Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Эколого-мировоззренческий потенциал курса «Обществознания»

14-15 сентября в Ростове-на-Дону состоялось 46-е заседание постоянно-действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Интеграционные процессы в образовательной сфере союзного государства».

Пленарный доклад «О повышении мировоззренческого потенциала курса «Обществознание» в старшей школе» по общей проблеме «Инновационные подходы в организации образовательной деятельности в ходе реализации общеобразовательных программ: экологический аспект» сделал проф. Академии МНЭПУ, член Президиума Росэкоакадемии, замруководителя Отделения экологии Научно-консультативного Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Станислав СТЕПАНОВ. Соавтор доклада – в.н.с. Института стратегии развития образования РАО, проф. Елена Дзятковская вручила Научно-консультативному Совету предложения к разрабатываемой в Минобрнауки России Концепции нового курса «Обществознание». Предложения разработаны Рабочей группой в составе авторов доклада, академика РАН Михаила Залиханова, чл.-корр. РАН Владимира Захарова, членов Российской экологической академии Низами Мамедова и Елены Колесовой.

На недавнем подготовительном совещании к заседанию президиума Научно-консультативного Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России был затронут вопрос единого подхода в Беларуси и России к формированию экологической культуры и мировоззрения в связи с разработкой в Российской Федерации концепции курса «Обществознание». В связи с этим Научно-консультативный Совет направил в Минобрнауки России предложение о включении представителя Научно-консультативного Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в состав Рабочей группы экспертов при Комиссии по выработке концепции курса «Обществознание». Рабочая группа под руководством этого представителя подготовила в Комиссию Минобрнауки России предложения по концепции курса «Обществознание».

В этих предложениях курс «Обществознание» предлагается рассматривать как мировоззренческий интегрированный курс, призванный в старшей школе формировать основы гражданской идентичности школьника; понимание и осознание им себя как личности во взаимодействии с окружающим миром, природой, социумом; развитие способности социализироваться в динамично развивающемся мире ХХI в. с его глобальными вызовами и задачами устойчивого развития – то есть, ориентированный на решение задач, сформулированных государственной образовательной политикой и международным сообществом.

Суть конкретных предложений в следующем:

– во-первых, «Обществознание» предлагается рассматривать не только как учебный предмет на старшей ступени образования, а как сквозную образовательную область, реализуемую через все школьные предметы, а также Программы воспитания и социализации обучающихся начальной, основной и старшей школы;

– во-вторых, реализация данного положения не может не изменить роль учебного предмета «Обществознание», дополнив ее функцией обобщения и систематизации элементов обществознания, которые рассыпаны по разным учебным предметам и программам воспитания и социализации – это этика, эстетика, право, финансовая грамотность, экономика, социология, социальная психология – основы разных наук и сфер культуры, отражающих жизнь общества;

– в-третьих, эти шаги позволят транспредметно выстраивать формирование у обучающихся основы нового мировоззрения – гармонизации развития общества и природы, мировоззрения, базирующегося на современной научной картине мира;

– в-четвертых, и это крайне важно, предлагается отойти от традиционного рассмотрения в учебном предмете общества как «общества-в-себе», изолированной системы, в отрыве от природной среды.

Анализ практики преподавания «Обществознания» показывает, что в ней не уделяется необходимого внимания целостности социоприродных процессов и явлений; философская картина мира носит усеченный характер, находя применение лишь к гуманитарным и финансово-экономическим сторонам деятельности общества. Поставив задачу расширить предмет познания до социоприродных систем, мы не можем обойтись без постнеклассической гносеологии, изучающей системные социоприродные явления и процессы, посредством общенаучного, экологического метода познания – изучения «системы в среде» (экосистемная познавательная модель). Этот шаг в проектировании концепции «Обществознания» открывает огромные возможности логичному, обоснованному включению в его содержание глобальных проблем, волнующих современное общество, проблематики устойчивого развития, законов взаимодействия общества и природы, их совместного и совместимого развития.

Выстраивается транспредметная логика формирования у обучающихся современной научной картины мира. Напомним, что еще недавно, на классическом и неклассическом этапах развития науки, существовало несколько картин мира: наряду с т теологической и философской – естественнонаучная и гуманитарная. С развитием постнеклассического понимания системности организации окружающего мира возникли предпосылки для формирования современной научной картины мира, опирающейся на учение В.И. Вернадского о ноосфере и общенаучную теорию универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и его подходы к миропониманию.

Таким образом, построение курса «Обществознание» на основе современной научной картины мира формирует контуры нового взгляда на мир, способствует развитию глобального мышления, диалогу культур, кросскультурным взаимодействиям в мире, пониманию общего информационного поля Земли. Комплексный характер проблематики курса предполагает включение в источники отбора его содержания основы экополитологии и глобалистики.

Предлагаемый подход создает условия для порождения новых смыслов изучаемого, новой системы ценностных приоритетов, предлагающих путь к иным, устойчивым стратегиям жизнедеятельности общества. Поэтому в источники отбора содержания предлагается включить экологическую этику.

Экологическая этика включает не только взаимоотношения между людьми, но и взаимоотношения между человеком и природой, рассматривает вопросы прав природы и утверждает ценность всего живого на земле в разных его формах.

На основе этих концептуальных положений разработаны планируемые результаты изучения курса «Обществознание». Определено, что для их достижения он должен иметь смыслопорождающий, опережающий, общекультурный и системный характер:

– смыслопорождающий: ценностно-смысловая систематизация личностью формируемых разными учебными предметами современной научной картины мира; основы мировоззрения на базе современной научной картины мира;

– опережающий: умение оперировать масштабным пространственно-временным мышлением: глобальное – региональное – локальное – личностное, прошлое – настоящее – будущее человечества; личный и групповой опыт деятельностных проб социального полипозиционирования на основе прогностических моделей развития социума, цивилизации, в целом;

– общекультурного: основы культуры отношений человек – общество – природа; сохранение природного и культурного наследия России, суверенитета отечественной культуры; умения системного и вероятностного мышления во взаимосвязи социального и природного; умения ценностно-смысловой оценки происходящего с точки зрения последствий для будущих поколений;

– системного: способность обосновывать свои взгляды, мнения, поведение на основе понимания современной научной картины мира, совершенствовать ее восприятие на основе новой информации и личного опыта в течение всей жизни; понимание взаимосвязей и взаимовлияний социальных, экономических, экологических и политических сторон жизни общества; умение обосновывать выбор действий, поведения с применением категорий экологического и нравственного императивов (данное требование есть только в Федеральном государственном образовательном стандарте «Экология», хотя эта категория относится, прежде всего, к законам развития общества); представления о многофункциональности культуры, в т.ч. как способе организации жизнедеятельности и адаптации сообщества к окружающей его социоприродной среде.

Построение концепции курса «Обществознание» на основе его экологизации и описанных выше предложений позволит сделать существенный шаг к повышению гражданской зрелости выпускников школы, поможет им в самоопределении, осознанном выборе жизненного пути в условиях геополитических изменений и глобального экологического кризиса.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru