Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




«Экообразование для устойчивого развития»

В Академии МНЭПУ прошла традиционная уже XXIII Международная конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы. К 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева», организаторами которой выступили Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Межрегиональная общественная организация «Зеленый крест», Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) и Межрегиональная экологическая организация «ГРИНЛАЙФ».

Исполнительный директор Фонда им. В.И. Вернадского Ольга Плямина в своем вступительном слове познакомила собравшихся с инициативой Фонда – «Международным марафоном по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России», приуроченному к Году экологии.

Президент Зеленого Креста Сергей Барановский, приветствуя участников конференции, поделился воспоминаниями о проходившем в 1993 г. Глобальном Форуме за выживание человечества, где в ходе беседы с Михаилом Горбачевым и Никитой Моисеевым родилась идея создания дискуссионной площадки, а уже через год состоялась первая конференция по экологическому образованию для устойчивого развития.

В ходе церемонии награждения Ольга Плямина вручила Орден В.И.Вернадского вице-президенту Зеленого Креста Валентине Назаренко и Медаль М.В. Ломоносова «За вклад в науку и экологию» проф. Академии МНЭПУ Станиславу Степанову.

В текущем году конференция посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого и мыслителя, академика Никиты Моисеева. В связи с этим пленарное заседание открылось докладами Станислава Степанова и Валентины Назаренко, посвященными обсуждению идей Н. Моисеева, касающихся отечественного образования и его вклада в развитие экологии, которые сохраняют свою актуальность и в наши дни.

В плане развития идей Н. Моисеева прошедшая конференция предоставила возможность многим научным специалистам и педагогам, в том числе из субъектов РФ, изложить свое видение проблем и путей их разрешения в современном образовании, воспитании экологической культуры, в формировании у молодежи современной научной картины мира.

Другие пленарные доклады были посвящены феномену футуризации в образовании для устойчивого развития; педагогике самообразования и необходимости смещения акцентов обучения на самообразование, творчество, координацию процессов развития личности; а также анализу федеральных государственных образовательных стандартов образования по вопросу включения экологической составляющей и обоснованию необходимости введения отдельной дисциплины «Экология» в средней школе.

В своих выступлениях Аргунова М.Е., Зверев А.Т., в содержательной форме рассказали о том, как в их педагогической практике используются собственные инновационные разработки в области экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР), возможности информационной образовательной среды, ИКТ-технологии (электронные учебники, модельные виртуальные эксперименты и исследования и др.). В выступлениях Усачевой И.Н. (г. Елец, Липецкая область), Эсман Г.Е. (г. Челябинск) была отмечена высокая значимость курсов внеурочной деятельности экологической направленности, дополнительного образования детей как непосредственно в образовательных учреждениях, так и в музеях, библиотеках и т.п. А в докладах Ермакова Д.С. и Щучкиной Д.Г. была подчеркнута значительная роль в ЭОУР общественных эколого-образовательных организаций, а также волонтерского движения и организаций, не имеющих прямого отношения к системе образования.

Подводя итог пленарному заседанию, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» Екатерина Колесова, всесторонне рассмотрела ситуацию с экологическим образованием в России, остановившись на работе эколого-биологических центров, подготовке специалистов-экологов в среднем профессиональном образовании, всероссийской олимпиаде по экологии, отметив такие особенности сегодняшнего дня как замена экологических занятий экологическими акциями, а образования – просвещением.

После перерыва состоялась оживленная и содержательная дискуссия, затронувшая болевые точки современного экологического образования. Обсуждались вопросы преодоления разрыва между намерениями в области развития экологического образования, которые декларируются чиновниками и их недостаточной реализацией в школе, снижение государственной поддержки экологических общественных организаций, критерии наличия экологической культуры в обществе, содержание учебников для школы, среднего специального, высшего образования и др. Все участники конференции сошлись во мнении, что экологическое образование – это та область, где легче предотвратить негативные сценарии развития событий, чем устранять их последствия.

Участники отметили, что уникальность конференции состоит в возможности общения представителей разных образовательных пространств – ученых, преподавателей, методистов, сотрудников государственных и общественных организаций. В результате конференции были разработаны и приняты рекомендации, необходимые для развития экологического образования в интересах устойчивого развития.

В принятых конференцией рекомендациях были предложены меры, необходимые для дальнейшего динамичного и поступательного развития системы ЭОУР. В частности, было отмечено, что «устойчивое развитие, являясь приоритетом госполитики России, требует трансформации данной идеи в целеполагание формального, неформального и информального образования и включены  в региональные стратегии развития образования. Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно не только модернизироваться, но и становиться всё в большей степени опережающим образованием, не отстающим от современной жизни. Важно ускорить становление новых интегральных моделей образования на базе интегрированных культурологических (естественнонаучно-гуманитарно-технологических) подходов к проектированию содержания образования для устойчивого развития, которые обеспечат мировоззренческую целостность разрозненных экологических элементов во всех структурах основной образовательной программы».

Отмечено также, что для становления новых интегральных моделей образования требуется не только их научное осмысление, но и практическая реализация проектов и программ, акцентирующих внимание на экологической и социально-экономической составляющей устойчивого развития.

Новые модели образования нуждаются в широком внедрении всероссийских и региональных социально-образовательных проектов и их результатов в образовательную практику школьников (студентов, педагогов и др. категорий), совершенствовании вопросов подготовки педагогов к организации профессиональной деятельности в области ЭОУР, привлечения специалистов из других отраслей – социальных партнеров школы (научных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, спорта, библиотек, бизнес-структур, общественных организаций и др.), а также в комплексном ресурсном обеспечении образования для устойчивого развития: материально-техническом, информационном, программно-методическом и др.

Конференция завершила свою работу, однако необходимо констатировать тот факт, что эта научная площадка, собравшая вместе искренних и вдохновенных последователей научного наследия выдающегося учёного Н.Н. Моисеева, дает много научных поводов для дальнейших теоретических исследований и практических реализаций в области совершенствования экологического образования для устойчивого развития, внедрения в практику рекомендаций, направленных на решение проблем современного образования, реализацию задач воспитания экологической культуры и формирование у новых поколений видения современной научно-обоснованной картины реального мира.

Сергей ВОЛКОВ,

помощник ректора

Академии МНЭПУ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru