромет); «День устойчивой энергетики» (Минэнерго России); «День образования» (Трастовый фонд развития РФ-ПРООН). Проведен круглый стол на тему «Российские инвестиции для перехода к развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов». В программе круглого стола приняли участие представители Минэкономразвития России, Минэнерго России, ГК «Хевел», ГК Росатом, ПАО «Газпром», ПАО «Русгидро», EN+ GROUP PLC, ОК РУСАЛ. На Конференции работала российская выставка «Зеленая мозаика России. Экологически чистая энергетика. Экологическая наука. Экологическое будущее», организованная выступил Неправительственным экологическим Фондом им. В.И. Вернадского.

Анна РОМАНОВСКАЯ,

чл.-корр. РАН, директор

ИГКиЭ им. Ю.А. Израэля

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru